"Только действующий монарх может побеждать на такого типа выборах или преемник, назначенный им"
Владимир Путин во время выступления на Манежной площади, 18 марта 2018 г.
Политолог Станислав БЕЛКОВСКИЙ - о результатах президентских выборов 2018 года, по итогам которых объявлено о рекордной (более 76%) поддержке действующего главы государства Владимира Путина
- Как в политическом смысле можно интерпретировать 75% Путина - это его персональная поддержка как политика, результат фальсификаций, отсутствие запроса на перемены или результат провала оппонентов, допущенных до выборов?
- Думаю, что фальсификации были примерно в районе 10−12% - но это моя экспертная оценка, которая, разумеется, не может быть обоснована математически. Но, понимаете ли, эти вопросы не вполне уместны в реалиях современной России, потому что выборы в России - это не выборы в современном европейском понимании этого термина. Это референдум о доверии власти, которая была сформирована до этих выборов, и победа Владимира Путина на этом референдуме была очевидна уже потому, что он и так был российским монархом. И только действующий монарх может побеждать на такого типа выборах или преемник, назначенный им. Так что ничего удивительно в этом результате нет, а на 10% больше или на 10% меньше этот результат - не все ли равно?
-Если сравнить предвыборную президентскую кампанию, проходившую под кураторством тогдашнего первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина 2012 году, и нынешнюю, проходившую под кураторством Сергея Кириенко, как Кириенко себя проявил?
- Сергей Кириенко сумел доказать своему патрону Владимиру Путину, что в качестве куратора внутренней политики он не менее, или даже и более эффективен, чем его предшественник Вячеслав Володин. В этом смысле Кириенко может считаться основным победителем этих выборов, поскольку, я вас уверяю, результат выборов Путина не волновал - он волновал Кириенко, поскольку доказывал его эффективность.
- По-вашему, Павел Грудинин останется в политике? Не проиграла ли КПРФ в голосах, отказавшись выдвигать «классического» Зюганова?
- Геннадий Зюганов получил бы еще меньше голосов - сказался бы фактор усталости. Грудинин отработал свою миссию по максимуму. А останется ли он в политике, зависит не только от него и от судьбы совхоза имени Ленина, который оказался под ударом с тех пор, как Грудинин пошел на президентские выборы, а также от конфликта внутри самой компартии, где далеко не все хотят долгосрочного сотрудничества с Грудининым и опасаются, что он возглавит КПРФ после неизбежного ухода Зюганова.
Тем более, что внутри КПРФ есть не менее яркие, чем Грудинин, но значительно более молодые фигуры, которые могут претендовать на пост Зюганова, - например, нынешний губернатор Орловской области Андрей Клычков. Так что от Грудинина зависит далеко не все, и мы в ближайшие месяцы поймем, что с ним происходит.
Павел Грудинин и Геннадий Зюганов
- Как бы вы подвели нынешние итоги проекта Собчак, в том числе электоральные?
- Я несколько разочарован. Я думал, что Ксения Собчак получит несколько больше голосов. Но в любом случае Собчак удалось закрепиться в статусе политика федерального масштаба, и думаю, что она будет продолжать политическую карьеру, и все только начинается.
- Можно ли назвать успешной стратегию бойкота выборов, предложенную Алексеем Навальным?
- Объективно, если анализировать это с точки зрения заявленных целей бойкота, - нет, нельзя, потому что явка оказалась выше, чем на прошлых выборах и провалить явку не удалось. Но субъективно, с точки зрения самого Навального, забастовка избирателей была успешной, потому что не декларируемая, а реальная, подспудная цель этой забастовки для Навального состояла в том, чтобы максимально унизить оппозиционных кандидатов и напомнить стране и обществу, что главный и единственный российский оппозиционер - это он сам.
В этом смысле забастовка избирателей была эффективной, потому что на выборы не пошли те, кто мог бы добавить голосов и Грудинину, и Собчак. Политическая стратегия Навального стройна и внутренне непротиворечива. У него одна цель - остаться единственным российским оппозиционером. Поэтому его основные деструктивные усилия будут направлены на других оппозиционеров скорее, чем на Кремль.
- Вчера Навальный отказался вступать в альянс с Собчак и Гудковым - для их вновь созданной «Партии перемен» это на перспективу хорошо или плохо?
- Навальному не нужны никакие альянсы. Период, когда он мог рассматривать себя как первого среди равных, давно позади. Сейчас он рассматривает себя как главного и единственного, как «оппозиционного Путина» нашей страны. Так что провал этих переговоров был очевиден априори. Просто нужно было сделать это предложение, чтобы Алексей потом не говорил, что ему никто предложений о союзе не делал.
- Что вас больше всего удивило в ходе этой выборной кампании, и вообще удивило ли что-либо?
- Вы будете смеяться, но почти ничего не удивило. Какого-то яркого удивления нет. Примерно таких результатов я и ожидал. Удивило скорее то, что фальсификации явки, на мой взгляд, были незначительны. Я ожидал большего уровня фальсификаций. Действительно огромное количество людей вняло пропагандистской компании Кремля и пришло на выборы.
- В начале интервью вы сказали, что, по вашим оценкам, фальсификации были на уровне 10−12%. Разве это мало?
- Да, по моей оценке, 10−12% были добавлены и по явке, и по количеству голосов «за Путина». Но, как мы видим, даже если бы этих 10−12% не было, качественно это электоральную картину бы не изменило.
МБХ медиа, 19.03.2018
https://mbk.sobchakprotivvseh.ru/sences/stanislav-belkovskij-tolko/Примечание: выделение черным болдом - моё.