ИЗ СТАРОГО - Олег КАШИН: Мир идей "Платона", или Чем закончатся выступления дальнобойщиков

Apr 01, 2018 08:00

Олег Кашин - о роли социальных протестов в России


Массовая акция протеста дальнобойщиков в Ростове-на-Дону
С 15 ноября в России работает система «Платон», которая предусматривает взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам федерального значения грузовиками массой больше 12 тонн. Дальнобойщики с 11 ноября проводят акции протеста по всей стране. Водители требуют внести изменения в тарифы и технически доработать систему. - Slon
Бесконечная колонна большегрузных автомобилей, не встретив сопротивления на полицейских кордонах, входит в Москву. Фуры, фуры, фуры - они заполняют вcю МКАД, а потом по радиальным магистралям движутся к центру города. У Третьего кольца, на котором московская мэрия выставила грузовики с песком, первые столкновения и успешный прорыв. Грузовики подходят к Кремлю, окружают его. Красная площадь, Васильевский спуск, площадь Революции, Манежная - теперь это одна огромная парковка для дальнобойщиков. В блокированный Кремль передается список требований, и ликвидация «Платона» в нем за эти недели успела переместиться в самый низ, а первые пункты списка - отставка президента и правительства, свободные выборы, новая Конституция, запрет цензуры и много чего еще вплоть до вывода войск из Сирии. После очередной неудачной попытки полицейского разгона протестующих Кремль соглашается на переговоры, и возглавляющий делегацию Сергей Иванов называет свои условия - водители немедленно должны покинуть Москву, взамен государство обещает не наказывать участников протестов, а введение дорожного сбора откладывается на год. Делегация водителей в ответ покидает переговоры. В тот же день протестующие громят офис компании-оператора «Платона», принадлежащей Игорю Ротенбергу (сам он уже неделю как бежал из страны), в городе начинаются беспорядки, часть московской полиции и ФСО, отказываясь выполнять приказ о стрельбе на поражение, переходят на сторону водителей. К утру Кремль взят. Часть членов Совбеза арестованы, о местонахождении остальных, в том числе Владимира Путина, ничего не известно. Объявлено о создании Комитета национального спасения, в руки которого временно, до новых выборов, переходит вся полнота власти в стране.
Это не прогноз, это фантазия, причем саркастическая - так, конечно, не будет. Никакая колонна до Москвы не дойдет, никакая полиция не откажется стрелять в народ (иногда даже кажется, что сотрудники правоохранительных органов, наоборот, мечтают о таком приказе и только ради него и идут служить в полицию), не будет ни политических требований, ни переговоров с Кремлем. Что будет: если протесты продолжатся, дальнобойщикам, наверное, можно будет рассчитывать на туманное обещание об отсрочке, тем более, что технически у «Платона» и так оказалось не все готово. Лидер водительского профсоюза участник «Антимайдана» Александр Котов выступит в программе «Время» и скажет, что дальнобойщики считают свои требования выполненными, отрасль вернется к нормальной жизни. Спустя месяц или два, когда все утихнет, обязательно кого-нибудь арестуют, чтобы другим в будущем было неповадно. Онлайн-издание «Медиазона» будет вести трансляции с судов по «дальнобойному делу», но быстро перестанет, потому что корреспондентов мало, а тема не очень популярная.
Можно долго спорить, почему российские власти именно сейчас, в не самый безоблачный и для них самих, и для обедневших граждан период, решились на такой заведомо одиозный шаг, в котором финансовый удар по важной и массовой с точки зрения рабочих мест отрасли сочетается с демонстративным отстаиванием интересов именно члена семьи Ротенберг, - а это фамилия, с которой уже, очевидно, навсегда будет ассоциироваться словосочетание «друг Путина». Причины, по которым российская власть принимает те или иные решения, - вообще самая таинственная часть современного кремлеведения. Что Крым, что Донбасс, что Сирия - реальных мотиваций и механизмов не знает вообще никто, и тут можно только гадать. А можно и не гадать - какая, в сущности, разница? Важно то, что своим решением Кремль спровоцировал самые массовые за последние годы социальные протесты, которые теперь ему придется срочно урегулировать.
Именно урегулировать, а не подавлять - к протестам, не несущим политических требований, российская власть относится очень внимательно, если не сказать уважительно. Хрестоматийная история с монетизацией льгот, когда под давлением массовых выступлений в регионах Кремль был вынужден отступить - сейчас, 10 лет спустя, уже ясно, что это было что-то вроде программного заявления: если вы протестуете аполитично, то мы, может быть, пойдем вам навстречу. Это не великодушие, это рациональный расчет - последовательно ликвидировав все возможности обратной связи, Кремль сам сделал уличные протесты единственной доступной обществу возможности сообщить о своем несогласии с действиями властей.
К дальнобойщикам никто не выйдет, но их услышат. Планы «Платона» скорректируют, протесты закончатся, и так до следующего раза, когда все будет так же, только уже не с Ротенбергом и дальнобойщиками, а с кем-то еще. Чтобы социальный протест стал политическим, в стране должны быть политические силы, работающие над этим, а сейчас таких сил нет. ПАРНАС, между прочим, готовит серию роликов, в которых «Людмила Михайловна Алексеева, Гарри Яковлевич Бардин, Татьяна Лазарева, Лев Семенович Рубинштейн, Георгий Александрович Сатаров и многие другие расскажут о своем личном понимании необходимых Перемен», и самый точный прогноз, какой можно сделать по поводу дальнобойщиков, - дальнобойщики этих роликов не увидят.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 20.11.2015
https://republic.ru/posts/60008
Примечание: выделение черным болдом - моё.

Кашин, водитель, протест, Кремль, налоги

Previous post Next post
Up