Sep 17, 2011 08:52
Недавно из любопытства, и даже принципа, посмотрел Космическую одиссею 2001. Если быть точным- вытерпел, но тут ходит слушок, что глубиной каждой её минуты не наслаждается только быдло, так что тссс!
В первую очередь, хоть и в отношении кино я человек терпеливый, способный вытянуть и 3-4-ёх часовой фильм, Одиссея у меня вызвала ярко выраженный "депрессион- холендрик синдром"™ наверно уже в первые минут пять, может чуть больше. В фильме почти нет никакого сюжета, но есть повестование, которое длится просто мучительно долго, лишь изредка прерываясь "потоками сознания". В ходе просмотра у меня создалось впечатление, что такая методика повествования- это что-то, по результату очень похожее на манеру совеременных блокбастеров, где всё происходит слишком быстро и динамично, чтобы зритель что-либо вообще мог успеть осознать, только наоборот- фильм "медиативно" втягивает тебя в повествование, до того, пока ты полностью не проникнешься его атмосферой, отключив сознание и сдавшись в обьятие его очарования, или, в другом случае- мучает тебя общей тянучестью действия, после чего в конце торжественно выплескивает на зрителя пару образов, полных "глубоких мыслей". И мне искренне жаль того, кто будет смотреть этот фильм, но эти мысли не прельстят его своей мудростью. Себя, например, мне было жаль.
Как выразился один мой знакомый, "Кубрик возвёл уныние в искусство, это тоже достижение".©
Так как фильм заанализирован досмерти ценителями и почитателями, по хорошему, можно ознакомиться с его смыслом в интернете за пять минут, но вкратце- он повестует о том, как человечество, начиная из далёково прошлого, от обезьян, шло по пути эволюции благодаря таинственным космическим артефактам, аллегорически представляющим Бога. Так как всем известно, что с образом ему в человеческой историии не повезло (не у всех бородатые деды вызывают тёплые детские ассоциации), Кубрик отстранился от ограниченных предрассудков прошлого и представил Бога, не много не мало, чёрным квадратом (привет, Малевич!). Философские преоброзования не остановить, так что, думаю, когда нибудь мы сможем Его представить болотной тиной, отказавшись и от ограниченного образа завершённой и осмысленной геометрической фигуры, как уже смогли отказаться от антропоморфного образа. Но я отвлёкся. Судя по картине, мощь этих артефактов заключается в том, что каждый, причаствишийся их, сначала теряет рассудок (впрочем, таков побочный эффект от всего современного искуства), а после- переходит на следующую ступень эволюции. Вообщем- то, фильм пронизан идей "сверхчеловека", что выражается и в сопровождающих фильм композициях, написанным по Ницшевским книгам. Обходя стороной обояние такой концепции, мне кажется, что все разговоры о светлом будущем человечства всегда связаны с некоторой долей безрасудства- пророча человеку великое будущее, пророчащий почти всегда забывает, что ни один из знакомых и окружающих его людей до этого будущего вообще не доживёт. Звучит песимистично, но большинство современных людей ждёт только могила с червями и тесная жилплощадь из пары досок. И в этом заключается новый аристократизм нашего времени, основанный не на роялистских притязаниях, но научных представлениях- будущим всегда везёт больше, чем прошлым. Прошлые- в прошлом, и если даже человек будущего станет бессмертным, миллионы и миллиарды людей, которым просто не повезло, навсегда сгинут в бесконечную пустоту. Раньше хоть считалось, что главное счастье, как любовь- доступно каждому, в смешных современному человеку разговорах о рае и аде- хотя бы было больше справедливости, но сейчас все признаны одинаковы несчастными, а спасение принято ожидать лишь в призрачном грядущем- хоть мистическим способом, хоть каким.
Творчество Кубрика пронизано мизантропией, и потому, даже для того, чтобы преобразиться, в конце фильма главному герою требуется сначала умереть- но в этом поступке заложено не самопожертвование, не что либо ещё, но именно отказ от признаной безнадёжно испорченной человеческой природы. Не уверен, что режиссёр, надеющийся, по его словам, что" когда нибудь человек, избавившийся от своего тела и сбросив оковы природы, превратиться в бессмертный разум и дух, питающийся энергией вселенной", способен понимать и понимал то, что делает людей счастливыми, и в чём радости жизни человека. Нормального человека.
Кроме того, есть что-то настораживающее в том механическом магизме, который одним прикосновением переводит человека на другую ступень эволюции- не являясь плодом его духовного или нравственного совершенствования, оно, вероятно, его и не обеспечивает, но при этом, безусловно, даёт человеку больше возможностей и власти. Нельзя не заметить схожестви с мифом об Адаме и Еве, вся суть морали которого заключалась в последствиях той такой притязательной и короткой фразы змея:"Сорвав плод с этого древа, вы станете как боги". Здесь как минимум есть о чём подумать. Если захотеть.
Резюмируя всё, хочу сказать, что несмотря на тот эффект, который фильм произвёл в свои 68-ые спецэффектами и реалистичным отображением космоса, для современного зрителя он становится или пыткой, или, при определённом складе мысли, чуть ли не квинтенсенцией мудрости. Последнее незаслуженно, как по мне.
Кроме того, посмотрел Фонтан, но о нём сказать могу не многое. Если вкратце- бессвязная муть с нецепляющей драмой и шикарнейшей музыкой.
Фонтан,
Космическая Одиссея 2001,
Стэнли Кубрик