Гражданам не хватает ресурсов на активную адаптацию к низким доходам
После отказа Росстата публиковать ежемесячную статистику о доходах и расходах граждан исследования их социально-экономического положения приобрели особую ценность. В исполнении Росстата, ЦБ и РАНХиГС они свидетельствуют о незначительном улучшении негативного экономического самочувствия граждан в I квартале 2019 года - но лишь благодаря ожиданиям. Больше всего граждане недовольны доходами и отсутствием возможности платить за медицину и образование. Последнее в качестве активной стратегии адаптации может себе позволить лишь 13% населения, еще 35% ищут новую работу или подработку - большинство же экономит и тратит сбережения или растит долг.
По данным опросов Росстата и ЦБ, потребительские ожидания граждан в первом квартале 2019 года несколько улучшились. Индекс потребительской уверенности вырос с минус 17% в IV квартале 2018 года до минус 16% в I квартале 2019 года. Улучшение произошло исключительно за счет оценок изменений в экономике и личном благосостоянии через год. При этом, по данным Росстата, в I квартале 2019 года снижались оценки гражданами условий как для крупных покупок, так и для сбережений, даже несмотря на рост депозитных ставок. «На низкий уровень потребительской активности указывает баланс ответов на вопрос о том, как лучше распоряжаться свободными деньгами: покупка дорогостоящих товаров упоминается значительно реже, чем годом ранее»,- отмечается и в мартовском докладе об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях ЦБ.
Социологические оценки экономического самочувствия граждан стали особенно ценны после отказа Росстата публиковать ежемесячную статистику о доходах и расходах домохозяйств из-за низкой достоверности (см.
“Ъ” от 20 марта). Отдельный интерес представляет опубликованный вчера мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения РАНХиГС, в котором дана его расширенная оценка. Оценки РАНХиГС восприятия личных доходов и экономики схожи с данными Росстата и ЦБ.
В адаптации же граждан к экономическому положению преобладают пассивные стратегии: 81% опрошенных экономили, 39% тратили сбережения, 33% занимали деньги, 30% брали кредит, 8% - продавали имущество.
Впрочем, активность ряда домохозяйств росла: 35% населения меняли или находили другую работу (16,6% в марте 2018 года), 44,1% использовали личное подсобное хозяйство (27,5%). Покупали ценные бумаги, валюту или делали вклады в банках 9,8% (20,2% годом ранее).
Заметим, что, по данным мониторинга, 13% граждан в качестве активной адаптации к неблагоприятным экономическим условиям выбирали образование. Впрочем, как показало сделанное РАНХиГС впервые исследование удовлетворенности жизнью, именно уровень доходов и отсутствие возможности оплачивать образование стали причинами недовольства большинства (см. график).
Эти данные говорят о замкнутом круге - чем меньше доходов, тем меньше возможность платить за образование, что во многом и объясняет преобладание пассивных стратегий адаптации.
В целом оценка удовлетворенности различными сторонами жизни имеет следующий вид: высокая и выше среднего удовлетворенность жизнью (14,3% и 20,2% населения) характерна для более состоятельных слоев населения, о средней (27,1%), ниже среднего (25,2%) и низкой (13,2%) чаще говорят бедные.
Газета "Коммерсантъ" №62 от 09.04.2019
https://www.kommersant.ru/doc/3938152