Добавьте учителю нуль!
Рустам КУРБАТОВ: Деньги, которые будут потрачены на повышение зарплаты педагогам, - это самый разумный вклад в будущее России
Когда я объяснял французским коллегам, что учитель получает меньше, чем девочка, делающая в офисе кофе, они просили написать сумму на бумажке. Думали, что я со своим французским запутался в числительных. Запутался в нулях.
Кстати, около половины учителей начальной школы во Франции - мужчины. Понятно почему...
Этот текст написан в жанре сочинения для старшеклассников: «Если б я был министром…». Итак, два предложения…
Первое - понимаю, что фантастическое. Я БЫ БОРОЛСЯ ЗА ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЯ В 2-3 РАЗА. Не стимулирование «лучших учителей» и не гранты молодым. Хотя понятна логика правительства в Год учителя. Гранты «лучшим» - дешевле для бюджета, чем банальное повышение зарплаты всем. Да и молодых надо как-то привлечь и удержать. Вроде правильно.
Но… Кто будет выбирать «лучших и молодых»? Извините, коллеги, никого не хотел обидеть. Вот и станет наша модернизация возвратом в эпоху развитого социализма.
Да, увеличить зарплату всем: молодым и старым, либералам и крепостникам. Я не экономист и не могу рассчитать, как это отразится на инфляции. Хотя понимаю, что при дорогой нефти денег в стране много.
Сейчас платят учителям, чего скрывать, по принципу: «И за такие деньги работать будут». И ведь правильно. Работают же. Но если думать не только, чтобы продержаться еще 10-15 лет, а о большой перспективе… Чтобы школы выпускали в жизнь здоровых и хорошо образованных людей, чтобы в стране были инженеры, врачи и чтобы (в конце концов) не возникало проблем с безопасностью государства - учитель должен бы получать не просто «и-так-никуда-не-уйдет», а настоящую зарплату.
Приходится слышать возражение: повышение зарплаты не изменит школу, учителя будут работать, как работали. Не изменит сразу. Но через несколько лет, возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные люди, и положение потихоньку изменится. Изменится само собой, без директив сверху и национальных проектов - просто с приходом в школу нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных. Они столько проектов напридумывают…
Сверхдоходы от нефти правительство аккумулирует в различных фондах - это «подушка безопасности» страны, забота о будущем поколении. Деньги, которые будут потрачены на повышение зарплаты учителям, - это тоже своего рода Стабфонд России.
Второе предложение - наверное, еще более смешное - ДАТЬ НАМ ЧУТЬ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ. Главное, что это «чуть больше» не потребует ни рубля федерального бюджета, а, напротив, сэкономит много денег.
В чем это «чуть больше»? Ну хотя бы в отмене бесконечных планирований: тематического, поурочного, календарного… Пусть будет программа: на полстраницы по объему, с перечнем обязательного материала; пусть будут критерии выполнения и способы контроля. Но не надо расписывать все по часам, не надо планировать уроки апреля в начале сентября. БОЛЬШЕ ВСЕГО УЧИТЕЛЕЙ РАЗДРАЖАЕТ ЛОЖЬ. ЭТИ ПЛАНИРОВАНИЯ - ЛОЖЬ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Хороший учитель никогда не будет выполнять свою поурочную программу - все зависит от класса, настроения, погоды…
ГОСУДАРСТВО С НАМИ - КАК С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ. ХОЧЕТ ПРОВЕРИТЬ КАЖДЫЙ ЧАС, КАЖДЫЙ ШАГ, КАЖДУЮ БУКВУ. ЧАС ВЛЕВО, ЧАС ВПРАВО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Не надо. Мы уже большие. РЕШИТЕ, ЧТО ПРОВЕРЯТЬ БУДЕТЕ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ? И то и другое слишком дорого.
Я не рассказываю скандинавские сказки, где вообще нет инспекций и о работе школы судят по результатам ее выпускников. Такого у нас не будет, понимаю. Но пусть хотя бы не заставляют обманывать инспектора, ребенка и самого себя - когда в журнал пишешь одно, а на уроке делаешь другое.
Понимаю, что второе предложение еще более фантастическое, чем первое (хоть и не требует бюджетных денег). И знаю почему. БУМАГИ - ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОТРЕБОВАТЬ БУМАГУ - ЭТО ЗНАЧИТ УСТАНОВИТЬ ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЬ, КТО ТУТ НАЧАЛЬНИК. А ВОПРОС ВЛАСТИ СЕРЬЕЗНЕЕ ВОПРОСА ДЕНЕГ.
Рустам КУРБАТОВ - директор лицея «Ковчег-XXI век», Красногорск
"Новая газета" № 109 от 1 октября 2010 г.
+ КОММЕНТАРИИ - ЗДЕСЬ:
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/109/11.htmlПримечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАЙТИ И ПОЧИТАТЬ ФОРУМ:
ПЛОДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,13.msg11279.html#msg11279 + ЕЩЁ
Идеальный овощ
Уважаемые скептики и просто те читатели, которые мне не поверят, я обращаюсь к Вам. Не знаю как в условиях Интернета мне доказать вам правдивость своих слов, но я клянусь, что всё, что написано ниже в моей статье чистая правда. Все диалоги воспроизведены с абсолютной точностью и с максимально возможной передачей чувств и эмоций. Я сам до сих пор не верил что такое бывает… Сам в шоке!
ДАЛЕЕ
http://www.gidepark.ru/user/4179351422/article/106991