"Любовь между строк": Эпистолярная Каренина 21 века

Aug 07, 2020 08:51

Люди писали друг другу письма веками. Существует берестяная грамота с письмом "Ты на меня обиделся? Почему не приходишь?" тысячелетней давности. Глиняной табличке "Я приехал в Вавилон, не увидел тебя и очень расстроился, напиши, что ты придешь" три с половиной тысячи лет. Но только современные технологии позволили переписываться в режиме реального времени, когда адресат получает твое письмо спустя несколько секунд. Именно благодаря им случайная ошибка в адресе может привести к нечаянной любви и поменять жизнь. Фильм "Любовь между строк" ("The Space Between The Lines", "Gut Gegen Nordwind") рассказывает нам историю отношений по емейлу.



Кадр из фильма


image Click to view



Лингвист Лео Лейке получает письмо с просьбой отменить подписку на журнал от некой Эммы Ротнер - его адрес похож на адрес издательства, и это уже третье подобное письмо. Обычная житейская мелочь - искра диалога гаснет в повседневности. Но под Рождество Лео получает второе письмо от Эммы с безличным и шаблонным поздравлением. Переживая недавнее расставание, он эмоционально отвечает на спам, получает колкий ответ, и, как сказано у Аверченко, "все заверте..." - начинается диалог, в котором реплики будут разделять секунды или недели, и за год очень сильно изменивший жизнь наших героев.



Лео играет Александр Фелинг ("Бесславные ублюдки", "Тайная жизнь")

Фильм - экранизация романа "Лучшее средство от северного ветра" немецкого писателя Даниэля Глаттауэра, ставшего бестселлером - тираж превысил два с половиной миллиона, и произведение перевели на 28 языков. Книга - возрождение когда-то популярного жанра эпистолярного романа, в тексте только письма (иногда с полем "тема письма") и относительные даты ("через восемь секунд", "через восемнадцать дней"). На основе такого формата можно представить спектакль, и они ставились, а вот на экран язык переписки перенести сложно. В картине вынужденно показывают не только персонажей, печатающих или читающих текст, но и более широкую панораму их жизни, которую читатель книги может только представить по упоминаниям в переписке.



Девушка Лео занимает гораздо больше экранного времени, чем книжного текста. А еще в постере с объятьями не Эмма, а именно она, что довольно забавно

Лично на мой взгляд, с очень сложной задачей переноса эпистолярного романа в кино режиссерша Ванесса Йопп не справилась - особенность книги - только письма, стала лишь частью достаточно привычной истории. Без знания первоисточника обилие переписки смотрится странно, а с ним странно выглядит количество обычных сцен. Это немного грустно на фоне того, что к актерам, операторской работе или музыке нет никаких претензий.



Эмма за перепиской

Несмотря на неизбежные потери, экранизация сохранила богатство исходной переписки - Лео и Эмма умны, аналитически мыслят и прекрасно умеют ехидничать друг над другом, так что наблюдать их электронный диалог интересно. Но в целом картина достаточно спокойная, без надрывной драмы, и по атмосфере больше всего похожа на недавнюю "Он и она". В каком-то смысле концепция отношений, которые становятся возможными благодаря новым технологиям, перекликается с уже классической мелодрамой "Неспящие в Сиэттле". А упомянутая в заголовке "Анна Каренина" вспоминается из-за схожей ситуации - Эмма сначала пишет, что счастлива в браке, но потом выясняется, что это не так. Что именно было не так в ее браке, останется без очевидного ответа.



Лео и Эмма совсем рядом, но не видят друг друга, прямо как в "Он и она"

Важное отличие книги и фильма заключается в том, что у книги открытый конец - мы не знаем, что делали герои, только то, что они писали друг другу. И вариант, показанный в фильме, возможен, но крайне маловероятен. В продолжении "Все семь волн" Глаттауэра мы узнаем - нет, Лео и Эмма не встретились тогда, и их отношениям потребуется еще одна итерация переписки. Фильм же движется по канонам мелодрамы с неизбежным, пусть и не очень желанным, хэппи-эндом. А, между прочим, можно было и рискнуть сделать как в книге, в конце концов герои прекрасного "Перед рассветом" смогли снова встретиться только через много лет.

Жаль, что в фильме выбросили достаточно забавный эпизод, когда Эмма знакомит Лео со своей подругой Леной, и что из этого выходит.



Семья Эммы. Может быть, то, что в ней дети только от первого брака мужа - намек на причину проблем Эммы?

Поворот в мелодраму, что в книге, что в фильме, выглядит очевидным и слабым ходом. Лично мне было бы интереснее посмотреть на историю, когда по случайности герой находит родственную душу, соулмейта. Это более редкий и интересный вариант, при котором может не быть романтических отношений. Историю Лео и Эммы, переписывающихся годами, обсуждающих партнеров, помогающих друг другу и все так же подкалывающих один другого, сложнее было бы написать, хотя она могла бы стать интересней. Но это уже должно прожить жизнь поколение миллениалов, чья молодость, первые любовь и дружба остались в аське и электронной почте, зрелость идет сейчас в ватсаппе и телеграме, а старость будет проходить в том, что еще не придумали.

В целом перед нами классическая мелодрама, диалектически соединяющая высокие технологии, необходимые для сюжета, и мило несовременное отсутствие сюжетных неожиданностей.

Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картиной.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.



Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney



культурные артефакты

Previous post Next post
Up