Перепись населения (комменты - Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, Антон ОРЕХЪ + блоггер из Перми)

Oct 26, 2010 21:10

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Записки коня в пальто (навстречу переписи населения)
Старый анекдот: мужчина стоит у зеркала, всматривается в отражение, щелкает пальцами, пытается что-то вспомнить… Голос из кухни: «Петя, иди завтракать!» Мужчина, радостно: «Точно: Петя!»
Кто мы? Каждый ли сразу вспомнит?
В Советском Союзе ответ на этот ключевой вопрос был дан столь же размашистый, сколь и пустой: новая историческая общность, советский народ.
Цену этой исторической новизне мы узнали на рубеже 90-х - окраины рванули от метрополии так, что пятки засверкали.
Ладно, с Союзом Советских - дело прошлое («умерла так умерла»), что же дальше? Мы теперь - кто?
В августе 1991-го ответ на этот вопрос казался очевидным: демократическая Россия; страна, после века коммунистического морока, снова принадлежащая европейской цивилизации!
Но двадцатый век не прошел даром: интоксикация оказалась слишком сильной. Демократический тренд накрылся ржавым тазом довольно быстро, и пошла писать губерния…
ИДЕОЛОГЕМЫ, МЕЖДУ КОТОРЫМИ РАЗОРВАНО СЕГОДНЯШНЕЕ РУССКОЕ СОЗНАНИЕ, СТОЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ И ДАЖЕ НЕПЕРЕСЕКАЕМЫ, ЧТО ТОЛЬКО ТРАДИЦИОННО ДОМИНИРУЮЩИЙ ПОФИГИЗМ ПОЗВОЛЯЕТ ИЗБЕЖАТЬ БОЛЬШОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Ни единой религии, ни единого этноса, ни общей социальной идеи… Друг степей калмык и злой чечен, ползущий на берег, сойдут с ума, встретившись в районе бутиков на Тверской.
ЯСНОСТИ В КЛЮЧЕВОМ ВОПРОСЕ - КТО МЫ? - ЗА 20 ЛЕТ НЕ ТО ЧТОБЫ НЕ ДОБАВИЛОСЬ - ИСЧЕЗЛА ПОСЛЕДНЯЯ. НАСЕЛЕНИЕ, ЗАПОЛНЯЮЩЕЕ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ, СЕГОДНЯ НЕ ИМЕЕТ, КАЖЕТСЯ, ВООБЩЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО, КРОМЕ ОБЛОЖКИ ПАСПОРТОВ, впрочем, такие же паспорта имеют люди, живущие в Абхазии и Южной Осетии…
Ты кто? Правильный ответ: конь в пальто. В том смысле, что не задавай глупых вопросов!
ЭТО НЕ СТРАНА, ЭТО РАЗОРВАННАЯ, НЕРАВНОМЕРНО ЗАПОЛНЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ. Где искать общий знаменатель для проживающих тут? В русской традиции - и новгородское вече, и Малюта Скуратов.
Имперская идея? Этот бобик сдох.
Свобода и права человека как доминирующая идеология? Этот бобик еще не родился.
Национальная идея? После Германии 30-х всякий приличный человек вздрогнет от такого словосочетания, но, как известно, яд от лекарства отличается только дозировкой. Одна из легенд польской «Солидарности», экономист Вальдемар Кучиньский на мой прямой вопрос прямо же ответил: общий знаменатель - мы поляки! - помог избежать большой крови в начале 80-х. У гданьского электрика, варшавских интеллектуалов и коммунистической номенклатуры нашлась общая точка опоры.
У нас ее нет. Этнос в России - как минимум не пункт единения. Да и у тех, кто приторговывает своей «русскостью», после трехсот татаро-монгольских лет мало шансов соответствовать ценнику.
Культура? Пушкин мог бы стать опорой и общим знаменателем, но и Пушкина мы давно разодрали в клочки по партийным спискам. Язык? Лично я, как раз на родной язык ориентируясь, запишусь русским, но интересно, что скажет об этом господин Дугин…
Стоим у зеркала, щелкаем пальцами. Кто мы… Кто мы?

The New Times № 34 от 18 октября 2010 г.
http://newtimes.ru/articles/detail/28963/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Антон ОРЕХЪ: Нужен ли стране каждый?
Я как человек, за прошлую перепись даже медаль получивший, уже никогда не смогу быть к этому мероприятию равнодушным. И теперь, по окончании переписи-2010, мне грустно. Я искренне считаю, что перепись не просто важное дело, а самое важное социально-статистическое мероприятие - даже более важное, чем выборы. Потому что выборы преследуют единственную цель, а их итогом становится, как правило, стыд. А у переписи достаточно вполне «мирных», не политизированных задач. Это, если хотите, учет, инвентаризация. Кому-то могут показаться второстепенными знания о владении россиянами иностранными языками или наличии интернета в домах наряду с туалетом. Но на деле эти вопросы создают вполне законченный образ человека в России и образ его жизни тоже. Потому что если условно 90% не говорят ни на каком языке, кроме русского, и то со словарем, то как мы собираемся интегрироваться в мир? Как мы собираемся в него включаться, если в домах нет интернета? А если мы точно будем знать, что какой-то процент живет не в домах, а в халупах без «удобств» да еще довоенной постройки - государство получит точное представление о том, сколько и где ему строить. А разве не интересно узнать, каков наш средний класс и класс предпринимателей, что проистекает из рода деятельности?
Я не отношусь к тем, кто скептически рассуждал о переписи в жанре «все равно сфальсифицируют» или «никакой заботы о людях на основании этих цифр не будет». В таком случае, думаю, проще было вообще ничего не проводить, чем чего-то потом фальсифицировать - никто же не заставляет перепись устраивать. Полагаю, что государству самому интересно знать, чем оно располагает. Но в итоге все вышло в жанре «хотели, как лучше».
Уже сейчас понятно, что не просто миллионы, а десятки миллионов граждан перепись проигнорировали. А следовательно, нормальной картины она не даст точно. Сведения из ЖЭКов не будут полными, и возникает мысль, что в таком виде переписывать население действительно было незачем. По поводу неявки были разные идеи. Кто-то хочет сделать перепись обязательной и штрафовать за уклонение. А в Челябинске мэр уже безо всякого законного основания грозит составить черные списки. Я, в общем, тоже считаю, что перепись должна быть обязательной, но, с другой стороны, мне очень не хочется давать государству легальную возможность наказывать людей еще и по этому поводу. Тем более что неявку могут использовать именно как повод насолить неугодным.
Я думаю, что и без принуждения можно все просто толковее организовать. Чтобы человек принял в чем-то участие, он, во-первых, должен иметь к этому интерес, а, во-вторых, это должно быть удобно. Интерес вызывали с помощью плоской, ходульной рекламы в стиле всех социальных агиток. Там почему-то думают, что если огромными буквами написать, что курение вредит вашему здоровью, то кто-то после этого бросит курить. Так же и перепись: написали, что это важно, и все должны немедля проникнуться. А реакция обывателя проста: вам важно - вы и переписывайтесь, мне же по барабану. И на самом-то деле заинтересовать человека таким мероприятием непросто. Социальная ответственность низкая, гражданская позиция у подавляющего большинства и рядом не стояла. И в принципе всем на все в широком смысле наплевать. Значит, надо напирать на удобство переписывания.
Главным удобством решили сделать поквартирный обход. Мол, вам и напрягаться не надо - к вам самим придут. Но не учли, что обход совершают студенты, делают это в рабочее время, когда никого нет. Но даже не это главное. Люди просто не хотят пускать посторонних. Кто-то из страха, а кто-то, как я, например, вообще не любит, когда кто-то незнакомый ходит по квартире. Ну неприятно мне это. Дома человек, как в своей крепости. Если у меня дела, то не надо меня отвлекать. Если я отдыхаю, то на кой черт мне визитеры. А может, я вообще только с кровати встал, а тут гости! А женщинам еще сложнее, потому что большинству из них просто стеснительно представать перед незнакомцами в домашнем виде - дамы и в булочную красятся и пудрятся. И это не шутки и не мелочи, это - психология. И поэтому переписчикам почти никто не открывает.
Многие с удовольствием пошли бы на перепись, как на выборы, но переписные участки никак среди прочих домов не выделяются, по крайней мере, в моей округе. Чтобы найти адрес, мне пришлось лезть в интернет, да и там не сразу нашел. А, кстати, почему бы не переписываться через интернет - в свете модернизации? Но на сайте переписи я такой опции не обнаружил, хотя не исключаю, что она есть.
Я не говорю уже про самих переписчиков. Молодые ребята, студенты. Для них, откровенно говоря, это совсем не радость, а унылый труд. Побыстрее обойти - и ладно. Поэтому анкеты поголовно заполняют халтурно, сами через раз неграмотные. А историю, рассказанную Александром Рыклиным в «Капле желчи», я с удовольствием пересказываю всем своим знакомым, и все они считают это готовым анекдотом.
Уверен, что куда разумнее было бы задействовать в переписи места, где люди работают или учатся. И собесы, где числятся пенсионеры. С учетом того, сколько времени на работе на ерунду уходит, 10-15 минут на перепись потратить не страшно - даже наоборот. Так было бы, на мой взгляд, намного эффективнее. Ну а безработных, бомжей, хворых переписывать традиционным путем.
И еще один важнейший момент был упущен - страх перед переписью как таковой. Люди боятся, что сведения о них станут известны, а всякий желающий сможет купить их по традиции на Горбушке за сто рублей. И никто внятно не объяснил, что анкеты анонимные. А среди вопросов нет, откровенно говоря, ни одного, который мог бы вызвать неудобство и обнародование ответа на который могло бы вызвать сенсацию. В конце концов, если вас смущает слишком маленькая или слишком большая жилплощадь, ну не пишите. Хотя вот эти-то сведения и без переписи достать можно хоть сейчас. Конечно, одинокие дамы часто пишут себя замужними, а женатые мужчины - холостяками, но это такое лукавство, которое вряд ли заинтересует хакеров. В общем, «стихи хорошие, но прочли вы их скверно». Отличная, полезнейшая вещь перепись, но провели ее так, что даже трудно представить, чем она родной стране поможет. Тут и без фальсификации все исказится.

ЕЖ.Ру, 27.10.2010
http://www.ej.ru/?a=note&id=10498

Михаил КАСИМОВ, историк из Перми: Переписные души
Идея написать этот материал у меня появилась, когда я услышал призыв Э. Лимонова лично не участвовать в федеральной кампании переписи населения. Идея меня посетила, но писать материал я очень не хотел. Мелковата тема, показалась для «маститого писателя». Да и не хотел стебаться над Лимоновым, хотя в глубине души очень сильно ухмыльнулся.
Ради чего он предложил не участвовать в переписи мне понятно. В шары этой коррумпированной клике плюнуть нельзя, не дотянешься. Остаются формы сопротивления как у любого оккупированного народа, не верь, не бойся, не проси, не участвуй. Только у автора идеи не было опыта участия в этой с позволения сказать общенародной кампании. Не было взгляда изнутри. Но сейчас, когда перепись закончилась, я увидел, что этого понимания нет у большинства комментаторов эха.
Ну что ж, поделюсь этим взглядом, может кому-то это будет не безынтересно.
Я оказался случайным свидетелем организации предыдущей переписи. Дело было в 2002 году, если память меня не подводит. Я был в то время, как и сейчас, председателем одного из советов территориального общественного самоуправления города Перми. И соответственно к нам в совет организаторы переписи обращались с целью вербовки потенциальных переписчиков. И хотя я очень настаивал, общественный долг, как никак, наши бабушки были непреклонны. Пусть сами за эти деньги по этажам вверх-вниз бегают! - таков был их ответ.
И вот уже во время переписи, к нам поступает слёзное обращение - выручайте! Срочно нужны переписчики. Те, кто был, разбежались.
- Я же вам говорил, наши по этажам бегать не будут.
- Не надо бегать по этажам. Я вам русским языком говорю, нам нужны не бегуны, а переписчики, они писать будут, только писать. Много рукописной работы. Какой вы председатель не понятливый!
Как говорится, надо так надо. За те же деньги и только в офисе, волонтёров мы нашли. Стройными рядами наш пенсионерский актив отправился на переписные участки.
Через несколько дней на переписной участок, посмотреть за работой наших бабушек пришел и я. То, что я увидел, повергло меня в шок. И это самое мягкая оценка увиденного. Действительно по домам больше никто не бегал. В спортивном зале школы, ну там где обычно голосуют, были расставлены более двадцати столов. За ними сидело столько же переписчиков. Перед ними были разложены метровые портянки персональных данных жителей микрорайона. Самые свежие, прямо из паспортного стола.
Спрашиваю одну из организаторов и как вы такое придумали? А что делать, перепись дело важное, провалить её нельзя. А в паспортном столе у нас учёт хорошо налажен. Не все конечно данные нам предоставили. Ну, там доходов нет, собственности, образования, но переписчики у нас опытные, справятся. Пропорции соблюдены будут. И людям спокойнее, никто их лишний раз не дергает. Да всё нормально, это не выборы, здесь проще, здесь подпись избирателя ставить не нужно. Так что идите, отдыхайте, не волнуйтесь, к завтрашнему дню все 100% населения перепишем.
Не знаю как в Москве, а на широких просторах нашей родины в больших и малых посёлках за перепись отвечают те же специалисты, что и за выборы. И это специалисты высочайшей квалификации. Они любой фронт работы по-фронтовому закроют своей широкой, на 90% женской грудью. Любые поставленные им задачи выполнят достойно, в срок, с указанным им процентом.
П.С. По какой методике проходила последняя перепись, не знаю. Но к нам в совет в пожарном порядке в этот раз за писцами не обращались.
Переписчики до меня также не дошли. Протест свой заявить мне было некому. Соседи тоже их не видели. Но в таких маленьких городишках, как Пермь все и так друг про друга всё знают. И про доходы, и про образование. Думаю, в этих вопросах переписчики не ошибутся.
Одно только беспокоит меня. Это соседка. Представляете, сама упёрлась на переписной участок. Так не долго статистику испортить. 101 % это уже перебор.

"Эхо Москвы", 27.10.2010
http://www.echo.msk.ru/blog/mkassimov/721556-echo/

От редакции: Вершина без фундамента
Вторая в современной российской истории перепись населения завершена. По горячим следам статистики жалуются на недоверие к переписчикам и юмористические ответы россиян, блогеры - на непосещение их квартиры, неудобство посещения переписных участков и малограмотных переписчиков. Но, несмотря на огрехи в организации, значение переписи трудно переоценить. Только она может дать более точные данные о рождаемости, образовании, внутренних и внешних миграционных процессах, занятости, достатке и жилищном обеспечении россиян, отражает объективную динамику ключевых демографических и социально-экономических процессов.
Возможные неточности в результатах переписи подкрепят мнение тех, кто считает проведение таких масштабных исследований бесполезной тратой средств и ресурсов. Однако вероятные ошибки не означают органических пороков самого института. Перепись - вершина пирамиды регулярных статистических обследований разных сфер жизни страны, которые должны проводиться регулярно и дополнять друг друга. Ее итоги наиболее ярко отразят в том числе и современное состояние отечественной статистики, ее беды и проблемы.
Многие трудности российской демографической и экономической статистики вызваны трудностями перехода: учет людей, социальных и хозяйственных показателей при рыночной экономике и свободе передвижения требует более гибкой реакции, точного инструмента и качественного персонала. Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия и Грузия уже приблизились к европейским стандартам статистики: там, в частности, созданы электронные регистры населения и мигрантов. Однако ввод евростандартов в балтийских республиках во многом финансово и методически обеспечивал Евросоюз, но и они, и Грузия, и Молдавия по численности населения и размерам национальных экономик несопоставимы с Россией. 20 лет для статистики такой страны, как Россия, по мнению экспертов Высшей школы экономики, нормальный переходный период. Прибавим, что в это время была нарушена регулярность социально-демографических исследований, особенно необходимая в динамичные периоды истории. В передовых странах Запада и позднем СССР проводимая раз в 8-10 лет перепись населения дополняется менее масштабными выборочными исследованиями, проводимыми посередине межпереписного периода. В частности, последней советской переписи 1989 г. предшествовал ее микроаналог 1985 г., за ней последовало исследование 1994 г. В 1999 г. перепись отложили до 2002 г. Последнее полноценное выборочное обследование - Национальное обследование благосостояния и участия населения в социальных программах российские статистики провели при содействии Всемирного банка еще в 2003 г. Можно сказать, что вершина пирамиды оказалась без фундамента.
Еще одна проблема - бурные демографические потоки 1990-х гг., вызванные распадом СССР и межэтническими столкновениями в странах СНГ и самой России, совпали по времени с либерализацией паспортно-визовой системы и оттоком значительной части квалифицированных специалистов в бизнес.
Это затруднило точную оценку численности населения в регионах и отдельных населенных пунктах. Добавим к объективным трудностям обследований другую отечественную специфику: искусственное завышение численности населения в ряде регионов. Исследования Института демографии Высшей школы экономики показали, что в переписи 2002 г. из-за двойного учета (по месту и постоянного, и временного жительства) количество жителей Северного Кавказа превысило реальную численность почти на миллион человек, а население Москвы приросло полутора миллионами. В некоторых республиках представителей нетитульной национальности переписывали в титульную. Кроме материальных целей местные власти на Кавказе пытались тем самым укрепить представительство своей национальности в госорганах. Изменилась ли ситуация за восемь лет - скоро узнаем.
Перепись поможет стране, обществу и государству получить более объективную картину собственного состояния. Однако если мы хотим увидеть более точное изображение развития или знать причины кризисных явлений, необходимо создавать современные методики и инструменты статистической работы, совершенствовать процесс переписи, исключив для начала двойной учет, и дополнять его регулярными и репрезентативными выборочными обследованиями.

"Ведомости", 26.10.2010, 202 (2720)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/248381/vershina_bez_fundamenta

статистика, идентичность, Орехъ, Россия, Шендерович, перепись

Previous post Next post
Up