Автору книги "Письма, адресованные животными тем, кто считает их скотами" сегодня 69 лет, и в возрасте 12 лет Аллен Бугрэн-Дюбур (Allain Bougrain-Dubourg), выходец из семьи французских аристократов и высших чинов армии, решил, что он посвятит свою жизнь защите животных.
Бугрэн-Дюбур - инициатор бесчисленных проектов, самым известным из которых остается проект по защите птиц, ибо птицы, наряду с пчелами, являются самой уязвимой частью живого.
В предисловии - во избежание возможных недоразумений - автор энергично подчеркивает, что он не поклонник так называемого "антропоморфизма", то есть ничуть не склонен "очеловечивать животных", но "животные - это существа, способные чувствовать, испытывать боль, радость, привязанность друг к другу, а зачастую и к людям, и в этом качестве достойны внимания и уважения с нашей стороны". Автор приводит цитату из "Второй записной книжки" Чарльза Дарвина: "Поскольку мы превратили животных в наших рабов, то нам трудно видеть в них существа, равные нам". И поскольку речь зашла об авторе "Происхождения видов", то Бугрэн-Дюбур напоминает, что за 300 лет до Дарвина великий Мишель де Монтень в одном из своих "Эссе" писал: "Наша первая обязанность в отношении людей - это справедливость, а в отношении всех других существ, нас окружающих, - благосклонность и доброта".
"Что эти слова означают на деле? - спрашивает Аллен Бугрэн-Дюбур и так отвечает на свой вопрос: - Наш человеческий долг состоит в том, чтобы свести до минимума страдания, причиняемые животным".
Итак, письмо, открывающее книгу, написано поросенком, и адресат письма - владелец свинофермы.
Поросенок пишет:
Видеть в нас, свиньях, не более чем машины для производства мяса, равнозначно отказу признать наличие у свиней развитой системы социальных отношений. А кроме того, свинья это животное, не менее смышленое и интеллигентное, чем собака или шимпанзе, что доказано работами ученых из Кембриджа в Англии и университета Эмори в американском штате Атланта. В естественных условиях мы, свиньи, выбираем для отдыха чистое и сухое место, в холодное время года спим, прижимаясь друг к другу, чтобы не мерзнуть, а если вываливаемся в грязи, то единственно с целью избавиться от паразитов, избегая чрезмерного облучения нашей шкуры солнцем в жаркую погоду.
Брижит Бардо несколько десятилетий борется за права животных
Книга Бугрэн-Дюбура не написана принципиальным вегетарианцем, но и ведь нет нужды быть вегетарианцем, чтобы относиться к животным по-человечески. Добавлю, что в биографии автора не последнюю роль сыграл тот факт, что в течение семи лет он был спутником жизни Брижит Бардо, которая ушла из кино в сорокалетнем возрасте, а сорок с лишним лет, прошедшие с тех пор, посвящает свою жизнь защите животных, и созданный ею Фонд является одним из крупнейших в Европе да, пожалуй, и во всем мире фондом защиты животных.
Вся энергия этой необыкновенной женщины, практически всё ее время и немалые деньги посвящены этой цели, которую она ставит несравненно выше всех ее достижений прежней жизни в качестве суперзвезды мирового кино.
Но вернемся к книге Бугрэн-Дюбура. Есть здесь письмо, автор которого - гриф, птица из семейства ястребиных, самая крупная по весу и размаху крыльев хищная птица в мире.
Золотым веком в истории этих птиц была эпоха египетских фараонов, считавших грифов реинкарнацией божества.
Но прошли века и тысячелетия, и греки, а вслед за ними также римляне начали бояться грифов, питающихся, как известно, падалью, отождествляя эту птицу с гнилью, разложением и смертью.
Но всё это - плоды невежества, плоды незнания азбучных истин орнитологии, поясняет Бугрэн-Дюбур и дает слово грифу, этому, по его словам, чуду природы.
Мои глаза созданы природой так, что я способен без труда разглядеть мертвого ягненка на расстоянии более 30 километров. Самец и самка грифа придерживаются моногамии, то есть хранят другу другу верность на протяжении всей жизни, и если нам повезет умереть естественной смертью, то доживем мы как минимум до 35 лет.
Нас, грифов, спасли от полного уничтожения люди, которым небезразлична судьба птиц. Если в 2003 году на территории Франции было примерно сто пар особей нашего вида, то сегодня нас более полутора тысяч, то есть полторы тысячи пар, и таким образом мы способны вновь в полной мере играть отведенную нам природой роль санитаров окружающей среды, ибо, питаясь падалью, мы чистим горы и угодья от трупов диких и домашних животных.
Одно из самых пронзительных писем в книге Бугрэн-Дюбура адресовано тореадору, и написано оно, естественно, быком, которому суждено через несколько минут быть выгнанным на арену, где через 20 минут его ожидает не только верная, но к тому же мучительная смерть.
Бугрэн-Дюбур, считающий корриду спектаклем массового садизма, не щадит нервов читателя, называя вещи своими именами. Вот фрагменты из письма обреченного быка:
Крики толпы и оглушительная музыка служат сигналом моего появления на арене. Мулета, кусок красной ткани, призванной дразнить меня, мелькает перед глазами, а затем наступает черед бандерилий, которые помощник матадора, бандерильеро, вонзает мне в загривок.
Стальная бандерилья имеет длину в три сантиметра, и цель шести вонзаемых бандерилий - во-первых, ослабить меня, и во-вторых, что главное, заставить меня опустить голову, облегчая работу матадора, который очень скоро нанесет мне своей шпагой решающий, смертельный удар.
Меня, быка, силой выгнанного на арену, на языке любителей корриды называют "храбрым". Какая тут к черту храбрость - ведь я весь дрожу от страха, не будучи в состоянии удержать мочу и кал...
Аллен Бугрэн-Дюбур, нисколько не хлопая себя по плечу, ибо он в подобных жестах не нуждается, с удовлетворением отмечает, что в последние десятилетия во всех странах, где практикуется коррида, но в первую очередь, разумеется, в Испании, число зрителей этого отвратительного зрелища постоянно идет на убыль, и сокращению числа зрителей корриды в значительной мере способствовало решение Комиссии Европейского союза, принятое осенью 2015 года о прекращении субсидий организаторам корриды. Иными словами, до 2015 года коррида проходила по разряду "культурно-развлекательных мероприятий", уподобляясь цирку, по-прежнему получающему субсидии Евросоюза.
В книге "Письма, адресованные животными тем, кто считает их скотами", около двух десятков писем. Здесь и собака, и заяц, волк и лошадь, тигр, черепаха и обезьяна.
Но мне особенно понравилось "Письмо, написанное цыпленком владельцу птицефермы". Цыпленок этот реалист, и он твердо знает, с какой целью ему даруют несколько месяцев жизни, что называется, "на всем готовом", прежде чем его пустят на мясо.
Но любитель куриных котлет, яичниц и омлетов не может, точнее, не должен с безразличием относиться к тому, в каких условиях живут те же цыплята и в особенности куры-несушки на так называемых "птицефабриках", где кур всю их куриную жизнь держат в клетках.
Если есть сфера, в которой человеческое отношение к животным находится в состоянии постоянного прогресса, то сферой этой является птицеводство.
Для курицы жить в клетке столь же противоестественно и мучительно, как и для человека, и если вы зайдете в любой французский супермаркет и заглянете на полки, где продаются яйца, то вы увидите четкое разделение продукта на две категории: яйца, которые снесли куры, выращиваемые так называемым "выгульным методом", когда куры свободно гуляют на лугу, и яйца, поступившие с птицефабрик, где кур-несушек всю жизнь держат в клетках. Первая категория яиц, естественно, дороже, но способ свободного держания несушек благотворно отражается не только на качестве яиц, мяса, но и на курином генофонде.
Автор книги счел нужным поименно назвать магазины, уже отказавшиеся от продажи курятины и яиц, полученных с птицефабрик, и здесь на первом месте система магазинов "Монопри", расторгшая в 2016 году контракты с птицефабриками, где кур держат в клетках. Другие сети магазинов, в числе которых такие гиганты, как "Карфур", "Леклер" и "Ашан", обязались полностью отказаться от покупки продукции птицефабрик к 2025 году, пишет Бугрэн-Дюбур, давая понять, что переходный период слишком, мол, затяжной и что надо сделать все возможное для его сокращения...
Автор книги цитирует выдержки из "Всемирной декларации прав животных", принятой в Лондоне в 1977 году, в которой, в частности, говорится:
"Ввиду того, что способность различных животных чувствовать была повсеместно доказана, мы безоговорочно осуждаем причинение страданий живым существам и всякое ущемление их основных потребностей. Одно только видовое различие (не более, чем различие расовое) не может служить оправданием эксплуатации и умышленного угнетения животных во имя науки, спорта, пищевой промышленности, экономических интересов, ни из каких-либо иных соображений человека /...../ и заявляем о нашем убеждении в том, что все существа, способные чувствовать, имеют право на жизнь и свободу.
Вот почему мы требуем, чтобы эти права были защищены".
Аллен Бугрэн-Дюбур, посвятивший большую часть своей жизни защите животных, спасению видов, находящихся под угрозой исчезновения, - человек, чуждый дешевого морализаторства, но если вдуматься в суть названия его книги, то скотство свойственно именно тем людям, которые жестоко обращаются с животными.
Мой обзор названной книги был уже почти готов, когда я обнаружил на сайте Радио Свобода замечательную
статью моей коллеги Любови Чижовой "Обречены на мучительную смерть. Почему в России опасно спасать животных". Чижова рассказывает о нелегкой судьбе инженера электроакустики Алексея Тихомирова, который помогает бездомным животным и состоит в двух зоозащитных организациях - "Рыцари жизни" и "Котоспас". Уже несколько лет Алексей Тихомиров занимается спасением, лечением и стерилизацией брошенных кошек, вызволяет их из подвалов.
Существует четкая внутренняя, имманентная связь между отношением людей к животным в каждом отдельно взятом обществе и качеством жизни самих людей в этом же обществе.
А если уж совсем заострить тему вполне в духе книги Аллена Бугрэн-Дюбура, то жестокое обращение с животными - удел скотов.
Семён МИРСКИЙ
Радио Свобода, 18.05.2018
https://www.svoboda.org/a/29228236.html