Политолог Владимир ПАСТУХОВ: Год великого перелома. Как 2019-й повернул историю человечества

Jan 13, 2020 02:00

Все мы находимся на дрейфующей льдине, отколовшейся от материка и уплывающей в открытое море


Демонстрация "желтых жилетов" в Париже
Человечество скучно и буднично проводило незаурядный год, расположившийся на стыке двух эпох. Конечно, он до последнего дня был наполнен драматическими событиями, которые приковывали к себе внимание сотен миллионов людей по всему свету, но формально это можно написать про любой другой год в обозримом нами прошлом. Каждый год по-своему драматичен и каждый, в конце концов, сменяется другим, не менее драматичным. Есть, конечно, и «ярко окрашенные» года, как правило, ассоциируемые с войнами и революциями, по которым люди впоследствии отсчитывают эпохи. Но события, которые приводят к этим войнам и революциям, на самом деле случаются задолго до символических дат и спрятаны в глубине повседневности обычных вроде бы малозаметных годов, один из которых мы только что пережили.
На отколовшейся льдине
2019 год функционально очень важен для понимания тех процессов, свидетелями которых нам всем скорее всего предстоит стать в ближайшие десятилетия. Энергия перемен, в течение нескольких последних десятилетий накапливавшаяся преимущественно в потенциальной форме как их абстрактная возможность, стала неожиданно освобождаться. Причем происходить это стало повсеместно, в планетарном масштабе, как будто чья-то невидимая рука перевела мистический рычаг из положения «пассивность» в положение «активность».
На разных континентах, в странах с разным экономическим и социально-политическим укладом, по самым разным и внешне никак не связанным между собой поводам пришли неожиданно в движение значительные массы людей, которые ранее проявляли лишь «точечное недовольство». Во Франции, Чили и Иране попытки правительства поднять цены на автомобильное топливо вызвали настоящее восстание, длящееся месяцами. В России, с 2013 года пребывавшей в состоянии «мобилизационного анабиоза», на фоне неуклюжих действий столичных властей, попытавшихся отстранить оппозицию от участия в местных выборах, вспыхнули протесты, заставившие власть выйти из зоны комфорта и перейти к политике открытого террора.
Эти и многие другие очень разные примеры имеют под собой один общий знаменатель: большие группы людей, ранее принимавшие свое положение в обществе как должное, более не хотят мириться с тем, что еще вчера их устраивало. Собственно, это и есть то главное, что случилось в прошлом году - повсеместный, общепланетарный отказ массы признавать статус-кво и ее готовность к активным действиям, направленным на его изменение. Этот тренд подводит черту под довольно большой эпохой стабильного накопления противоречий и диспропорций. Эта же черта обозначает линию надлома, по которой будущее на наших глазах отделяется от прошлого.
С большой долей вероятности можно предположить, что именно 2019 год впоследствии будет назван годом великого перелома, после которого жизнь человечества в очередной раз необратимо изменилась. Все мы находимся уже давно на дрейфующей льдине, отколовшейся от материка истории и уплывающей в открытое море. Но не все еще это осознали, так как трещина только наметилась и припорошена прошлогодним снегом. По всей видимости, наступающий год должен будет внести некоторую определенность в этом вопросе и сделать необратимость процессов очевидной. Это будет год запоздалого осознания новых реалий.
Время фазового перехода
Возможно, гениально предсказанный Сергеем Капицей «фазовый переход», который является одновременно демографическим и технологическим, актуализировался именно в прошлом году. Конечно, о таких процессах, которые могут растягиваться на сотни и даже тысячи лет, очень трудно писать в терминах «начался» или «закончился». То, что что-то произошло, обычно понимают много лет спустя выжившие. При непосредственном наблюдении уловить момент перехода количественных изменений в качественные, как правило, практически невозможно. Но здесь нам помогает опять же предсказанное Капицей сжатие социального времени, при котором все исторические процессы ускоряются до такой степени, что полное переформатирование всего социального пространства-времени укладывается в сроки жизни одного поколения.
Так или иначе, похоже, что если не на сознательном уровне, то на подсознательном весь прошлый год человечество с поправкой на конкретные местные условия реагировало на начало этого фазового перехода. И поскольку это была первая и преимущественно эмоциональная реакция, то она оказалась в значительной степени предсказуемой - людей охватил страх перед будущим, параметры которого им совершенно непонятны. Соответственно, реакция людей, вдруг оказавшихся на описанной выше «льдине», стала парадоксальной. С одной стороны, их не устраивает статус-кво, с другой стороны, они хотят его поменять, восстановив ранее существовавший статус-кво, то есть, попросту говоря, они хотят вернуться назад в идеализируемое ими прошлое, которое кажется им спасительным.
Оглушительный успех путинизма, трампизма, торжество философии Брекзита в Соединенном (пока) Королевстве и аналогичные успехи правого популизма по всему миру имеют один и тот же корень. Правые популисты продают великую утопию прошлого, обещая восстановить невосстановимое: сделать Америку снова великой, растопить русскую весну, возродить английскую островную цивилизацию и так далее. Это был год лжепророков, которые поймали свою минуту славы. В следующем году им еще предстоит собрать свой политический урожай. Но, скорее всего, он будет последним. Утопии - одноразовый и скоропортящийся товар. Полагаю, что практически для всех героев уходящего года со следующего года начнется отсчет обратного времени.
Время новых лжепророков
Эпоха постмодернизма не оставляет места для сентиментальности и романтизма. На смену одним лжепророкам обязательно придут другие. Уже сейчас более или менее определенно можно предсказать, какие тренды будут ассоциироваться с наступившим годом. Если предположить, что попытка продать великое прошлое жаждущей перемен массе в обозримой перспективе обречена на крах, то освободившееся место, скорее всего, займут торговцы великим будущим. Маятник может качнуться в другую сторону, и на смену консерваторам, глядящим назад, придут реформаторы, предлагающие разобрать весь старый мир до основания и на его месте построить новый, безусловно, гораздо лучший мир. Ураган «Грета», вполне возможно, недаром пронесся над планетой. В будущем обозначенный им маршрут может стать привычной розой ветров.
В наступившем году должны начать проявлять себя те, кто станет конечным бенефициаром эпохи перемен. Правые популисты, оккупировавшие в году уходящем практически все командные высоты, по определению такими бенефициарами стать не могут, так как продаваемая ими «иллюзия» нестабильна, как мираж в пустыне. Скорее всего, по инерции они одержат свои намеченные победы: Дональд Трамп переизберется, Борис Джонсон выведет Великобританию из ЕС, а Владимир Путин найдет изощренное решение проблемы транзита власти (то есть оставит ее себе). Но тем хуже для них: цена удержания этих высот с каждым следующим годом будет возрастать в геометрической прогрессии.
России в этом раскладе, возможно, предстоит сыграть еще раз свою роль исторического трендсеттера. Это предопределено ее довольно забавным положением - похоже, она расположилась прямо над наметившейся трещиной, между уходящей в будущее льдиной и материком прошлого. А это значит, что у нее есть гораздо меньше времени на размышления, чем у других, и многие решения ей придется принимать интуитивно. Поэтому наблюдать за Россией в наступившем году будет особенно интересно и поучительно.

Republic (бывший Slon), 08.01.2020
https://republic.ru/posts/95604

политика, мир, итоги, перемены, Пастухов, аналитика

Previous post Next post
Up