Реформирование МВД в нынешнем виде больше похоже на припудривание покойника. Точечные нововведения и пресловутые кодексы этики неспособны «перевоспитать» коррумпированных милиционеров. Да и начинать надо не с них: в системе, где госслужащие не служат народу, а «зарабатывают» капиталы, нет и не может быть честных милиционеров, - к таким выводам пришли эксперты, выступавшие на диспут-клубе АНЦЭА «Антикоррупционная политика в отношении органов обеспечения правопорядка».
Анамнез
Вся система правоохранительных органов фактически не менялась еще со времен плановой экономики, чего нельзя сказать о самой экономике и российском обществе. Переход к «рынку» и рост доходов различных категорий населения создали с одной стороны, класс элиты, для которой законы толкуются особым образом, и средний класс, который предъявляет свои запросы к качеству государственных услуг в общем, и охраны правопорядка, в частности. Бурное развитие товарно-денежных отношений провоцирует рост числа злоупотреблений в правоохранительной системе, уверен Николай КОВАРСКИЙ, сопредседатель «Клуба 2015».
Сложно создавать новую систему из людей, несущих в себе старые привычки, мотивации и недостатки. Сложно представить, что можно каким-то образом реформировать систему, среди главных проблем которой низкое качество отбора кадров, неправильные мотивации служащих, торговля должностями, участие работников системы разных уровней в бизнесе (от легитимного до криминального), низкое качество образования, неадекватность процедур самоконтроля, перечислил Коварский.
Елена ПАНФИЛОВА, директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл - Россия», в свою очередь, уверена, что грядущая реформа МВД - превращение милиции в - полицию не сможет решить даже части задач, возлагаемых на нее. Реформировать МВД отдельно от смежных ведомств - ФСБ, ФСО, прокуратуры - бесполезно. В рамках такого подхода реального изменения содержания деятельности ведомства не может быть в принципе. «ПРИПУДРИВАТЬ» ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ, ЗАНИМАТЬСЯ ЕЕ РЕБРЕНДИНГОМ ПОЗДНО - ТРУП УЖЕ НАЧАЛ ПАХНУТЬ. ЕГО НАДО ЗАКОПАТЬ И ЗАБЫТЬ О НЕМ, считает Панфилова.
Воровать - так миллион
Ключевая проблема всей системы правоохранительных органов - коррумпированность ее сотрудников на разных уровнях. Однако в российской практике принято отделять «малую» коррупцию от «большой», писать отдельные кодексы этики для работников МВД, хотя во всем мире существует единый подход к коррупции и единый кодекс для всех «public officials». Российский перевод этого понятия - государственный служащий, что сразу придает оттенок служения именно государству в лице его отдельных представителей. На самом же деле само слово «public» значит «общество», иными словами это должен быть кодекс «общественного служащего». Отсюда и должны проистекать главные мотивационные различия.
Нужно выработать единое лекало борьбы как с «малой», так и с большой коррупцией, потому что на самом деле ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ИНСПЕКТОРА ГИБДД И «РАСПИЛИВАНИЕ» МИЛЛИОНОВ ГЕНЕРАЛА МВД - ОДНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ С РАЗНИЦЕЙ ТОЛЬКО В МАСШТАБЕ. В РОССИЙСКОЙ ЖЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДАЖЕ В СРЕДЕ САМОГО МВД ПРИНЯТО СЧИТАТЬ СТОРУБЛЕВУЮ ВЗЯТКУ - КОРРУПЦИЕЙ, А МИЛЛИОННЫЙ «ОТКАТ» - ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ, сетует Панфилова.
Российская коррупция родилась не вчера - этот институт создавался и совершенствовался веками. ИСТОРИЧЕСКИ В РОССИИ ВЛАСТЬ СТАВИТ СВОИМ ПРИОРИТЕТОМ ЗАЩИТУ САМОЙ СЕБЯ. ДЛЯ ЭТОГО СОЗДАЕТСЯ КОРРУМПИРОВАННАЯ ПРОСЛОЙКА БЮРОКРАТИИ, КОТОРАЯ ЗАЩИЩАЕТ ОТ ВНЕШНИХ ВРАГОВ И ПОТРЯСЕНИЙ, уверена Панфилова. ПОЛНОЦЕННОЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ПОЛУЧИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ, ПОКА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ У ВЛАСТИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ.
Действительно, отучить, к примеру, сотрудников ДПС брать взятки можно очень быстро, проведя ряд кардинальных изменений, как это было в Грузии. Если применить радикальные меры, можно получить новое МВД уже через три года, считает Коварский. Другое дело, что на верхнем уровне в сфере «большой» коррупции это вряд ли что-то изменит, потому что В РОССИИ НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, НИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, НИ МЕДИЙНОЙ. ЧЕСТНЫЙ МИЛИЦИОНЕР НЕ СМОЖЕТ ДОЛГО ПРОДЕРЖАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ, КОТОРОЙ ЕГО ЧЕСТНОСТЬ НЕ НУЖНА.
Грузинское «чудо»
В определенном смысле России повезло - она начинает свою реформу в то время, когда практически все страны ее уже осуществили, отметил Коварский. Иными словами, все рецепты известны, проверены и раскрыты, ничего придумывать не нужно. Совсем недавно свои реформы провели Грузия, Чехия, Венгрия, Эстония, Литва, Беларусь, Украина (негативный результат). Наибольших успехов удалось достичь, несомненно, Грузии.
Тотальная чистка госаппарата была начата в Грузии летом 2005 г. В один день были уволены 14 тыс. инспекторов ГАИ - одна из самых коррумпированных госслужб была ликвидирована, после чего начался набор новых сотрудников - полицейских, с новой формой, машинами и зарплатами минимум в $400 вместо $30. Борьба со взяточничеством получила беспрецедентные масштабы. За взятку любой суммы полицейский получал до 10 лет тюремного заключения. Выявлением коррумпированных сотрудников занималась специально созданная Генеральная инспекция. Главный метод выявлений - провокация. Максимальной прозрачности в прямом и переносном смыслах удалось добиться в работе полицейских участков - их построили заново из стекла, так, чтобы граждане могли непосредственно наблюдать за работой правоохранительной системы, рассказал Коварский.
Подобные изменения так или иначе коснулись всех государственных ведомств - количество чиновников было сокращено почти в 20 раз, в результате чего зарплаты оставшимся удалось поднять в 15 раз. Со своих постов были сняты все крупные чиновники, оставшиеся от режима Шеварднадзе.
Насколько все эти меры решили проблему «большой» коррупции в долгосрочной перспективе, покажет время. Однако одно очевидно - население стало совсем иначе относиться к полиции, служащие перестали брать взятки, а уровень преступности резко упал.
Ключевым фактором успеха были политическая воля и жесткость в следовании поставленным целям. Вместе с Саакашвили пришли новые люди, которым население поверило и выдало мандат на проведение коренных изменений. У нас же в стране пока не видно реформатора, который смог бы проделать с нашей правоохранительной системой нечто подобное. Да и новые, некоррумпированные силы допускаются в систему крайне неохотно, подытожил Коварский.
Экспертный канал "Открытая экономика" (opec.ru), 10.11.2010
http://opec.ru/text/1329079.htmlПримечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.