ВШЭ и ЦСР А.Кудрина подготовили проект реформы российского образования

Apr 05, 2018 07:00

Центр стратегических разработок (ЦСР) 11 апреля представит на конференции Высшей школы экономики доклад "12 решений для нового образования" - предложения ВШЭ по образовательной реформе

ВШЭ и ЦСР предложили реформировать систему образования за 8 трлн руб.
ВШЭ и ЦСР опубликовали проект реформы системы образования в России на всех уровнях (дошкольное развитие, технологическое обновление школ, наука и исследования). Общая стоимость 12 предложенных решений превышает 8 трлн руб.


Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина представили проект реформы российского образования потенциальной стоимостью до 8 трлн руб. Предложения содержатся в докладе «12 решений для нового образования» (есть у РБК), их подготовкой руководили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин (при участии главы направления «Человеческий капитал» в ЦСР Лилии Овчаровой). Модернизировать систему образования обещал президент Владимир Путин в обращении к парламенту 1 марта.
Эксперты предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус». Полноценная реализация инициатив - сценарий, который авторы называют оптимальным, - приведет к тому, что общие расходы бюджетной системы на образование достигнут 4,8% ВВП к 2024 году по сравнению с 3,5% ВВП в 2017-м. Тогда Россия будет тратить на образование примерно столько же, сколько тратят в среднем страны ОЭСР, отмечают эксперты.
Полная реализация предложений ВШЭ и ЦСР потребует дополнительного бюджетного финансирования на уровне 4,6 трлн руб. в сумме за шесть лет. С учетом внебюджетных инвестиций (авторы предлагают, например, частно-государственное партнерство при строительстве школ) сумма возрастает до 8,3 трлн руб., подсчитал РБК по данным доклада. РБК направил запрос в Минобрнауки с просьбой оценить предложения ВШЭ и ЦСР.
Контроль раннего развития и цифровые учебники
Первый проект - система поддержки раннего развития: предлагается создать службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет (для детей с ограниченными возможностями - от нуля до шести лет). Специалисты по детскому развитию должны будут ежемесячно наблюдать ребенка и консуль­тировать родителей. Мониторинг динамики развития, по замыслу экспертов, будет проводиться при помощи индивидуальных электронных карт. По расчетам авторов доклада, благодаря такой системе к 2024 году доля детей-первоклассников, недостаточно подготовленных к обучению в школе, сократится на 20%, к 2030 году - в два раза. Расходы на создание системы составят 296 млрд руб.
Для преодоления отставания российской школы от требований цифровизации экономики эксперты предлагают внедрить с 2023 года новые цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК), которые заменят традиционные учебники. Построенные на технологиях искусственного интеллекта, такие комплексы смогут подстраиваться под индивидуальные способности учащихся и позволят использовать облачные ресурсы (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков). Кроме того, с 2020 года в учебный процесс должны быть включены цифровые обучающие игры и симуляторы. Для перехода на новые образовательные технологии необходимо 466 млрд руб.
Интернет в каждой школе и новые центры «Сириус»
Для создания современной инфраструктуры образовательных учреждений нужно обеспечить подключение всех российских школ к интернету, создавать ежегодно 70 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях для детей ясельного возраста и провести капитальный ремонт в 5 тыс. школ. Кроме того, для безопасного подвоза школьников, проживающих в селах, к школам необходимо отремонтировать не менее 12,5 тыс. автобусов. На модернизацию инфраструктуры потребуется более 2 трлн руб.
Учебные программы по естественным наукам, информатике и технологиям должны быть модернизированы с учетом изменяющихся требований рынка труда, отмечают авторы доклада. В России следует создать сеть колледжей опережающей подготовки в области высоких технологий и открыть 55 новых детских технопарков «Кванториум». Для реализации проекта, по расчетам экспертов, потребуется 412 млрд руб.
Для развития и поддержки талантливых детей авторы доклада предлагают создать 40 новых центров по модели сочинского «Сириуса», обеспечивающих трехнедельное обучение 4,8 тыс. школьников в год. А для лучших молодых профессионалов ввести субсидирование 100% ставки по ипотеке. Расходы, по оценкам экспертов, составят 880 млрд руб.
Равные возможности обучения
В российском образовании не решена проблема неравенства образовательных возможностей, а уровень учебной неуспешности «недопустимо высок», утверждают авторы доклада. Согласно международному исследованию PISA 2015 года, 28% российских 15-летних школьников не освоили базовые навыки хотя бы в одной области грамотности из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке).
Для преодоления учебного отставания эксперты предлагают запустить адресные программы образовательной поддержки для бедных семей (бесплатные дополнительные уроки и участие в летних школах). Социальные стипендии, по замыслу авторов, должны предоставляться реально нуждающимся и равняться 80% от регио­нального прожиточного минимума. Кроме того, предлагается каждому ребенку дать возможность пройти годичную программу подготовки к обучению в школе. Расходы на реализацию проекта за весь период превысят 1,3 трлн руб.
Вузы - центры инноваций
По замыслу ВШЭ и ЦСР, вузы должны стать центрами инноваций в регионах, чтобы выпускники не уезжали, а развивали инновационные проекты на местах. Для этого инновационные парки должны передаваться в состав университетов, грантовая поддержка вузов должна быть расширена, а стипендии аспирантам с целью поддержки развития научных исследований для нужд отраслей и экономики регионов должны быть повышены. По оценке экспертов, расходы составят 392 млрд руб.
Государство должно финансировать долгосрочные программы фундаментальных исследований: объем НИОКР и средств, получаемых университетами от управления объектами интеллектуальной собственности, в расчете на одного студента должен быть увеличен хотя бы вдвое. Для увеличения фундаментальных исследований потребуется почти 800 млрд руб.
Россия имеет сегодня один из самых низких показателей участия взрослых в об­разовании - 17 против 40% в среднем по ЕС, отмечают авторы доклада. Для развития рынка непрерывного образования потребуется 601 млрд руб., на эти средства, в частности, планируется открыть 200 центров образования для взрослых на базе колледжей и вузов, а также создать единую электронную платформу - навига­тор образовательных программ.
Для увеличения доходов от экспорта российских образовательных услуг (иными словами, для привлечения иностранных учащихся в российские образовательные заведения) предлагается запустить специальные грантовые программы обучения для иностранных студентов в технологических областях, построить новые кампусы в ведущих вузах и обеспечить грантовую поддержку российских учебных программ.
Потенциал реализации заявленных мер остается под вопросом, сказал РБК директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС Максим ДУЛИНОВ: «Основной вопрос - как те или иные меры будут реализованы. Основываясь исключительно на докладе, это сложно оценить, потому что должна быть проработанная система взаимосвязанных мероприятий. Кроме того, денежные средства, о которых идет речь в докладе, на порядок больше, чем реально запланированные».
Три сценария финансирования
Оптимальный сценарий, при котором будет возможна наиболее эффективная инвестиционная стратегия, потребует доведения общего объема бюджетного финансирования образования до 4,8% ВВП в 2024 году.
Базовый, или промежуточный, сценарий основан на текущем положении бюджетной системы. По нему общие расходы бюджетной системы России на образование увеличатся до 4,4% ВВП.
Согласно третьему, инерционному сценарию, финансирование образования фиксируется на уровне 4,0% ВВП (что меньше, чем было в 2012 году). Эксперты считают такой вариант неприемлемым: отрыв системы от требований времени станет настолько большим, что будет пройдена точка невозврата - под вопросом окажутся не только темпы роста, но и технологическая самостоятельность страны.

РБК, 05.04.2018
https://www.rbc.ru/economics/05/04/2018/5ac4d5309a794730d2f1b3b7

Четыре триллиона человеческого капитала
Высшая школа экономики представила проект цифровой реформы образования


Центр стратегических разработок (ЦСР) 11 апреля представит на конференции Высшей школы экономики доклад «12 решений для нового образования» - предложения ВШЭ по образовательной реформе. Ее идеи - приоритет трат на образование перед расходами на здравоохранение в предлагаемом ЦСР «бюджетном маневре», управление реформой не на уровне Минобразования, а из проектного офиса правительства, сверхбыстрая цифровизация средней и отчасти высшей школы и передача инновационной инфраструктуры в регионах университетам. Частный сектор ВШЭ видит до 2024 года в образовании скорее строительным инвестором и в целом пока негативно относится к росту частных расходов. Одна же из главных идей программы - социал-демократическая: долгосрочное преодоление социального неравенства через образование.
Доклад ВШЭ готовился группой под руководством ректора университета Ярослава Кузьминова и главы Института образования ВШЭ Исака Фрумина при участии директора Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой по заказу ЦСР - как часть пакета реформ, переданных командой Алексея Кудрина в мае 2017 года в администрацию президента. Напомним, одно из ключевых предложений ЦСР - «бюджетный маневр», увеличение финансирования госрасходов на «человеческий капитал» (образование, здравоохранение, соцуслуги и т. п.) в 2018-2024 годах. В образовании допрасходы на эти цели должны возрасти на 0,4-1,2% ВВП (с нынешних 3,6%), и ВШЭ подробно описывает, на какие программы нужно потратить эти средства.
Базовая идея доклада представляется очевидной, но непроверяема и во многом - предмет веры: «человеческий капитал» способен «во многом автономно» влиять на экономическое развитие и самостоятельно формировать экономические институты в стране. В связи с этим инвестиции в образование, настаивают в ВШЭ, должны стать приоритетом «бюджетного маневра». «Оптимальным» сценарием назван рост госрасходов на «хронически недофинансированную» систему до 4,8% ВВП к 2024 году, «инерционным» - их фиксация на уровне 4% ВВП, «базовым» - повышение до 4,4%. «Оптимальный» уровень затрат должен не только сохранить пока существующее конкурентное преимущество экономики РФ (высокий уровень образования рабочей силы), но и к 2035 году обеспечить ей лидерство в цифровой экономике за счет быстрой цифровизации и внедрения IT-технологий в преимущественно государственный образовательный сектор. Цифровизация также должна предотвратить закрепление существующего социального неравенства, в том числе территориального.
12 проектов ВШЭ, стоимость которых в целом 4,5 трлн руб. с 2019 по 2024 год, разработаны в классическом понимании образования как института социал-демократического государства «от колыбели до могилы»: уже первый проект (3% от всех расходов) предлагает создание «патроната» для детей в возрасте до трех лет - 12 тыс. специалистов по детскому развитию, которые будут не реже раза в месяц консультировать прежде всего проблемные семьи. Другой проект призван дать всем детям в возрасте шести лет возможность годового предшкольного образовательного курса. В «школьной» части доклад предлагает сверхбыструю цифровизацию с частичной заменой учебников учебно-методическими комплексами, автоматизацию отчетности, подключение всех школ к широкополосному интернету, строительство 2 тыс. новых школ и ремонт 5 тыс. устаревших (инфраструктурные расходы оценены в 20% всех трат).
Для школ в «сложных социально-экономических условиях» предлагается специальный режим контроля и поддержки, во многом - для борьбы с социальным неравенством: доклад описывает миграцию населения в города ради образования как явно негативный процесс. Также беспокоит ВШЭ рост популярности среднего профессионального образования (СПО) - оно используется для ухода от ЕГЭ при поступлении в университеты. Авторы полагают, что большая часть выпускников СПО (и университетов) не рассчитывают на работу по специальности, и описывают способы перенаправления процесса в разумное русло - для этого нужны инвестиции в СПО и среднюю школу (в перспективе они могут сливаться) в части технологического образования.
Идеи реформ высшей школы напоминают китайский «проект 985» - план роста господдержки 39 крупных университетов, из которых девять («группа C9») были бы и экспортерами образования, и национальными флагманами мирового уровня (реализовывался в КНР с 1998 по 2017 год с переменным успехом). Главная идея ВШЭ в этой сфере - оплата до 35% госзадания исследовательским университетам в виде финансирования научных разработок, передача им региональной «инновационной» инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и иннопарки), создание пяти центральных университетов, кооперация по схеме «1+3» (один центральный университет - три региональных) и поддержка 25 отраслевых и 100 региональных университетов. Идея «непрерывного образования» в проекте реализуется как формирование 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, НКО и корпоративных университетов. Наконец, кадровое воспроизводство образованию должен обеспечить не рост зарплат (ВШЭ считает, что майские указы 2012 года будут выполняться и далее), а пошаговая переподготовка управляющих команд и педагогов. Сложность реформы такова, что ВШЭ заранее предлагает координировать ее проведение не на уровне министерства, а через отдельный проектный офис «Образование» в Белом доме.
При всей масштабности предлагаемой реформы (часть приложений которой, по всей видимости, будет реализована) ее основные спорные моменты очевидны. Это отчетливая ориентация на государственное образование: негосударственному сектору отведена важная роль лишь как источнику инвестиций в матобеспечение школ и СПО по схеме, сходной с «инфраструктурной ипотекой» Минэкономики. Причин, по которым рынок труда не может сам транслировать свои потребности в систему образования, обеспечивая финансирование допобразования через домохозяйства, доклад ВШЭ не разбирает. Между тем для «цифровой экономики» организация экосистемных связей рынка труда, образования и экономики домохозяйств - вопрос ключевой и пока не решенный. Впрочем, это проблема мировая - большинство стран ОЭСР пока реализуют модели реформ, сходные с предложенной ВШЭ и ЦСР.

Газета "Коммерсантъ" №58 от 05.04.2018
https://www.kommersant.ru/doc/3593530

Примечание: все выделения в тексте - мои.

программа, доклад, вузы, реформа, высшее образование, финансирование, сценарии, ВШЭ, университет, образование

Previous post Next post
Up