О наболевшем.

Jan 02, 2011 04:01

Последнее время никак не могу выбросить одну тему из головы, что уже достало не только моих друзей(что ещё ладно, их не жалко), но и меня самого. Может словоизлеяние здесь облегчит душу. Писательскими талантами не блещу, так что читать может быть немного сложно и неудобно, надеюсь хоть интересно. Итак, поехали.
Аватар.
Несколько Оскаров, зрительское признание, сотни, даже тысячи фанатов, культовый статус Кэмерона, "потрясяющая" визуальная составляющая- всё это создало вокруг фильма немалую шумиху (Оскар в меньшей степени, конечно, скорее фильм дал шумиху ему и его неоднозначным решениям). И всё же, находятся люди, которых в нём многое не устраивает. Обычно говорят, что в фильме плохой сюжет, но это не правда. Сюжет здесь по- голливудски хорош и выверен. Плоха идея. Понимаю, что навлеку на себя гнев людей, которые посчитают, что я слишком глубоко копаю от "нечего делать"(философия вообще- удел праздных), и фильм всего лишь аттракцион- красочный, незабываемый, но бессмысленный.
Но и это не правда.
Сам Камерон и большинство критиков отмечают в фильме наличие посыла людям .По словам режиссёра, он хотел, чтобы люди выходили из кинотеатров с мыслью "Что мы, человечество, наделали?". Жаль только, что глубокий смысл вызывает, в данном случае, не столько сравнение с зарытым сокровищем, сколько с глубоким болотом- ну её к чёрту, вашу глубину, я лучше обращусь к более прозрачному, но чистому, ручью. Основная идея фильма, вообщем- то,  лаконично сводится к фразе "Берегите природу, мать вашу". Без сомнений, посыл полезный, но реализация за гранью добра и зла. Мне понятны призывы беречь природу ради сохранения жизни для человечества, и призывы беречь ту красоту, что нам создать неподвластно. Но правда в том, что природа никогда не была нашей матерью- мы со своего рождения были поставлены ей в самые жестокие и суровые условия, и были вынуждены выживать. Легко рассуждать о близости с природой в квартире с кондиционером, мало кто из людей стал бы это делать при встрече с голодным медведем . Многие отмечают, что с выходом этого фильма популярная антиутопическая идея "человечество- говно" вошла наконец-то в мейнстрим. Но если посмотреть на другие произведения такого рода, на "Район №9",  например, очевидно, что если большинство этих фильмов стараются (и зачастую довольно успешно) обивнить человека в бесчеловечности, то фильм Камерона идёт дальше- он обвиняет нас в человечности. И с такой точки зрения неудевителен конец фильма, когда Джейк не только помогает обиженным (что в принципе долг любого честного человека), но и предпочитает вообще перестать быть одним из homo sapiens.
Сюжет просто изобилует странностями. Попытки выжить в лесу вызывают приступы ярости у представительницы расы Н'ави, потому что, видите ли, Джейк нарушает баланс природы. Вот если он перед убийством произнесёт убитому животному благодарность, то всё обернётся совершенно иначе (как будто животным не всё равно, как их убивают). Показывая расу Н'ави, Камерон не только идеализирует образ близких природе аборигенов (не впервой, вспомним Покахонтос), но вообще не вмещается даже в рамки собственной логики- если животные наши братья, так логичнее,наверно, было бы их не есть вообще, а не просто гордится своей сознательностью. Учитывая же, что реальные исторические аборигены практиковали каннибализм, приносили человеческие жертвоприношения, и носили кожу людей в качестве одежды, разговоры о возвышенности близости с природой кажутся абсурдными.
Кроме того, в фильме проявляются типичные для Востока идеи, например та, что говорит, что человек как сознательная личность- не стоит ничего. Достаточно вспомнить массовые молитвы в трансовом экстазе, и то, что после смерти память всех нави вроде бы становится частью природного мира. Я считаю, человек достаточно самобытная единица, чтобы даже после смерти он сохранил свою личность, если уж фильм затрагивает мистику.
Не раз слышал, что это кино надо уметь смотреть отключая мозг. И что Аватар прекасен, просто не надо в него вдумываться. Но честно, это похоже на то, как если бы вам сказали- взгляните на эту картину, в ней совершенно отвратительный рисунок, но краски достойны восхищения. Сюжет, идея и мораль- важные составные части любого кино, которое хочет считаться произведением искусства или хотя бы хорошей лентой. И если одна часть произведения плоха, то и полностью оно не имеет право претендовать на звание шедевра.
Благо, Камерон не единственный режиссёр на свете.
PS Отличный юмористический ролик о манере людей опускать самих себя:

image Click to view



avatar

Previous post Next post
Up