Спустя почти год возвращается к полетам ракета-носитель Vega, потерпевшая аварию 11 июля 2019. Кроме проверки в полете принятых мер по исправлению проблемы, приведшей к аварии, впервые в космос отправится новый универсальный диспенсер SSMS с 53 спутниками. Пока что две попытки запуска отменены из-за высотных ветров, дата третьей еще не объявлена, но кроме погоды старту ничего не мешает.
Vega перед первым пуском, фото ESA
Авария
11 июля 2019 года на третьей минуте полета факел работающего двигателя просто погас.
Это уже было тревожным признаком. И, когда в телеметрии скорость начала падать, а траектория заметно отклонилась от расчетной, стало понятно, что ракета с полезной нагрузкой (разведывательный спутник Объединенных Арабских Эмиратов) потеряны. Любопытно, что если французский диктор практически сразу стала сообщать о ненормальной траектории, английский комментатор еще долго игнорировал происходящее и рассказывал отвлеченные вещи.
История с аварией Ariane 5, как бы это ни было прискорбно, во многом повторилась. Официальное объявление об аварии последовало в трансляции только спустя несколько минут.
Кадр из трансляции
Ночная темнота не позволила наблюдать ракету, а тихое погасание факела подсказывало совершенно абсурдную гипотезу самопроизвольного выключения двигателя. Вторая ступень твердотопливная, они просто так не гаснут, так что это точно не могло быть причиной. Из открытых данных можно было только сделать вывод о какой-то проблеме, появившейся в районе 120 секунды полета, результатом которой стало отсутствие тяги второй ступени. Нужно было ждать результатов официального расследования.
Вторая ступень ракеты-носителя Vega в разрезе
Установка второй ступени при сборке ракеты перед пуском
Результаты расследования были опубликованы осенью. Оказалось, что причиной аварии стало разрушение теплозащиты верхнего торца корпуса двигателя второй ступени Zefiro 23 - горячие газы от работающего двигателя прорвались вверх и привели к разрушению ракеты. Точная причина этого разрушения не установлена, но подозревают ошибку при производстве. Вторая ступень имеет наивысшее давление в работающем двигателе, 92,7 атмосферы, для максимальной легкости конструкции материалы работают на пределе, и небольшое нарушение технологии может иметь самые неприятные последствия. Потенциально слабое место исправили просто, увеличив толщину теплозащиты и приняв другие, не упомянутые конкретно, меры.
Исямэсес
Четвертая ступень и полезная нагрузка на диспенсере SSMS, изображение ЕКА
Новинкой предстоящего пуска станет универсальный диспенсер Small Spacecraft Mission Service (SSMS). Чешская SAB Aerospace и итальянская Bercella разработали для Arianespace универсальный модульный спутниковый диспенсер. Он призван сделать ЕКА конкурентоспособным на рынке попутного запуска небольших спутников. Шесть возможных конфигураций позволяют легко дополнить любой спутник попутной нагрузкой. А спрос есть - микроспутники заняли примерно половину из всех запущенных в 2019. И недавно аналогичную программу попутных пусков объявила SpaceX, а Илон Маск
заявил, что по ней заключены контракты уже более чем на сотню спутников.
Иллюстрация ЕКА
В этом пуске в полет отправятся 53 спутника, в том числе первый словенский NEMO-HD, студенческий UPMSat-2 Мадридского политехнического университета, канадский GHGSat-C1 для мониторинга выбросов парниковых газов и другие.
Больше "Вег"
Vega с указанием производителей компонентов, изображение ЕКА
Сама ракета-носитель Vega достаточно активно развивается. В этом или следующем году в первый полет должна отправиться новая модификация Vega-C. Первые две твердотопливные ступени заменят на более мощные, что позволит поднять грузоподъемность с 1500 до 2200 кг на солнечно-синхронную орбиту. Ведутся работы по созданию новых вариантов для полезной нагрузки - VEnUS с электрореактивным двигателем сможет выводить спутники на более высокие орбиты, к Луне или использоваться в обслуживании спутников на орбите. А возвращаемый аппарат Space Rider на базе успешно слетавшего в 2015 IXV подойдет для полезных нагрузок, которые требуют возвращения на Землю.
Иллюстрация ЕКА
А в середине 20-х ожидается еще одно обновление. На Vega E планируют заменить третью (твердотопливную) и четвертую (жидкостную) ступени на жидкостную M10, работающую на экологически чистых компонентах "жидкий кислород/метан". Невольным следствием такого решения будет еще одно ухудшение ситуации для украинского "Южмаша", который сейчас производит двигатель РД-843 для четвертой ступени AVUM, работающей на токсичных гептиле/амиле.
В итоге планируется, что Vega сможет выводить 2200 кг на солнечно-синхронную орбиту за примерно 40 миллионов долларов и займет промежуточное положение между сверхлегкой РН Electron (до 225 кг на ССО за 7 миллионов долларов) и Falcon 9 (18200 кг на ССО за 62 миллиона).
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:
Вконтакте,
Facebook,
Twitter,
Instagram,
YouTubeПоблагодарить деньгами:
Яндекс.Деньги,
PayPal,
Webmoney