Леонид ПАРФЕНОВ: "Конечно, молодость победит. Она просто похоронит старость" (ИНТЕРВЬЮ)

Jan 16, 2019 15:10

Леонид Парфенов - о футбольном чемпионате, гуманизации общества, исторической памяти и своем видеоблогерстве


Леонид ПАРФЕНОВ - журналист, документалист, телеведущий, а с прошлого года еще и видеоблогер, еженедельно выпускающий свою передачу «Парфенон» на ютубе. В конце года он ответил на несколько вопросов Егора Сенникова.
- Летом, когда проходил Чемпионат мира по футболу, в очередной раз стало понятно, что Россия умеет транслировать вовне образ открытой и свободной страны, но не может этому образу соответствовать внутри. Это всегда экспортный вариант. Как вы считаете, почему так получается - мы знаем и понимаем, какими нас хотят увидеть вовне, но это не ведет ни к каким переменам внутри?
- Ведь и внутри во время ЧМ-2018 мы были другими. От внушаемой пропагандой роли последних в мире защитников духовности люди устали. Когда Саранск братался с перуанцами, никому в голову не приходило вести разговоры типа «да вы там у себя в Латинской Америке все шестерки у пиндосов».
Эти бесчисленные умилительные истории про заботливых проводниц, про радушных соседей по съемным квартирам, выручающих случайных попутчиков и просто прохожих. Люди чувствовали, что, ведя себя как нормальные земляне, они становятся лучше. Отсюда это настроение «да пусть они не уезжают никогда!». Главный вклад в дружелюбную атмосферу чемпионата внесли миллионы россиян, которые месяц общались с внешним миром напрямую. Через 60 лет в стране снова случился фестиваль 1957 года, в больших масштабах, продолжительнее и в 11 городах.
Так что дело не в краткосрочно приложенных имиджмейкерских усилиях, хотя, конечно, примолкшая на время антизападная риторика - тоже благо. Но важнее сам строй жизни полусамоизолированной страны с монополией власти, на которую совсем не влияет население. «Пропутинское большинство», процентно примерно совпадающее с числом граждан, никогда не оформлявших загранпаспорт, допустили до «народной дипломатии», и из их уст полилась вовсе не «мюнхенская речь».
- При ⁠этом ⁠сейчас происходит постоянное ⁠столкновение между Россией открытой, молодой и свободной и Россией, если можно так ⁠сказать, «режимной», которая все время говорит «не положено». Как ⁠вам кажется, кто в конечном счете победит?
- Ну конечно, молодость победит. Она просто похоронит старость. Вопиюще устаревший режим заедает чужой век - это, я считаю, вообще самый страшный грех возраста. Так тошно слушать про вредоносность рэпа, когда ты застал гонения на «Машину времени» и «Аквариум».
- При этом очень многие мои собеседники говорят, что несмотря ни на что российское общество гуманизируется и выше ценит человеческую жизнь, чем еще 20 и тем более 40 лет назад. Согласитесь с ними?
- Общество гуманизируется - медленно, но верно - со времени смерти Сталина. Погибших в Афганистане парней везли хоронить на родину. В начале 1980-х это было невиданно: прежде «павших при выполнении интернационального долга» хоронили там, где это случилось. В Корее, например. Или на Кубе - были умершие в войсках при Карибском кризисе. И помалкивать велели.
Власть же себя всегда считает правой и вправе. А тут в небольших русских городках, где всё на виду, рыдают матери, клянут военкомов на казенных похоронах от Министерства обороны. Но не везти эти цинковые гробы уже не могли - таков был, согласно неписаному общественному договору, уровень достигнутой гуманизации. Так что дело в скорости очеловечивания, вспять к людоедству мы давно не поворачивались.
- Вообще, есть ли что-то, что вы считаете безусловно позитивной переменой в России в последние несколько лет?
- Ну вот, очень наглядные для всех сферы, в которых нет государственного присутствия: общепит и шоу-бизнес. Какой в них прогресс! Московский Twins Garden, питерские «Тартарбар», «Бобо», «На вина!» в своих форматах для меня - парижский уровень. Каким феноменом стал русский рэп и какие клипы снимают эти ребята! Сравните их с госконцертами - чего сейчас будет отмечаться? День чекиста или, вон, 23 февраля. Да на ютубе гляньте что-нибудь из подобных радостей последних лет - они неизменны. Сравните.
А, и меню этих кремлевских приемов столь же контрастно с подачами у «частников». Ну вот, научаемость новых поколений, которые способны наверстывать упущенное, и внушает некоторый оптимизм - а что еще?
- Но при этом День чекиста в России все-таки отмечается. Как вы думаете, почему историческая память в России такая «кратковременная»? Я, конечно, имею в виду и результаты недавних опросов - про массовую ностальгию по СССР, про то, что многие молодые люди не знают о сталинских репрессиях - но не только. Скорее, вообще избирательное отношение к прошлому - о хорошем помним, о плохом стараемся не говорить. Почему это происходит? И как можно это преодолеть?
- У нас дважды случалось едва ли не обнуление истории - в 1920-х и в 1990-х жизнь начиналась будто заново. «Все очки сгорели, вернитесь в начало игры». Мы за 100 лет живем в третьей стране, преемственность поколений оборвалась. Постсоветской России дореволюционная страна вживую не могла передать эстафету: 74 года - слишком большой срок по человеческим меркам.
Мы про это делали фильм «Цвет нации»: если взять качество цветных фотографий Прокудина-Горского, допустим, 1909 года, то они выглядят снятыми зеркалкой прошлым летом. А как приедешь на то же место, поставишь штатив на ту точку, где стояла тренога Прокудина-Горского, - увидишь нашу разницу по сравнению с «позапрошлой» родиной. Разница именно на страну, в общем. Вот и выходит, что прошлое, понимаемое своим, начинается для большинства сограждан с 1945 года.
Я, по сегодняшним меркам, весьма осведомленный о своих дореволюционных предках россиянин. Правда, сведения о них сам раскапывал уже в 2000-х, а тем более не передавалась у нас по наследству собственность. Я знать-то знаю, а объяснить не смогу: как один прадед, кузнец, владел скобяной лавкой, другой, мужик из деревни за рекой Шексной, купил в Череповце участок и построил там гостиницу «Россия» - здание живо до сих пор! - и был у него там телефон Ericsson, а родители в 1970-х на телефон в очереди стояли-стояли. И только про третьего, печника Василия Андреевича, все гораздо понятнее - раскулачен в 1931-м, расстрелян в 1937-м - «вынашивал террористические намерения», реабилитирован в 1960-м - «за отсутствием состава преступления».
Кому еще в Европе достался такой ХХ век? Это только в Азии - в Китае, в Монголии, в Северной Корее - так жестоко обходились с семейным наследием. И там тоже прошлое, национальную историю присваивало государство и уничтожало, прославляло, трактовало что хотело и как хотело.
- И поэтому сегодня в России появляется массовый запрос на образовательные и просветительские проекты, интерес к собственной истории?
- Есть бум нон-фикшн, и да, похоже, он касается русской истории тоже. Ну, не по школьным же учебникам о ней узнавать и не из госпропаганды. «Арзамас» и другие просветители великое дело совершают. Оценить масштабы такого интереса не могу, а с конкретными его личными проявлениями сталкиваюсь.
Вот мы недавно в Петербурге познакомились с Максимом (max_kos он в инстаграме), который разыскивает сохранившиеся интерьеры дореволюционных квартир. Это ведь тоже теперь непостижимо - как жили в домах Лидваля тысячи и тысячи хозяев «верхнего среднего класса» с каминами в форме буфета, с лепниной разрезанных потом комнат, с облицовкой цоколя гранитом в стиле северного модерна. И это ведь тоже надо почувствовать своим - а не басни про «колыбель трех революций», которыми пичкали несколько поколений.
- В этом году вы начали еженедельно выпускать свой видеоблог. Что было самым сложным в этом? Что вы поняли в процессе - про себя и про ваших подписчиков? Что оказалось сюрпризом?
- Из видеоблогерства своего понял прежде всего, что им уже нельзя заниматься попутно - это требует фултайма. А я только блогером стать не могу - слишком дороги свои фильмы и книги. ТВ я бы ютубу не противопоставлял. Понятно, что на госканалах заданная повестка, а тут свобода. Но в нормальной ситуации везде главное - востребованность контента. А эфир и потом интернет или сразу интернет - это только способ доставки к аудитории, технология аудиовизуального обслуживания на дому.
Сколько уже изощренных сериалов снимается не для ТВ, а сразу для интернет-платформ! И личные ютуб-каналы, вроде сделанные простовато, зритель смотрит без скидки на то, что они личные. Он знает законы жанра, по которым ценит всамделишность, трушность пресловутую.
- Если бы вам нужно было описать сегодняшнюю Россию одним-двумя словами, то какие бы это были слова и почему?
- Ну, увы, как всегда: многослойный пирог. Нет у нас никакой единой России, кроме той, что неспроста пишется в кавычках - такая вот у меня есть шуточка. Кто-то доживает советский период, кто-то живет в общем по-советски, но без дефицита еды, с «иномаркой» и с попсой из телека и из компа хоть круглые сутки - такая почти мечта про «новых русских» из 90-х плюс величие державы.
А кто-то вовсю пользуется благами XXI века, строит свою судьбу сам, открыт миру и не ждет себе в подарок ракету «Авангард». Определенный прогресс, что при населении, сопоставимом с дореволюционным (даже поменьше), эти приобщенные - не «верхние 100 тысяч», как говорили 100 лет назад, а несколько миллионов человек.

Republic (бывший Slon), 10.01.2019
https://republic.ru/posts/92807

Парфенов, интервью, история, режим

Previous post Next post
Up