Задачи для лунной базы

Jan 15, 2020 08:41

В предыдущем материале мы рассказали о том, как NASA собирается строить станцию Gateway на орбите Луны, и какие функции она сможет выполнять. В рамках программы Artemis пока что рассматриваются только высадки на поверхность, но в глобальном смысле следующим логичным шагом должно будет стать строительство лунной базы. Здесь мы разберемся, какие ( Read more... )

освоение Луны, пилотируемая космонавтика

Leave a comment

ardelfi January 15 2020, 04:13:30 UTC
Всё мимо. Даже удивительно.
Луна -- это источник дешёвой массы, и орбитальная платформа. Всё остальное -- ля-ля на уровне европейского космического агенства и их лунной деревни.
Поселение в космосе, и все сопутствующие проблемы -- это никого из заказчиков не интересует. Штатам захотелось лёд для возможности делать компоненты топлива. Позднее может захотеться добывать конструкционные материалы. Но никому даром не нужна возня с буфетами-туалетами-лазаретами сама по себе. Это время прошло, цирк уехал.

з.ы. Вот такое в насовских картинках рисуют в 2019. Там всё о массе.

... )

Reply

(The comment has been removed)

ardelfi January 15 2020, 10:32:01 UTC
Гуглите это: "NASA Lunar ISRU Strategy NTRS"

Reply

german_kmw January 15 2020, 15:43:58 UTC
Масса, масса... А куда лететь? Сейчас уже понятно, что условия на Марсе не сильно лучше лунных, а другие планеты Меркурий, Венера, Европа, Ганимед и пр. для человека не годятся. Для исследования Марса и спутников Юпитера достаточно аппаратов небольших - Кассини или Киорсюнити дают прекрасную информацию. Целей для пилотируемых полётов к Марсе или дальше, пока что тоже нет.

Reply

(The comment has been removed)

german_kmw January 15 2020, 16:03:58 UTC
Это то понятно, но для нынешнего уровня развития даже возвращение на Луну в виде флаговтыка предел технических и экономических возможностей.
С добычей минералов и на земле проблем нет, а вот энергоресурсов уже не хватает.
Я так понимаю, что реактивную массу амеры считают для пилотируемого полёта к Марсу.

Reply

ardelfi January 15 2020, 16:30:18 UTC
Сравните дельта-в с Луны на ГЕО, и с Терры на ГЕО. Разница -- это разница не только в цене, но и разница в потенциальной ёмкости логистики. Никогда и никакие БФР не натаскают туда десятки или сотни тысяч тонн массы, а это лишь масса одного танкера. А с Луны натаскают, если там будет топливно-энергетический комплекс для буксира, и добывающий для материалов. Всё это не новые идеи, новое в этом лишь протрезвение от полусотни лет планетарной дури со временён Аполло.

Reply

german_kmw January 15 2020, 16:35:50 UTC
А расчёт есть сколько нужно натаскать на Луну для топливо-энергетического комплекса?
Лучше уж развивать ядерные технологии ( а потом и термоядерные), чтобы оперировать другими энергиями, чем маятся с "керосинками".
Например, выводим атомный буксир, на 800 км и буксиром с этой орбиты таскаем на ГЕО.

Reply

ardelfi January 15 2020, 16:51:08 UTC
Пока с эм-драйвом непонятно, любые перемещения в космосе требуют расхода реактивной массы, и закон сохранения импульса продолжает работать. Это может быть кислород-водородная ракета, или водородный ЯРД, или реактор с электромотором, но расходная масса неизбежна. Кроме того, взлететь с Луны нужна тяга, а у электромоторов тяга околонулевая -- нужен либо ЯРД, которого сейчас нет, либо кислород-водородная ракета, которая сейчас есть ( ... )

Reply

german_kmw January 15 2020, 17:01:33 UTC
Двигательный узел можно сделать заменяемым или заправляемым - отправлять кораблик с реактивной массой время от времени и заправлять. Как на МКС Прогресс прилетел, отработал, улетел. Эта система уже отработана, она по силам.
А строить завод на Луне, нужна новая экономика, компактные ядерные реакторы которых нет, предварительное изучение Луны в месте строительства завода - этого тоже нет, пилотируемые полёты на Луну - нет. Это может быть реализовано, но над этим даже не работают, пока хотят отправит людей и посмотреть есть ли там действительно доступная вода на полюсах.

Reply

ardelfi January 15 2020, 17:46:54 UTC
Если вы не начнёте считать деньги, не сможете понять почему что-то происходит или не происходит. Отправить кораблик -- это сто мегабаксов минимум, и цена той (небольшой) массы будет сто мегабаксов минимум, и отправлять вы будете лишь один-два таких кораблика в год максимум.

Завод на Луне -- это не завод на Луне, как вы его можете представить. Впрочем, вам нравится -- представляйте, ничего плохого в этом нет.

Reply

german_kmw January 15 2020, 17:55:36 UTC
Запуск "Протона" стоит около 5 миллиардов рублей (80 млрд долларов), как Вы указали - это 1 тонна на Луне. Это один из самых дешёвых носителей на сегодняшний день, ну пусть не тонну он доставлять будет, а три. Это 35 миллионов долларов за тонну.
Вопрос сколько тонн нужно отправить на Луну для Завода? 100-200? И зав сколько лет завод начнёт окупаться.
Тем более спутники делать можно только на Земле, а вы предлагаете запустить спутник на Луну, там погрузить на ракету и отправлять на ГСО?

Reply

ardelfi January 16 2020, 03:15:35 UTC
Не 80 миллиардов долларов, а 65 миллионов. Не три тонны, а одна ("Луноход" как раз под тонну был).

Вы задаёте преждевременные вопросы, и я уже дал преждевременный ответ -- от одной тонны. Это модуль с прототипами компонентов всего комплекса, либо с частью компонентов -- всё в мелком масштабе, фактически лабораторный аппарат. Конкретно этот аппарат окупится моментально после испытания всех доставленных компонентов, если будет первым таким. Если не первым, останется испытанным прототипом, и основой для возможного масштабирования технологии. Будет некое соотношение массы и производительности (по материалам), в котором будет ответ на ваш вопрос, который вы даже не задали: сколько будет стоить завод с конкретной производительностью по материалам.
Я уже не раз и не пять описывал что предлагаю, потому простите что не стану повторять этот процесс снова. Сразу ответ: нет, не помню где -- где-то в околокосмических жежехах, которые читаю, также наверно в своём в коментах.

Reply

Лунный ТЭК может начаться с одной тонны pa3_the_dog February 4 2020, 13:52:10 UTC
и разваться параллельно с отдачей (в том числе массы)
=================================
однако: взлететь с Луны нужна тяга

Reply

Re: Лунный ТЭК может начаться с одной тонны ardelfi February 4 2020, 14:50:40 UTC
Кому нужно? Железу? Первые десятки-сотни тонн не требуют никакого возврата. А после в любых вариантах подразумевается орбитальный кораблик, умеющий садиться с окололунной, и взлетать обратно с грузом. В вакууме, слабой гравитации и всего на ~2000м/с это нетрудно.

Reply

Re: Первые десятки-сотни тонн не требуют никакого возвр pa3_the_dog February 5 2020, 18:47:07 UTC
Естественно. Дохлое железо - вообще ничего не требует.
А рабочего - нет. Даже на кульмане, рейсфедером по ватману.

Reply


Leave a comment

Up