Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Да будет тьма: чем плох новый стандарт преподавания литературы

Mar 30, 2018 00:20

За попыткой мелочной регламентации изучения литературы в школе маячит идея единого учебника, совершенно ненужного обществу
На всю жизнь запомнился один ремонт: я попросил электрика так протянуть провода в коридоре, чтобы свет включался и выключался и на входе, и на выходе - с двух концов. Электрик, опытный советский мастер, привыкший, что включать и выключать положено в одном и том же месте, долго мне доказывал, что это невозможно. Вопрос о том, что в темноте тащиться из конца в конец бессмысленно и неудобно, его не волновал. «Мы, хозяин, - говорил он, - так обучены, нам по-другому нельзя».
Железобетонный стандарт
То, что происходит с утверждением новых школьных стандартов, особенно по литературе, один в один напоминает логику электрика. Предельно кратко поясню, в чем суть. В прошлом году началась работа по уточнению содержания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), на основе которых действует средняя школа. Проект обновленного стандарта был разработан в Минобрнауки и обнародован на сайте министерства для общественного обсуждения; предлагаемые изменения в области литературы вызвали огромное количество нареканий со стороны учителей. Почему?
Потому что все проблемы, которые якобы предполагалось решить в новой версии стандарта, уже решены. Все, что нужно учителю для спокойной работы и для гарантии образовательного единства страны, уже было сформулировано в Примерной обязательной программе по литературе, принятой государством в 2016-м. Она определила список обязательных для общего изучения произведений - и то, что учитель может на уроках варьировать. Вопреки заверениям чиновников Минобрнауки, вся русская классика, от Некрасова до Чехова и от Твардовского до Маяковского, в полном объеме была гарантирована школам страны. Плюс к этому было юридически точно описано право работы с современным литературным материалом.
Сторонний человек не может себе представить, что происходит на местах, когда в образовательные документы вторгаются юридически неточные формулировки. Так, в один из регламентирующих документов попала формула «обязаны изучать русский язык и литературу, а также родной язык и литературу». По сей день прокуратура заходит в школы областей с преобладающим русскоязычным населением и требует отчета о том, как выполняется норматив насчет «родного языка». Им говорят: «Ну вот же, русский!» И слышат: «А написано и русский, и родной!»
Уточненные стандарты, мало что добавляя к Примерной образовательной программе, в то же время могут ухудшить положение учителя и ученика. Они втискивают живое литературное содержание в мертвые формулировки, отменяют вариативность, предусмотренную законом об образовании; стандарты подчинены порочной логике - цель не в том, чтобы школьнику интереснее было читать, а в том, чтобы методисту было удобней его контролировать.
Но главная мина замедленного действия заложена в объемных приложениях к стандартам; неслучайно их обнародовали отдельно, поздним летом 2017 года, чтобы учителя не заметили, и провисели они на сайте недолго. Эти приложения не просто отсекают современную русскую литературу от школы, но и фиксируют все книги по классам. Школам страны указано, в каком классе какое произведение читать. Независимо от психологического возраста учеников, который в разных регионах разный. Независимо от особенностей класса и учителя. Независимо от национально-культурной традиции, сформированной в Татарстане одним образом, в Чечне - другим, а в Карелии - третьим. По существу, приложения к стандартам заливают русскую словесность в бетон, не давая ей сдвинуться с места. «Тараса Бульбу» - всем - в 6-м классе. Главы из «Тёркина» - только отобранные методистами. Симонова, автора гениальных военных стихотворений, учим через устаревшую в момент создания балладу «Майор привез мальчишку на лафете». Причем также в указанном классе. И так далее.
И теперь эти железобетонные приложения вместе с катастрофически слабым (смотри комментарии литературоведов и методистов) содержанием стандарта спешно протаскивают через министерский совет. Почему спешно? Потому что за этим маячит тень готового единого учебника по литературе.
Зачем это нужно: и единый учебник, и разблюдовка по классам? Вопрос более сложный.
Единство схемы
Про единый учебник ответ может быть один: обществу он незачем. Литература не математика; у нее нет и не может быть единых решений, правильных трактовок и формул. Она вся про сложность жизни, несводимость к готовым схемам, про поиск истины и личную ответственность. Ни партийные начальники, ни старцы, ни командующие округами, ни министры для нее не указ; она требует от читателя одного - готовности думать своей головой. Но те, кто нацелился на единый учебник, покушаются не только и не столько на закон об образовании (который, повторюсь, не допускает отказа от вариативности), они покушаются на Конституцию, запретившую единую идеологию. Литература для этих начетчиков - суррогат идеологии; «мы с ее помощью сформируем общий взгляд на вещи», думают они. Не сформируете. Но по пути попортите многое. И неизбежно вляпаетесь в коррупцию, потому что единая идеология - ​вещь коррупционно емкая.
По существу, единственный рациональный довод, который приводят сторонники жесткого и методически бессмысленного распределения произведений по классам: у нас есть дети военных (и, читай, силовиков), которые могут в течение учебного года переезжать из города в город. Дети из таких семей сталкиваются с несовпадением программ, в прошлой школе они читали одно, в новом классе приходится читать другое, дети получают двойки. Такое и вправду случается - и хотя число подобных случаев стремится к доле процента, отмахиваться от проблемы нельзя. Но любой учитель знает, что вопрос решается иначе: достаточно создать кочующему ученику особые условия: он не должен в течение первого месяца-двух проходить аттестацию, ему предоставляется время для вхождения в класс - для этого достаточно двух-трех поправок в бесконечных школьных нормативах.
Вместо простого управленческого решения предлагается система, которая военным не поможет, а гражданским помешает. Потому что технически невозможно во всех школах страны ввести единое расписание. Невозможно клонировать учителей и заставить их преподавать в одном темпе и по одной методике. Невозможно навязать единые каникулы. Все равно переехавший школьник будет в новом классе читать другую книгу. И вплоть до 9-го класса, где впервые появляются объемные произведения, это не страшно, а начиная с 9-го все и всюду читают одно и то же, от «Евгения Онегина» до «Войны и мира». Без всякого приложения к стандартам.
Вместо простого набора управленческих действий - архаизация образования. Вместо интересов ученика - удобство контроля. Вместо развития чтения - добивание массовой привычки к книге. Вместо содержательной дискуссии - откровенная ложь. Казалось бы: считаешь, есть проблема, поищи реальные решения. Но советский электрик не видел двойных выключателей; он предлагает просто вырубить свет в коридоре, потому что ему так удобней.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Александр_Николаевич


РБК, 22.03.2018
https://www.rbc.ru/opinions/society/22/03/2018/5ab39ce39a794716b9898e29
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Учитель Ирина ЛУКЬЯНОВА о грядущем введении новых стандартов преподавания литературы
https://loxovo.livejournal.com/8209033.html
Нужна ли реформа школьной литературе? (Программа "Родительское собрание" от 25.03.2018)
Начало https://loxovo.livejournal.com/8218222.html
Окончание https://loxovo.livejournal.com/8218450.html

СМ. ТАКЖЕ
Школа должна готовить человека XXI века. "Полный контакт" с Владимиром Соловьевым (22.03.2018)
Федеральные государственные образовательные стандарты. Школьное образование. Гость - Ольга ВАСИЛЬЕВА, министр образования и науки РФ.
Вести FM. Опубликовано: 22 марта 2018 г.
https://www.youtube.com/watch?v=-y285NDM11c
Минобрнауки поспорило с учителями литературы из-за новых стандартов
Гильдия словесников назвала непрофессиональными и грубо нарушающими права детей образовательные стандарты по литературе. В Минобрнауки объясняют, что новые стандарты создадут единое образовательное пространство
https://www.rbc.ru/society/19/03/2018/5aafa95a9a794740bddb5c6a

учебник, чиновники, литература, реформа, школа, чтение, контроль, стандарты, образование, Архангельский

Previous post Next post
Up