Дмитрий ГУБИН о сыре и патриотизме

May 13, 2019 19:30

Дмитрий ГУБИН - журналист и телеведущий. Ведет блоги, теле- и радиопрограммы, пишет книги и журнальные колонки.
Был одним из ведущих программы "Времечко", бывший ведущий программы "Временно доступен" на канале ТВЦ. Работал обозревателем журнала "Огонек". В 2010-х работал приглашенным преподавателем факультета журналистики МГУ, приглашенным преподавателем ВШЭ.
С лета 2018 г. живет в Германии.
ЖЖ: http://dimagubin.livejournal.com/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Губин,_Дмитрий_Павлович


Сырная травма
Еда - настолько эффективное топливо ярости, что даже небольшой текст на эту тему способен вызвать взрыв эмоций вплоть до требований расстрелять автора


Типичная ловушка эмигранта: хлопанье дверью страны, откуда уехал, со спотыканием о порог той, куда приехал
Есть мало неполитических тем (штуки две-три, думаю, - не больше), прикосновение к которым в России вызывает взрыв, вплоть до требований немедленно расстрелять того, кто посмел прикоснуться. Ибо - персты в раны.
Одна из этих ран - еда. Цена, количество и качество того, что продается в российских магазинах. Особенно в сравнении с ценой, количеством и качеством того, что мы покупали до 2014 года, то есть до Крыма. И особенно если речь заходит о сыре. Сыр - детонатор любой современной российской дискуссии, то есть боев без правил в выгребной яме. Сыр - простейший продукт, а неумение массово производить простейшее воспринимается как приговор.
Так что, скажем, написать, что в Европе ты поутру ешь сэндвич из цельнозернового багета, промазанного горгонзолой кремозо, проложенного языком сладкого маринованного огурца (среди сортов 30 маринованных огурцов здесь есть уже и порезанные, причем как поперечно, так и продольно), с наброшенными поверх нежнейшим листом прошутто под свежайшим листом хрусткого романо - ну, в общем, обычный набор бедняка, купленный в дискаунтере на углу, - господи, что услышишь в ответ! Какие подробности узнаешь о своей сексуальной ориентации (сексуальная ориентация, в Европе вопрос давно не более интересный, чем леворукость или праворукость, в России по-прежнему такой же маркер, как графа «национальность» в СССР)! Какие пожелания услышишь в адрес родителей!
А уж если добавишь, что сыр и ветчина того качества, за которые платят золотым песком в российских «Азбуке вкуса» или «Глобусе гурмэ», в немецком дискаунтере стоят где-то примерно 1 евро (то бишь 75 рублей) за 100 грамм, - ну все, конец. Конец тебе, как какому-нибудь капитану Куку, которого аборигены истыкали копьями, а затем сожрали за одно то, что он, сволочь, носил башмаки и шляпу, чем задел их веру в великого Фигли-Мигли…
Кстати, любое сравнение России с третьим миром вообще бьет по нервам наотмашь - хотя Россия самый что ни есть третий мир и есть. Не пятый же, как Северная Корея. Не четвертый, как Пакистан. А крупная серьезная страна третьего мира, образцовая гибридная автократия - примерно как наша сестра Турция, с которой мы в этом третьем мире делим призовые места по главным жизненным показателям, включая соблюдение конституции ее гарантами… Причем, на мой вкус, качество еды в Турции тоже не айс.
Еда - настолько эффективное топливо ярости, что небольшой текст про еду достаточно запостить в сетях единственный раз. Дальше какой-нибудь любитель антиквариата через год на него набредет, перепостит со своим свежим яростным воплем, - и готово, снова понеслось. У меня такое уже несколько раз было.
И вот что любопытно. Сначала мне казалось, что страстные отповеди, опровержения постят лишь тролли по заказу, а также безо всякого заказа те, кто считает, что следует прислуживать любому жесткому режиму: из тех, кто сущие псы иногда; чем тяжелей наказания, тем им милей господа…
А вот теперь я вижу, что многие из желающих мне всех мук русского ада абсолютно искренни, и пишут по личной духовной потребности. Обычно это такие провинциальные тетеньки лет за 45. У них двухкомнатная квартира, пара детей, один муж с пузом размером в подушку, одна тачка и небольшая дачка. Под окном у тетенек какие-нибудь «Пятерочка» с «Дикси», а по субботам они едут на машине в гипермаркет. И они стараются все и всегда покупать по акциям, по скидкам. И холодильник у них полный. Да, едят они в основном сосиски, макароны, хлеб и то, что они называют сыром, - но у них полный же холодильник! И, в общем, денег хватает до зарплаты, и ремонт они сделали, и обои у них с тиснением, и телевизор-панель огромный, и лоджия застеклена.
И когда какой-то Губин пишет, что в России жрать нечего… Да что это за идиот такой, господи; какая мать его родила?! Вон - сдохни, вражина, от одного взгляда на мой холодильник! Его родина вырастила, образование ему дала, а он, скотина, клевещет! Ах, он из Германии, от фашистов?! Да знаем мы эту Германию! У меня, слава богу, сыновьям вот-вот жениться, и у нас никаким педерастам их не отдадут! А уж мы знаем, слыхали, какую дрянь, прости, господи, они с мальчишками в гейропах проделывают! Как их только земля носит! А мы - сыты, обуты, и Путин нас защитит от войны!
И тетеньки в гневе пишут мне, что я мразь и предатель, и что они любят свою страну, и что никуда из нее не уедут.
И последнее - сущая правда.
Тетеньки вообще никогда никуда не выезжали из своей страны. Они один раз были всей семьей в Петербурге (лето, очередь на три часа в Эрмитаж, экскурсионный автобус с пробках, человеческий затор на Невском, прогулка на кораблике на последние деньги - но, понимаешь, культура!) и два раза по работе в Москве. У них нет денег ехать за границу, да к тому же им страшно: как они там не потеряются? Как во всем разберутся? Как, мыча и размахивая руками, будут с фашистами объясняться? А там ведь, поди, русских только затем и ждут, чтобы поиздеваться! Над теми, кто над Рейхстагом водрузил священное знамя победы! Те, кого мы в 45-м! И можем, если что, повторить!
И я вот читаю все эти твиты всех этих тетенек со всей их искренностью, страстностью, темнотой и дуростью, - и не знаю, что делать. Ненависти у меня никакой к ним нет, хотя и любви тоже. Жалость, сочувствие есть. Ведь жалко собачку с перебитой лапкой - но ведь не возьмешь же ее к себе в дом? (Да, знаю, сейчас начнется: «Губин нас держит за собак! Сам шелудивая мразь!»)
Как в этой ситуации быть? Либо продолжать описывать то, что я вижу: процесс сползания России все глубже в нутро третьего мира, с уже реальной опасностью доползти до мира четвертого, - и заставлять тем самым тетенек еще больше злиться, причем без малейшей надежды их поменять? Либо, наоборот, начать говорить что-то такое, что могло бы этих тетенек утешить? Типа, что и в Чите и Шуе возможна глубокая духовная жизнь (и прекрасно зная, что нет, невозможна, а возможна только привычка к той жизни, что есть). Ну, или третий вариант: заняться своей жизнью, изучать тот мир, что есть, - вон, сейчас на носу выборы в Европарламент, и все кричат о вымирании пчел, а еще спорят, нужно ли штрафовать родителей, отказывающихся вакцинировать детей, а вы там в России своей что хотите, то и делайте, только не переходите (буквально) границы, а помогать я буду только своим родным. Но я, увы, осведомлен о типичной ловушке эмигранта: хлопанье дверью страны, откуда уехал, со спотыканием о порог той, куда приехал.
Поэтому я не знаю, что делать. Правда, не знаю. И, боюсь, никто в сходном положении не знает. Поговорил со своим другом, который тоже уже не в России.
- Вот ты об этом и напиши, - ответил он мне.
Вот я и написал.

Росбалт, 10.05.2019
http://www.rosbalt.ru/blogs/2019/05/10/1780177.html

Кремлевский фальшивомолочник
С патриотизмом сегодня в России как с сыром: оба - эрзац-продукты, потому что делаются по сходному рецепту. Вот он
При Брежневе я возил из Москвы в Иваново колбасу, а сейчас вожу из Германии в Москву сыр. Это важно. Сыр - благородный продукт, продленная молочная жизнь, лактозное солнце: кто только и как только не носится сегодня в России с сыром! Все знают, где из-под полы купить «санкционку», все обсуждают, из какой страны что везти. Или вот недавно знакомая гастрономическая критикесса интимнейшим жестом, словно презерватив на свидании, достала из сумочки запечатанный пакетик: это (шепотом) из частной сыроварни под Питером, там пытаются делать Époisses!
Да знаю я ваш «Эпуас!» Еще при Горбачеве приятель водил меня в Брюсселе в лавку к месье Фромаж, месье Сыру, и спросил, чего я хочу: скальной твердости итальянского пармеджано или, допустим, нежнейшего, консистенции яичка в мешочек, нормандского камамбера? Я ответил, что хочу самого вонючего сыра, - и мне продан был «Эпуас». Зато я ехал потом в вагоне совершенно один.
Но пакетик от критикессы пах так себе. И сыр в нем по вкусу был так себе. Так что за «Эпуасом» - к месье Фромажам. А где правят товарищи чекисты, нравы и вкусы другие.
…И вот, значит, прилетаю я в Россию с чемоданчиком сыра и читаю российские сайты. Вот - бодрый отчет об уничтожении таможней полцентнера бри. Вон - лайфхаки, как отличить фальшивый сыр от настоящего. Кто же сегодня в России дает такие советы? Нахожу имя и тихо сползаю под стол: батюшки, в роли учителя - производитель высокопатриотичных сыров Олег Сирота!
Вы, кстати, тоже знаете Сироту. Наверняка слышали или видели: его везде много - в журналах, на экранах, в сетях. Кругленький такой, маленький, в курчавой бороде - вылитый подмосковный хоббит. Ни об одном другом столько не говорят, сколько о нем, - а больше всех говорит о сыроваре Сироте сам Сирота. Я обратил на Сироту внимание прошлым летом, когда он пообещал завалить своим сыром всю Германию, поехав туда на «Газели». К несчастью для сыровара Сироты (и к счастью для себя), я с лета как раз в Германии стал жить. И испытал гастрокультурный шок, отправившись за продуктами в гипермаркет. Я после Крыма подзабыл, как выглядит изобилие.
Поэтому, когда сыровар Сирота собрался одной «Газелью» накормить всех немцев, для меня это выглядело глупым, но безобидным бахвальством: уж чего-чего, а сыра в Германии навалом, своего и импортного, по цене от 5-6 евро (350-420 рублей) за килограмм. Но когда сыровар Сирота стал кричать, что заваливание Германии сыром будет ответом на европейские санкции против России, я разозлился. Доступных и вкусных продуктов Россию лишил не Евросоюз, а Путин. Что, видимо, понимал и сам Сирота, поскольку его «Газель» рогов в Рейне так и не омочила.
Я на время забыл про трепливого патриота, но он напомнил о себе сам, образовав инициативную группу по выдвижению Владимира Путина в президенты. Это бы ничего, Россия вообще страна мужчин, которые по-настоящему любят не женщин, а лишь одного мужчину. Но сыровар Сирота при этом кричал на пол-Вселенной, что санкции - это замечательно, что нужно их продлить еще минимум лет на десять, и вот тогда в результате импортозамещения…
Это заклинание, с моей точки зрения, является большой глупостью, когда его произносят бессмысленно, - и большой гадостью, когда осознанно. Нашему импортозамещению уже четыре года. За это время даже пармезан успел бы вызреть пару раз. Но массово вызрели лишь эрзац-продукты на пальмовом масле. Ограничение конкуренции не поднимает качество, а убивает его, - это верно и для кулинарии.
Меня стал страшно злить сыровар Сирота. Немецкие сыровары работали на свое и мое благо. А Сирота хотел блага лишь для себя. Выпуская несколько сотен килограммов сыра в день, он никак не мог накормить сыром ни Германию, ни Россию. Но мог срубать деньги с несчастного сыроеда, которому, кроме как к маленьким сыроделам, податься некуда, ибо большие российские сыроделы выпускают известно что. Сироте такая ситуация выгодна, понимаю. Но всем живущим в России - невыгодна. Мне дико не нравилось, что Сирота, заботясь о своих интересах, выдавал себя за патриота. Патриот - это тот, кто хочет блага всем соотечественникам, а не персонально себе.
К тому же в его патриотизме смущала еще одна вещь. Я посмотрел, какие сыры он производит под Истрой. Помимо губернаторского, пивного, колмогоровского он делал еще русский пармезан и истринский бергкезе. И сама сыроварня называлась «Русский пармезан» (что звучит примерно как «Российское шампанское» - абсолютная, прости господи, дрянь, примазывающаяся, как у дряней водится, к чужой славе). Меня невероятно злило, что на равнине под Истрой производится фальшивый немецкий Bergkäse - «горный сыр».
Бергкезе делают из молока коров с горных выпасов, и я написал патриоту Сироте об этом в твиттер, но он послал меня к черту, сказав, что я ни шиша не понимаю в сырном производстве.
Это было резонным замечанием. Пришлось шерстить немецкие сырные сайты: да, не менее 70% молока для Bergkäse должно быть «горным». Я снова написал патриоту Сироте. Тот демонически расхохотался: гы-гы, да он на сыроварне в Баден-Вюртемберге, где никаких гор нет, делал бергкезе из самого обычного молока. Я могу поехать и убедиться.
Я объяснил, что не проблема, мне туда час электричкой, - но не даст ли он адрес? И не объяснит ли, куда подевался из Баден-Вюртемберга горный массив Шварцвальд?
Патриот сыровар Сирота обиженно вскричал, что у него тоже горные выпасы: Клинско-Дмитровская гряда. (О!) А вот адреса немецкой сыроварни он мне не даст. (Угу.) И на этом конференция, как говорится, завершила работу.
Я с печалью теперь думаю о том, что весь этот спесивый, кичливый, крякающий и ухающий нынешний русский патриотизм - он ведь совершенно того же розлива. Схема у патриотов всегда одинакова: сначала гордо показать Западу язык, потом передрать западную марку, потом упростить западную технологию (нагло заявив, что «так и было»), ну а напоследок непременно подлизнуть русскому начальству. Я не про Путина сейчас, тут все ясно, но, о господи, зачем же патриот Сирота сыр называет «губернаторским», а не как приличный патриот назвал бы - «губернским»?!
Все это было бы смешно, когда бы не было противно.
Да господи, ну пусть трудится себе на здоровье сыровар Сирота. Он, когда не патриот, вполне себе ничего парень. Вон, летом Путину письмо написал, что российские санитарные нормы гробят маленьких российских сыроделов на корню, приди и защити.
ВИДЕО: https://www.facebook.com/sirotaoleg/videos/1376399042446112/

Да пусть действительно эти нормы изменят, и пусть молоко дают миллионы коров, и работают тысячи сыроделов. Но пусть уж эти тысячи сыроделов честно пишут на своих сырах: «Произведено под сенью родимых осин с применением чужеземной закваски».А врать не надо. И валенками закидывать Европу не надо, договорились?
Потому что иначе конфуз: если ты сыр из молока равнинных русских буренок выдаешь за немецкий горный, то ты, извини уж, фальшивомолочник.

Сноб, 28.02.2018
https://snob.ru/profile/26049/blog/134773

фальшивый, Губин, еда, молоко, Россия, патриотизм, качество, продукты

Previous post Next post
Up