Заканчивается время голосования на премию
NeForum Awards, и вместе с ним постепенно подходит к концу наш вечер воспоминаний. Одной из последних хочется вспомнить мою самую любимую серию - "облегчение доступа в космос". Даже спустя 60 лет после запуска первого спутника добраться до орбиты непросто. И у человечества появлялась масса разных идей, как сделать космос доступнее.
Началось все с обзора
способов посадки первой ступени - в 2013 году мир еще только ждал первого возвращения ступени Falcon 9. Расчеты запасов топлива оказались по нижней границе - реальная ступень делает несколько включений и расходует больше топлива. Также спустя некоторое время мне попалась информация, что у Ми-26 есть ограничения на максимальную скорость снижения (у вертолетов существует опасный режим "вихревое кольцо", который не позволяет быстро спускаться), да и ступень за прошедшие годы подросла. Но воздушный подхват все равно остается самым выгодным с точки зрения экономии топлива вариантом, будет забавно, если в будущем кто-нибудь попытается ловить ступень гигантским дроном-квадрокоптером.
Следующим очевидным вопросом стала
история Спейс Шаттла - пока единственного многоразового аппарата, который эксплуатировался десятилетиями и в итоге оказался экономически невыгодным. Возможно, кстати, что успеха достигнут
минишаттлы - аппараты гораздо меньшего размера.
Нередко вспоминают про
воздушный старт, не задумываясь, что для достижения космоса главное - это скорость, а не высота.
Еще более утопичны проекты
одноступенчатых орбитальных аппаратов.
Лично мне нравится идея
"большой глупой ракеты", и очень жаль Лутца Кайзера, который мог стать Илоном Маском 1970-х. Вообще, увы, хватает
тех, кому не повезло. А про ракету OTRAG в итоге получилась мини-серия:
вопросы надежности и
сценарии отказов.
Однажды по дороге на работу мне пришла в голову
идея специализированной ракеты (которая, естественно, уже приходила раньше в другие головы). Здесь же уместна
история провалившихся крылатых ракет. А после гиперзвуковых военных испытаний вполне возможно, что эта система в будущем в каком-то виде реализуется.
Хорошо было бы иметь
универсальную ракету для разных полезных нагрузок, но, увы, пока не получается. Пока что отдельно разрабатываются и
сверхтяжелые и сверхлегкие ракеты (
раз,
два,
три). А иногда им
приходится худеть.
Исторически первым посадил и повторно использовал первую ступень
Безос на New Shepard. Формально это не космический носитель, но суборбитальный туризм - полноценный сегмент космического бизнеса. Да и Безос потом собрался делать тяжелый многоразовый New Glenn.
Ну и, конечно же, много SpaceX и Маска. Один пост обращает внимание на
самые очевидные проблемы, которые ему придется решить. Материал до сих пор актуален, потому что только сейчас у Маска постепенно начинает появляться статистика экономической эффективности многоразовых ступеней. Критические разборы
ITS и
BFR (а также
про ракетную почту) - лично мне хочется не мечтаний, а конкретики. Как SpaceX
набирает темп пусков.
Внезапные китайцы, которые вдохновлялись, но не копировали Falcon 9.
Мало запустить полезную нагрузку в космос. Есть варианты как сделать ее эффективнее там. Например, можно
заправлять спутники. В некоторых операциях могут оказаться полезными
тросовые системы.
Если вам понравился материал, вы можете проголосовать за меня (Филипп Терехов) в номинации
"Лучший лонгрид LiveJournal" Neforum Awards 2017.
Я в социальных сетях:
Вконтакте,
Facebook,
Twitter,
Instagram,
YouTube