Водное дежавю

Aug 29, 2016 08:53



На днях появилось видео очередных испытаний приводнения корабля "Орион".

image Click to view



Там показаны испытания удара о воду в случае сильного бокового ветра. Видео красивое, но вызывает серьезнейшее ощущение дежавю - такие же испытания такого же по виду модуля "Аполлона" проходили в таком же (если не том же самом) бассейне пятьдесят лет назад. А, поскольку тогда технология только создавалась, смотреть те испытания интересней - корабль кувыркался и даже тонул.

Предпоследнее испытание

Тест 25 августа был девятым и предпоследним по плану в этой серии испытаний. Капсула ударилась о воду в положении "на боку",с серьезной горизонтальной скоростью и снижаясь на пять с лишним километров в час быстрее из-за симулируемого отказа одного из трех парашютов. Тестовые манекены, которые при обычном приводнении должны вжиматься в кресла, в этот раз смещались вбок. Жаль, в видео показаны только виды снаружи. Но в старых записях 60-х годов можно найти кадры, которые снимались изнутри.

image Click to view



Модели

Отдельно стоит отметить, что сейчас натурные испытания используются по большей части для подтверждения параметров, полученных на компьютерных моделях. В 1960-х с компьютерами было хуже, а полноразмерные модели были не дешевле сегодняшних, поэтому использовались масштабные (уменьшенные) модели.

image Click to view



В конце видео показаны тесты посадки модели на твердую поверхность. Идея сажать "Аполлон" на сушу, а не на воду не рассматривалась широко, но, тем не менее, в архивах много материалов с тестами именно такой посадки (с 9:25).

image Click to view



Буль-буль

После уменьшенных моделей настала очередь проверки полноразмерных макетов "Аполлона". И тут инженеров ждал сюрприз - в первом тесте командный модуль утонул (с 10:31).

image Click to view



Расчеты корпуса на прочность оказались неверными - он просто треснул от удара. В видео выше можно оценить, насколько велика была трещина, раз манекены обдало немаленьким потоком воды. Инженерам пришлось переделывать конструкцию и проводить дополнительные испытания в разных условиях, с фиксацией процесса множеством камер (с 11:31).

image Click to view



А, возвращаясь к "Ориону", его испытания кажутся немного скучными, потому что вероятность таких ошибок меньше на порядок, и ты уже заранее знаешь, что тест наверняка пройдет успешно.

Крен и шарики

Если вы внимательно смотрели видео, то могли задаться вопросом - а почему капсула касается воды, как правило, с креном? Ответ на самом деле довольно прост - при нулевом наклоне почти плоский теплозащитный щит привел бы к более жесткому удару плашмя. А с креном капсула входит в воду постепенно, и перегрузка от удара заметно меньше.

А если вы смотрели фото- и видеоматериалы приводнения "Аполлонов", то наверняка заметили три шарика в верхней части капсулы. Их предназначение тоже довольно простое. При посадке капсула могла перевернуться, и такое положение было бы устойчивым. Это, например, случилось с "Аполлоном-11" (с 2:43)

image Click to view



Пришлось добавить надувные мешки, которые бы стремились поднять нос аппарата вверх. Забавно, но совершенно такие же мешки стоят и на "Орионе".

image Click to view



Эпилог

Несмотря на острое чувство дежавю, зрелище, особенно под эпическую музыку, все равно симпатичное. Во втором испытании, кстати, виден переворот вверх ногами, который не исправляется, потому что на тестовой капсуле не поставили надувные мешки.

image Click to view





культурные артефакты, незаметные сложности, пилотируемая космонавтика, красиво

Previous post Next post
Up