Евгений ЯМБУРГ: Спасти от ненависти (окт 2018)

Nov 30, 2018 17:00

Как создать нужный контент для молодых людей


На майке подростка, совершившего непоправимое в керченском колледже, крупными буквами было написано НЕНАВИСТЬ. Ненависть на какой почве? На любой: социальной (нищенское существование на средства санитарки матери), национальной, конфессиональной, на почве неразделенной любви, зависти к более успешным сокурсникам и т.д. и т.п. Ненависть к кому? К кому угодно: придирчивым преподам, девушке, не отвечающей взаимностью, сокурсникам, подсмеивающимся над твоими скромными успехами в учебе, ко всему несправедливому и равнодушному к твоей персоне миру.
Ненависть рождает жажду мести во имя восстановления попранной справедливости. Великая цель (достижение справедливости) наполняет душу осмысленным существованием, побуждает скрупулезно готовиться к главному СОБЫТИЮ, когда в результате подвига пусть даже ценой собственной жизни будет восстановлена СПРАВЕДЛИВОСТЬ. А еще о тебе узнают сотни тысяч людей, и ты из серой неприметной мышки мгновенно превратишься в героя культового сериала.
А что, зря, что ли, герой Сергея Бодрова в фильме «Брат», завершив криминальную кровавую разборку, поучает американца:
«Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней. Да? Дмитрий Громов, мани, давай».
За керченским тихушником, который ранее ничем не выделялся среди прочих сверстников, не был замечен в патологических наклонностях, не замешан криминальных историях, своя убогая, ущербная правда.
Своя правда и у президента РФ, который относит кровавые события в Керчи к влиянию глобализма. Владислав Росляков действительно копировал действия убийцы в американской школе «Колумбайн» в 1999г. Подобные трагедии происходят во всем мире, и в первую очередь в Америке, где возможность подростков обзавестись оружием во много раз больше, нежели у нас. Левая идея, в основе которой жажда восстановления справедливости, победно шагает по планете. Справедливости требуют все: устремившееся в европейские страны африканцы, чей доход восемь долларов в месяц, европейцы, не желающие тратить свой бюджет на прокормление пришельцев, американцы, чей экономический и промышленный рост оказался под угрозой, поскольку транснациональные корпорации развертывают производства в азиатских странах, где дешевая рабочая сила. Отсюда таможенные войны, которые ведет Америка. Все так. Но важно помнить, что, раздевая Америку, при этом мы себя не одеваем.
Оставим в стороне посыпавшиеся, как из рога изобилия, предложения преимущественно запретительного характера (о их наивности и не реалистичности достаточно написано специалистами), будем лишь помнить, что Америку можно открыть, а вот закрыть уже не удастся. В данном контексте Америка, разумеется, метафора глобализации.
Налицо глобальный кросс-культурный кризис. Цивилизация, образно говоря, пошла вразнос. Первыми, как всегда, это почувствовали, благодаря интуиции, писатели еще в середине прошлого века. Герой романа Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель» говорит: "Жизнь представляется мне веточками разбросанного веника. И не хватает божественного узла, чтобы связать их воедино". Потеря ощущения целостности мира крайне болезненна как для взрослых, так и для детей. Центростремительные силы разрывают сознание современного человека. Отсюда рост психоневрологический заболеваний (в России этот тип заболеваний вышел на первое место среди детей и подростков) и, как следствие, - нарастание взаимной агрессии.
Божественный узел, который должен вернуть утраченную целостность бытия, - это опора на незыблемую шкалу ценностей, которая в свою очередь опирается на святыни. Иными словами, стремление возвратиться к архаике, к золотому веку, который якобы был в прошлом. Так в качестве защиты от глобализма предлагаются национальные и религиозные скрепы, которые призваны спасти народ богоносец от стаи отморозков из интернета. преклоняющихся перед Соединенными Штатами.
Но при таком подходе надо поставить крест на прогрессе, который, как ни крути, несет людям комфортное существование. Отсюда - слепое поклонение прогрессу, который автоматически. наращивая технологическую мощь, решит все проблемы человечества. Оба подхода от лукавого.
О потерях и приобретениях современной цивилизации в конце прошлого века замечательно писал философ и культуролог Г. Померанц: «Есть два мифа, один печальный, другой утешительный. Оба они лгут. Первый миф о золотом веке (а потом серебряном, медном и, наконец, о нашем железном веке). В золотом веке оставляют своих стариков и больных на съедение зверям, а лишних детей убивают. Следы этих обычаев сохранились до наших дней в цивилизациях Дальнего Востока.
Второй утешительный миф - прогресс. Сегодня лучше, чем в темные века; завтра будет еще лучше. Трудно сказать, что будет завтра; может быть, ничего не будет. Но мир становится сложнее и сложнее, и человек теряется в дебрях цивилизации. Чем больше новых частностей, тем труднее уловить дух целого (а только в причастности целому коренится смысл жизни). Развитие постепенно разрушает приемы возвращения к простоте и цельности, разрушает символы целого, повисшие в пространстве, где нет ни одного факта.»
Анализируя керченскую трагедию, лидер страны считает: "...что мы все плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей". Кто бы спорил. Но создание такого контента невероятно сложная задача, исключающая истерику и взаимные обвинения так называемых фундаменталистов и либералов. Как и чем уравновесить крайние точки зрения. Такие попытки делаются, но пока получается коряво.
В одном из городов Центральной России я увидел любопытное учебное заведение «Казачий информационно-технологический лицей». Лампасы, папахи и другие атрибуты формы лицеистов демонстрировали приверженность руководства учебного заведения исконным традициям. Но при чем здесь современные информационные технологии, которые, как известно, не знают национальных границ? Оказывается, концепция данного лицея предусматривает создание специальных казачьих дружин для обеспеченья информационной безопасности в интернете! Слов нет, информационная безопасность - вещь серьезная. Подготовка таких специалистов востребована государством, вызывает интерес тех подростков, которые не связывают свое будущее с военной карьерой. Кроме того, приобретенная специальность гарантирует в будущем достойную оплату. Все это осознают руководители данного учреждения, озабоченные привлечением абитуриентов. Что не так? Вместо шашки, которая, впрочем, на всякий случай висит на боку, курсантам предлагается размахивать гаджетами, вырубая из интернета крамолу. Сложная сугубо технологическая задача, окрашиваясь в идеологические тона, превращается в миссию, суть которой - поиски скрытых врагов, которые со всех сторон подкапываются под фундамент нашей особой духовности. Так из данной концепций явно торчат уши конспирологии, всегда порождающей страх, подозрительность и все ту же ненависть. Что происходит неизбежно, когда пытаются соединить туловища быка и голову овцы. Такой идеологический мутант не жизнеспособен.
Школа не висит в безвоздушном пространстве; она существует на семи ветрах: идеологических, геополитических, социально-экономических, национальных, конфессиональных, психоэмоциональных, наконец, иррациональных, ибо человеческие поступки не сводимы исключительно к рациональным мотивам. Порой эти ветра приобретают шквалистый характер, прогибая школу со всеми ее обитателями (педагогами, детьми и родителями) то в одну, то в другую сторону. Очевидно, что стране необходима длительная педагогическая терапия, в результате которой нам всем предстоит обучиться искусству диалога.
А пока взрослые не образумились, в первую голову надо спасать детей от ненависти. На память приходят стихи А. Галича, чей столетний юбилей мы странным образом отмечали на первом канале TV в глубокой ночи, когда дети и подростки спят беспробудным сном. А зря. В поэме «Кадиш», посвященной Я. Корчаку, опираясь на дневник праведника, Галич пишет:
Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Все я, Боже, получил сполна,
Где, в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
Парадоксальный факт - дети и подростки в гораздо большей степени чем взрослые, которых заел быт, расположены к серьезным разговорам. Их психику не стоит беречь, окружая гиперопекой, скрывая трагические страницы прошлого и настоящего, исходя из патриотического посыла. На этот ложный посыл прекрасно ответил Гоголь в «Театральном разъезде» «Зачем он бередит наши раны?"А второй отвечает: «Это твои раны, а не мои. возьми и ходи с этими ранами, они твои.» С детьми надо разговаривать честно. Молчащее поколение проигрывает свою историю, а значит и будущее.
Но способно ли слово стать целительным лекарством взросло-детского сообщества? И здесь мы вновь обращаемся к великой русской поэзии, в частности, к Н. Гумилеву:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро, и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Всё так. И человеку в равной степени нужны и прорывы духа, и здравый смысл, передаваемый с помощью умного числа. А вот мертвые слова действительно дурно пахнут, отвращая своей фальшью и взрослых, и детей!
Так что, если подумать, нам есть из чего создавать нужный, полезный и интересный контент для молодых людей.
Евгений ЯМБУРГ - директор московского Центра образования № 109, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Автор книг "Школа для всех", "Педагогический декамерон".
Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Помимо серьёзной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников "Зюйд-Вест", театральная студия, клуб любителей кино и пр.
Е.Ямбург - участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества..
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямбург,_Евгений_Александрович


"Московский комсомолец" №27819 от 26 октября 2018
https://www.mk.ru/social/2018/10/25/spasti-ot-nenavisti-eshhe-odin-urok-kerchenskoy-tragedii.html
Эхо Москвы, 26.10.2018
https://echo.msk.ru/blog/e_yamburg/2303416-echo/
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

общество, настроения, ученик, ценности, дети, школа, Ямбург, агрессия, школьники, ненависть, образование

Previous post Next post
Up