!! Пересылка в ГУЛАГе и сейчас: чем они похожи и чем различаются?

Jan 29, 2018 22:30



Этапирование заключенных
Тюремный этап в солженицынские времена и в наши дни - найдите, как говорится, 10 отличий. Мы публикуем отрывки об этапной жизни заключенных середины XX века из книги Александра СОЛЖЕНИЦЫНА «Архипелаг ГУЛАГ» и рассказы арестантов XXI века - нацболов Игоря ЩУКИ и Ольги ШАЛИНОЙ и фигуранта «Болотного дела» Ивана НЕПОМНЯЩИХ.
Как проходит посадка на «столыпин»


Александр СОЛЖЕНИЦЫН, был в заключении в 1945-1953 годах
Основания: признан виновным в агитации, содержащей призыв свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (пункт 10 статьи 58 УК РСФСР). Солженицын отправлял старому другу письма с фронта, в которых критически высказывался о Сталине, называл его «паханом» и сравнивал его режим с крепостным правом.
На больших вокзалах погрузка и выгрузка чумазых происходит далеко от пассажирского перрона, ее видят только стрелочники да путевые обходчики. На станциях поменьше тоже облюбован глухой проулок между двумя пакхаузами, куда воронок подают задом, ступеньки к ступенькам вагон-зака. Арестанту некогда оглянуться на вокзал, посмотреть на вас и вдоль поезда, он успевает только видеть ступеньки (иногда нижняя ему по пояс, и сил карабкаться нет), а конвоиры, обставившие узкий переходик от воронка к вагону, рычат, гудят: «Быстро! Быстро!.. Давай! Давай!..», а то и помахивают штычками.
<…>
Сажают ждать воронка (он возит партиями, всех ведь не уберет) или пешего отгона. Сажать стараются в скрытом месте, чтоб меньше видели вольные, но иногда посадят неловко прямо на перроне или на открытой площадке (в Куйбышеве так). <…> Вообще, эти минуты - сидеть на земле на станции - из наших лучших минут. Помню, в Омске нас посадили так на шпалах, между двумя долгими товарными составами. <…> Это было двадцать минут почти свободы: густел вечер, зажигались первые звезды, красные и зеленые огни на путях, звучала музыка. Продолжается жизнь без нас - и даже уже не обидно.
Если до воронка перегонять зэков опасно, рядом - дороги и люди, - то вот еще хорошая команда из конвойного устава: «Взяц-ца под руки!» Ничего в ней нет унизительного - взяться под руку! Старикам и мальчишкам, девушкам и старухам, здоровым и калекам. Если одна твоя рука занята вещами - под эту руку тебя возьмут, а ты берись другою.


Игорь ЩУКА, был в заключении в 2008-2009 годах
Основания: признан виновным по части 1 статьи 282 УК (публичное разжигание ненависти либо вражды) за протестную акцию на закрытии Дальневосточного Международного экономического форума в Хабаровске. Щука и член НБП (запрещенной в России организации) Татьяна Харламова выступили против передачи Китаю трех островов - зажгли дымовые шашки, разбросали листовки и стали скандировать «Нет китайской экспансии!»
В воронки набивали кучу народу: в так называемые «стаканы» (одиночные помещения для заключенных. - «МБХ медиа») размером метр на метр умудрялись по три человека впихивать.


Ольга ШАЛИНА, была в заключении в 2012-2013 годах
Основания: признана виновной в хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 213 УК). В 2006 году на Шалину и еще нескольких членов НБП напали участники прокремлевских молодежных движений.
Перемещение с автозака на «столыпин» происходит по-разному. В Москве автозак подъезжает прямо к вагону, и ты прыгаешь из одной двери в другую, не видишь города. В других местах, например, в Кемеровской области, нас высаживали из автозака на платформу, сажали на корточки. Мы сидели, ждали поезд, любовались городом, нас видели свободные люди. Это было круто, можно было посмотреть на людей, на то, как они одеты. Для меня после двух лет пребывания в заключении это было здоровским состоянием.


Осужденные в ожидании отправки
При перемещении чаще всего людей сковывают одной цепью и прикрепляют к железному тросу, на который нанизаны наручники. Спереди или сзади прикованы менты, и к этому же тросу прикованы зэки. Соответственно, у тебя одна рука прикована, другая рука тащит свои вещи - достаточно тяжело. Девушек приковывают редко; по инструкции положено, но чаще всего не заморачиваются - со мной такое было всего один раз.


Иван НЕПОМНЯЩИХ, был в заключении в 2015-2017 годах
Основания: участвовал в митинге на Болотной площади 6 мая 2012 года и был признан виновным за участие в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК) и применение неопасного насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318 УК).
Этап начинается очень рано. С самого начала до самого конца - это ужасная мука. Очень много заключенных нужно отправить в один день. В «Бутырке», где я сидел, людей сначала нужно было зарегистрировать и обыскать. Сотрудники СИЗО не будут ходить за каждым человеком, заходить в камеру, проводить обыск, а потом отправлять на этап. Сначала со всей «Бутырки» людей собирают в отдельную камеру - ее называют «сборкой». Поскольку этап нужно отправить пораньше, начинают сбор тоже рано. Например, если тебе не повезло, и тебя первым вывели в сборку на этап, может быть два часа ночи. Всю ночь собирают остальных заключенных. Ты сидишь в сборке до шести-семи утра, иногда дольше; обычно там разбиты стекла, наплевано, накурено, туалет не работает. Потом тебя выводят на обыск, тебе нужно раздеться, твои сумки полностью просматривают, и ты ждешь еще полдня, пока всех не обыщут. Затем тебя регистрируют и сажают в автозак. Выводят из «Бутырки» обычно с собаками и с автоматами, это еще и психологическое давление: собаки лают, конвоир передергивает затвор и говорит «шаг влево-шаг вправо - расстрел».
Этапирование

image Click to view


Что происходит в пути
Александр СОЛЖЕНИЦЫН, был в заключении в 1945-1953 годах
Столыпин - это обыкновенный купированный вагон, только из девяти купе пять, отведенные арестантам (и здесь, как всюду на Архипелаге, половина идет на обслугу!), отделены от коридора не сплошной перегородкой, а решеткой, обнажающей купе для просмотра.


Столыпинский вагон в послевоенные годы. Фото: «Локотранс», 2012, № 11
<…>
По расчетам вольных инженеров, в столыпинском купе могут шестеро сидеть внизу, трое - лежать на средней полке (она соединена как сплошные нары, и оставлен только вырез у двери для лаза вверх и вниз) и двое - лежат на багажных полках вверху. Если теперь сверх этих одиннадцати затолкать в купе еще одиннадцать (последних под закрываемую дверь надзиратель запихивает уже ногами) - то вот и будет вполне нормальная загрузка арестантского купе. По двое скорчатся, полусидя, на верхних багажных, пятеро лягут на соединенной средней (и это - самые счастливые, места эти берутся с бою, а если в купе есть блатари, то именно они лежат там), на низ же остается тринадцать человек: по пять сядут на полках, трое в проходе меж их ног. Где-то там, вперемешку с людьми, на людях и под людьми - их вещи. Так со сдавленными поджатыми ногами и сидят сутки за сутками.


Камера внутри вагона
С 50-х годов, когда расписания наладились, ехать так доставалось арестантам недолго - ну, полтора, ну двое суток. В войну и после войны было хуже: от Петропавловска (казахского) до Караганды столыпин мог идти семь суток (и было двадцать пять человек в купе!), от Караганды до Свердловска - восемь суток (и в купе было по двадцать шесть). Даже от Куйбышева до Челябинска в августе 1945 года Сузи ехал в столыпине несколько суток - и было их в купе ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ человек, лежали просто друг на друге, барахтались и боролись.
Игорь ЩУКА, был в заключении в 2008-2009 годах
Столыпинские вагоны - это жестяная банка, разделенная на камеры с решетками, и там деревянный настил. Я ехал в так называемом «тройнике» (усеченное вполовину купе с тремя деревянными полками. - «МБХ медиа») как еще не осужденный, у нас было 10 человек на три полки. Строгорежимных больше, у них тоже три полки, только средняя раскладывается в большую. Туда могут набить по человек 20-30 как селедок в бочку. Люди спали по очереди, привыкали к этим условиям: все сидят, один-два человека поспали два часа, и пересменка. Никаких привилегий ни у кого не было: вор в законе ехал со всеми, у него не было сверхудобств.
В качестве наказания в «столыпине» есть «намордник»: сверху на человека опускается металлическая штука, решетка с четырех сторон. Там, правда, уже можно помереть.


Современный столыпинский вагон. Там, где нет окон, находятся камеры
Когда мы стояли в Оренбурге весь день, несколько человек просто умерли от жары - эта банка жестяная накалилась где-то градусов до 60, а конвой не мог воду нигде накачать. Условия транспортировки, мягко говоря, некомфортабельные. Когда в централ (СИЗО. - «МБХ медиа») приезжаешь с пересылки, то просто отдыхаешь по сравнению с этими столыпинскими вагонами. Да и отношение конвойных, сами понимаете, какое: зэк - это не человек.
Медикам как работникам ФСИН - тоже наплевать. Как-то с нами ехала девушка с ребенком - а он до трех лет может быть с матерью - младенец кричал. Медик сказала: «Заткни своего ребенка, либо я сейчас на вас «намордник» надену, будете там отдыхать». Так что никакого особого отношения. Единственное, что может быть, - если медичка адекватная, то возьмет ребенка из бокса, покормит и успокоит. Но, как правило, они крайне неадекватные.
Остальным медпомощь могут оказать только на централе - в вагоне это тупо некому сделать.
Ольга ШАЛИНА, была в заключении в 2012-2013 годах
Когда приезжает этап, конвой стоит вдоль всего коридора «столыпина», ты проходишь до своей клетки не поднимая голову, руки с вещами за спиной. Наполняется одна клетка, ее закрывают, открывают следующую. При этом ведется перекличка, сообщается, когда клетка заполнена.
У меня было два этапа: один короткий, в Нижний Новгород, и длинный: из Нижнего Новгорода в Екатеринбург, из Екатеринбурга - в Мариинск, из Мариинска - в Юргу, из Юрги - в Анжеро-Судженск, а оттуда - обратно в Юргу. Оба раза везли до столыпинского вагона в автозаке с двумя большими помещениями и двумя маленькими, двумя многоместными камерами и двумя «стаканами». Я сомневаюсь, что их конструкция отличается от «воронков», все это давно было придумано. Единственное, что добавилось, - система вентиляции, такой пропеллер, накрытый куполом, а также видеокамеры, которые снимают и ментов, и зэков.


Внутри вагона
Столыпинские вагоны тоже от старых не отличаются - РЖД не сильно шагнули вперед начала XX века. Те же купейные вагоны с решеткой, чтобы было видно все, что происходит. В один такой бокс набивается по четыре человека на лавку, потенциально могут засадить до 16 человек. Полки наверху раскладываются, верхний ярус можно заложить людьми. Вдесятером в боксе уже сильно некомфортно: восемь человек сидят на нижних лавках, а остальные должны сверху тусоваться.
У девчонок кто более сильный, горластый, наглый, тот и залезает на более комфортные места. Более слабые сидят в углу и не выпендриваются, все это решается сразу и на месте. Никаких званий, статусов у заключенных-женщин нет вообще. Никакой иерархии, полная анархия. Пока едешь, мужики пытаются с женщинами знакомиться, шутки-прибаутки, записочки передают, фотографии просят. Это вообще такое регулярное действие - заведение тюремных романов по переписке. Пародия на романтику из-за отсутствия настоящей личной жизни.
Каких-то ограничений по времени, сколько может ехать «столыпин» с зэками, скорее всего, нет. Я максимально ехала две ночи и один день в поезде - в туалет тяжело выйти, приходится есть говно всякое, достаточно напряженная ситуация. Если заболел, тебе никто помощи не окажет - там тупо нет медика, только конвоиры. Если у кого-нибудь из зэков будет какая-нибудь таблетка анальгина, тогда, может, передадут. Бывают нормальные конвоиры, у которых можно стрельнуть сигарету, хотя им не положено. Чаще всего зэки извращаются: в решетках дырки есть, поэтому можно просунуть пальцы, что-то передать.
Иван НЕПОМНЯЩИХ, был в заключении в 2015-2017 годах
На вокзал привозят все новых и новых заключенных из другой тюрьмы; ты сидишь уже как селедка в банке, думаешь, что в это купе уже невозможно кого-то набить, но оно наполняется.
Нас перевозили в столыпинских вагонах, и эти вагоны не сильно изменились с XX века. Хвастаются, что появились новые вагоны для перевозки - это было написано в газетах, когда я еще в «Бутырке» сидел. На самом деле, они ничем от старых не отличаются: там так же холодно, те же материалы, те же деревянные лавки. Кондиционеров нет; в купе, где сидят зэки, нет окна - оно напротив, в проходе. Само купе состоит из трех ярусов: две лавки внизу, две лавки выше, которые раскладываются в одну большую, и еще две сверху на третьем ярусе. В бокс запихивают и 16 человек, и 18, нас там была целая куча. Лежали по очереди и вот так ехали.


Камера внутри вагона
Когда тебя заводят в вагон, конвой должен провести полный обыск. В вагоне где-то 10 купе, в каждом купе минимум 12 человек, и несколько человек обыскивают целый вагон. Каждого надо осмотреть полностью: раздеть, вытащить вещи из сумки, перетряхнуть, сложить все обратно. Потом нужно отвести всех в туалет, разнести кипяток, которым ты будешь заливать свой сухпаек. Естественно, никто этого сделать не успевает. Все зависит от настроения конвоя: если они не уставшие, еще могут по-человечески относиться, если ты не будешь на них кричать, они будут стараться, входить в положение, выводить в туалет.
На моем этапе не было никакой жести типа избиений и издевательств - конвой у нас был более-менее адекватный. Но я слышал, что людей выводили в проход и приковывали там наручниками - сам я с этим не сталкивался.
Когда ты идешь на этап, остается только молиться, чтобы это было ненадолго. Хуже нет ничего, это самое сложное во всей отсидке. Лучше пусть месяц накрутят к сроку, чем ехать по этапу.
Слава богу, я ехал всего пять часов от Москвы до Ярославля. Нас посадили в ярославское СИЗО №1, там мы неделю ждали этапа в колонию, и это нормально. Знакомого этапировали в мою же колонию из «Бутырки» - он ехал два месяца! Два месяца от Москвы до Ярославля!
Чем кормят заключенных
Александр СОЛЖЕНИЦЫН, был в заключении в 1945-1953 годах
Нет, не для того, чтобы нарочно мучить арестантов жаждой, все эти вагонные сутки в изнемоге и давке их кормят вместо приварка только селедкой или сухою воблой <…> Горячий приварок в вагоне им не положен (в одном из купе столыпина едет, правда, кухня, но она - только для конвоя), сухой крупы им не дашь, сырой трески не дашь, мясных консервов - не разожрутся ли? Селедка, лучше не придумаешь, да хлеба ломоть - чего ж еще?
Игорь ЩУКА, был в заключении в 2008-2009 годах
Нам выдавали обычные сухпайки, такие же, какие выдают, когда ты едешь на суд или следственные действия. Но есть проблема - к сухпайку никакого кипятка тебе никто не даст, даже холодной воды можно допроситься с трудом.


Сухпаек для заключенных
Ольга ШАЛИНА, была в заключении в 2012-2013 годах
Сухпайки выдает в дорогу СИЗО, из которого зэк выезжает. Он заваривается кипятком, из него получаются суп и чай, есть еще галеты. На самом деле, это лучше, чем «Роллтон»! Он похож на армейский, какой выдают в ментовках при задержании, но сильно попроще, производит одна и та же фирма. Чтобы можно было заварить паек, три раза в сутки положено давать кипяток.
Если в учреждении сухпайки закончились, там могут просто дать с собой какой-нибудь еды. Нам как-то всучили полбуханки черного, селедку, вареную морковку, лук и пару картофелин - это на сутки пути. Благо, ехали недалеко, часов пять всего. Буханкой можно было легко зашибить кого-нибудь.
Иван НЕПОМНЯЩИХ, был в заключении в 2015-2017 годах
Сухпаек нам выдавали, когда отправляли на этап из СИЗО, а дальше с ним делаешь что хочешь. Он невкусный, у меня была гороховая каша, кисель и армейские галеты - обычное пресное печенье. В самом купе дают горячую воду, чтобы заварить кашу.
Как отводят в туалет
Александр СОЛЖЕНИЦЫН, был в заключении в 1945-1953 годах
И не потому оправки жалко, что уборной жалко, - а потому что это ответственная и даже боевая операция: надолго надо занять ефрейтора и двух солдат. Выставляются два поста - одни около двери уборной, другой в коридоре с противоположной стороны (чтоб туда не кинулись), а ефрейтору то и дело отодвигать и задвигать дверь купе, сперва впуская возвратного, потом выпуская следующего. Устав разрешает выпускать только по одному, чтоб не кинулись, не начали бунта. И получается, что этот выпущенный в уборную человек держит тридцать арестантов в своем купе и сто двадцать во всем вагоне, да наряд конвоя!
<…>
Чтоб за секунды, проводимые в уборной, арестант не совершил побега, а также для быстроты оборота, дверь в уборную не закрывается, и, наблюдая за процессом оправки, конвоир из тамбура поощряет: «Давай-давай!.. Ну, хватит тебе, хватит!» Иногда с самого начала командует: «Только по-легкому!» - и уж тогда из тамбура тебе иначе не дадут.
Игорь ЩУКА, был в заключении в 2008-2009 годах
Конвой нам говорил, что в туалет положено выводить раз в 12 часов. «По-маленькому» ходили просто в бутылки. Девушек беременных выводили почаще, входили в их положение. Беременные путешествовали отдельно, с ними был сопровождающий медик.


Туалет
Ольга ШАЛИНА, была в заключении в 2012-2013 годах
По уму в туалет должны выводить раз в три часа, но во время загрузки-погрузки выводить нельзя. Если вагон реально набит битком, конвоиры тупо не справляются: даже не будучи какими-то извращенными садистами, которые не хотят выводить людей, они просто физически неспособны за это время всех обслужить. Они бегают как бортпроводники или стюардессы: сначала проводили всех в сортир, потом уделили внимание, угостив кипяточком, потом приняли этап, потом какой-то этап высадили. Чтобы приказывали руки держать за спиной во время выхода - этого не было, все спокойно. Может, инструкцией предусмотрено, но с меня ни разу этого не требовали. Понятно, что к женщинам отношение попроще, а с мужиками построже.
На этапе из Екатеринбурга в Мариинск в моем купе была конфликтная ситуация. Ехали девчонки, нас было человек 10. Долго не выводили в туалет, и одна девочка - цыганка с большим сроком, довольно буйная, эксцентричная - написала в стаканчик из-под сухпайка и плеснула им в конвоира. После этого нас всех быстренько вывели. Для нее никакого наказания не было, конвоир очень сильно разозлился, поругался, но не бил. Она такая маленькая совсем была, полтора метра ростом или даже меньше.
Иван НЕПОМНЯЩИХ, был в заключении в 2015-2017 годах
Хочешь в туалет, кричишь конвоиру «выведи меня», он говорит «щас». Через час снова ему кричишь. Вот так если ему докричишься, он тебя выведет. По одному-двое выводят, не больше.
Как живут в пересыльных тюрьмах
Александр СОЛЖЕНИЦЫН, был в заключении в 1945-1953 годах
Новосибирск? Знаю, был. Крепкие такие бараки, рубленные из толстых бревен. Иркутск? Это где окна несколько раз кирпичами закладывали, видать какие при царе были, и каждую кладку отдельно, и какие продушины остались. Вологда? Да, старинное здание с башнями. Уборные одна над другой, а деревянные перекрытия гнилые, и с верхних так и течет на нижних. Усмань? А как же. Вшивая вонючая тюряга, постройка старинная со сводами. И ведь ее набивают, что когда на этап начнут выводить - не поверишь, где они тут все помещались, хвост на полгорода.
<…>
Сальск? Так там в КПЗ пересыльных держат, вместе со следственными. И в каждом райцентре - так, чем же не пересылка? В Соль-Илецке? Есть пересылка! В Рыбинске? А тюрьма №2, бывший монастырь? Ох, покойная, дворы мощеные пустые, старые плиты во мху, в бане бадейки деревянные чистенькие. В Чите? Тюрьма №1. В Наушках? Там не тюрьма, но лагерь пересыльный, все равно. В Торжке? А на горе, в монастыре тоже.
Игорь ЩУКА, был в заключении в 2008-2009 годах
Временно нас привозили в пересыльную тюрьму, сажали в обычную хату, кормили как обычных зэков. Сидишь там в зависимости от перегруженности - я так в Иркутске пробыл три дня. А так там можно несколько месяцев просидеть, некоторые из-за очереди по полгода едут из одной пересыльной тюрьмы в другую. В Хабаровске со мной был человек, он просидел шесть лет чисто на централе.


Сотрудник ФСИН на территории СИЗО
Ольга ШАЛИНА, была в заключении в 2012-2013 годах
Я 13 дней находилась в екатеринбургском СИЗО. Отличие СИЗО от зоны в том, что этапированным передачу принести нельзя: дело находится в запечатанном конверте, и ее некуда записать. Даже если родственники знают, что ты проезжаешь через какой-то город, тебя будто бы нет. В момент прохождения этапа ты зависаешь в пространстве. Что с собой взял - тем и питаешься, всем все раздаешь, в СИЗО все неимущие, все просят их подогреть, довольно затратное дело.
Иван НЕПОМНЯЩИХ, был в заключении в 2015-2017 годах
Пересыльная тюрьма - это обычная тюрьма, СИЗО. В тех городах, через которые обычно проходят этапы, в СИЗО есть отдельные блоки под этапируемых. Камеры там в очень плохом состоянии, у меня в Ярославле была просто ужасная: узкая, без вентиляции, и все курили. Настолько вас много в этой узкой камере, что тебе некуда сумку поставить на пол - ты стоишь и держишь ее в руках. Если удалось - сел на нее. Но я бы не стал ставить на пол сумку, потому что там все обплевано. Обычно заключенные сами следят за своими камерами, но в пересыльных камерах люди постоянно меняются, поэтому порядок не поддерживается. Мы ее чистили, как могли, но это мало помогало. Сыро, холодно, дует отовсюду, с потолка течет. В нее набивали очень много народу, около 50 человек.
В Ярославской области два СИЗО - №1 (в народе «Коровник») и №2 в Рыбинске (в народе «Софийка»). Второе СИЗО славится своим жестоким обращением с заключенными, там жестко принимают этапы. Мне повезло, меня в пересылке посадили в «Коровник». Если бы я попал в «Софийку», там бы очень сильно избивали. У нас в СИЗО тоже был момент, когда избили заключенного из моей камеры, но не сильно. В целом же, по сравнению с СИЗО №2, там никого не бьют.
Мне повезло, я отсидел там всего два дня, и потом нас этапировали в колонию. Мой знакомый в Твери пробыл, по-моему, месяц, а других городах - по неделе и по несколько дней. Сколько времени ты проведешь в этой пересыльной камере - никто и никогда не знает. Ты также не знаешь, когда и в какой город тебя повезут дальше - и эта неизвестность очень угнетает.
Этап, заблудившийся в прошлом
Радикально пересылка 2010-х годов от пересылки 1950-х не отличается - все так же ездят по стране «столыпины», где в тесноте ждут возможности растянуться на нарах современные арестанты. Правда, в XXI веке в автозаках появились видеокамеры, «блатные» освободили «комфортные» средние полки, а заключенным стали наливать кипяток.

МБХ медиа, 29.01.2018
https://mbk.media/practica/peresylka-v-gulage-i-sejchas-chem-oni-poxozhi-i-chem-razlichayutsya/

СМ. ТАКЖЕ:
!!!!! Зоя СВЕТОВА: Девять тюремных этапов и разные правовые реальности (дек 2017)
https://loxovo.livejournal.com/8111469.html

ГУЛАГ, железные дороги, вагон, осужденный, тюрьмы

Previous post Next post
Up