Олег БАСИЛАШВИЛИ: "Прыжок из социализма в новое общество - это пируэт"

Nov 28, 2017 04:50

Олег БАСИЛАШВИЛИ о Серебренникове, "ретрофилии" и агрессии


Журналист портала Delfi  Кристина Худенко побеседовала с известным российским актером Олегом Басилашвили, которого зрители полюбили за его роли в фильмах «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Осенний марафон», «Сны», «Мастер и Маргарита» и многих других.
Они поговорили о ремейках старых советских фильмов, участии актера в «Карнавальной ночи-2», о творчестве и уголовном деле против Кирилла Серебренникова, о «ретрофилии», о встрече с Владимиром Путиным, об агрессии современных людей и о радостях в жизни.
«Спектр» публикует это интервью в сокращении. Оригинал размещен на портале Delfi.
- Как относитесь к ремейкам тех же рязановских и других старых-добрых картин?
- Плохо. Режиссеры должны иметь свою голову на плечах и делать сегодняшние фильмы. Ремейки всегда значительно хуже и бездарнее оригиналов.
- При этом вы снялись в «Карнавальной ночи-2″…
- Да, снялся. И, по-моему, это очень плохо.


Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и Олег Басилашвили на съемках фильма "Служебный роман"
- В интервью Delfi Кирилл Серебрянников высказал мнение, что новогодняя комедия Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром» оказалась настолько хороша, что вкупе с проектами «Старые песни о главном», погрузила страну в долгий период ретрофилии. Празднуя Новый год с «иронией», оливье и заливной рыбой, люди ностальгируют по старым временам и не хотят жить настоящим и смотреть в будущее. Что скажете на это?
- Как все знают, я должен был сниматься в роли Ипполита в «Иронии судьбы» (на фотографии Ипполита, которая падает из окна - изображение Басилашвили, а не Яковлева, - прим. Ред.), но не случилось - у меня тогда умер отец, и я отказался. И все же я категорически несогласен с мнением Кирилла. В фильмах Рязанова, как и во многих других советских фильмах, звучал призыв к добру. Людям пытались показать, что жизнь прекрасна и в ней есть многое, к чему надо стремиться. Да, фильмы, которые показывают язвы нашей жизни, с чем надо бороться и что надо преодолевать, они тоже нужны. Но я ни за что не стал бы называть стремление к добру ретрофилией.
Не могу судить о театральном творчестве Кирилла (видел только одну постановку), но его кинокартины, безусловно, очень талантливые, все замешаны на понятии зла и окунают в ауру безнадежности - начиная с «Изображая жертву» и заканчивая «Мучеником». Режиссер имеет право так делать. И популярность таких фильмов объяснима - это естественная реакция людей на долгие годы насильственного цензурирования. Но превращать все искусство в уроки зла - не совсем правильно. Уверен, что в нашей жизни есть не только зло, но и много добра, на которое надо ориентировать людей. Зло - неизбежность нашей жизни, но это то, что надо преодолевать во имя человечности.
Если разобраться в мировом культурном пространстве, то в веках чаще остаются вещи, зовущие к свету, добру и взаимопониманию - и в кино, и в театре, и в живописи, и в литературе. Начиная с «Одиссеи» и Евангелия. Возьмите «Дона Кихота», «Евгения Онегина», «Божественную комедию», Фолкнера, Довлатова, многих советских писателей, уверен, что и латышские сохранились именно такие.


Олег Басилашвили и Людмила Гурченко
- Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит вокруг Кирилла Серебренникова?
- А в чем его обвиняют?
- В воровстве фактически…
- Так украл он или нет? Если мы не знаем точно, то как можем судить!? Я думаю, вряд ли он что-то крал. Может, и были какие-то нарушения со стороны бухгалтерии, а может, и нет - тут я говорить не готов. Но готов возмущаться средствами, которые были применены к Кириллу - это отвратительно: клетка, ночной перевоз в Москву, арест коллег, отключение телефонов, стремление всех запугать… Зачем это?
Если человек подозревается в нарушении закона, то не только каждый из нас - от президента до последнего бомжа - должен подчиняться закону, но и закон должен вершиться… законным образом. Нельзя одного пугать меньше, другого - больше, а преступления третьего - вообще не замечать. Это конкретное безобразие, против которого я выступаю.
- Сами вы, когда вспоминаете знаменитую встречу с Путиным в 2006 году (на которой Шевчук представился «Юрой-музыкантом»), жалеете, что чего-то не озвучили, против чего-то не выступили?
- Нет. Я взял слово сразу после Юры и сказал, что целиком и полностью его поддерживаю. Даже предложил привести примеры наплевательского отношения властей к законам, которым мы подчиняемся, и сказал, что это закончится очень плохо. Все это я сказал в лицо уважаемому мною президенту России. Мне не о чем жалеть.
- Политика в вашей жизни какое место занимает?
- Сейчас - никакое! В свое время я был избранным депутатом и делал все возможное, чтобы поменять политическую и экономическую систему, которая довела нашу страну до краха. Я четко понимал, что жить так, как мы жили, больше нельзя. И уж точно нельзя продолжать насиловать страны, которые хотели вырваться из-под гнета так называемых коммунистических партий.
Мы делали все возможное, чтобы жить по-иному, и многого достигли. Но конечно, прыжок из так называемого социализма (которого так и не случилось в нашей стране) в некое новое общество - это пируэт. За считаные годы его не совершишь. Мы решили, что это не дело дилетантов вроде нас, и передали дело тем, кто глубоко эрудирован в политическом смысле…
- Получилось передать?
- А это уж вы ответьте, как жительница дружественной и очень мною любимой соседней страны Латвии. Сам я изнутри на этот вопрос ответить не могу.
- Кстати, в нашей дружественной Литве Грузию теперь решили называть Сакартвело. Вы как грузин что про это думаете?
- Тут надо спрашивать, как Грузия к этому относится. А я - гражданин Российской Федерации. У меня нет ответа на этот вопрос.


Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова
- Чтобы закончить с политикой, не могу не поинтересоваться, как вы отреагировали на выдвижение на пост президента России Ксении Собчак, с отцом которой вы были очень дружны?
- Без комментариев.
- В Латвии недавно гостил Далай-лама, с которым вы - ровесники. Позволите задать вам вопросы, которые драматург Иван Вырыпаев и музыкант Борис Гребенщиков задали ему?
- Давайте!
- Удалось ли вам определить для себя, в чем смысл жизни?
- Пока нет.
- Есть ли вопросы, на которые вам до сих пор хотелось бы получить ответы?
- Конечно. Их так много, что для перечисления потребовался бы день. В том числе очень хотелось бы понять, в чем смысл жизни.
- И вопрос Гребенщикова: откуда в людях сегодня столько агрессии?
- От плохих условий жизни. И от того, что, кроме хорошего, в человека заложено и много плохих качеств. Например, алчность и зависть. Я часто задумывался, почему самые все светлые головы - Пушкин, Цветаева, Маяковский, Лермонтов, Есенин - кончили жизнь так трагически? И пришел к такому выводу: люди не терпят тех, кто своей высотой подчеркивает их приземленность, и пытаются всеми способами такие светлые головы уничтожить и извести.
- Чтобы закончить на позитивной ноте, скажите, что вас сегодня радует?
- Моя семья. Мои внуки: Маринике - девятый год, а Тимофею исполнилось четыре. Я рад, что они живут в более-менее свободной стране, избавившейся от страха многих запретов, которые существовали раньше. В этом отношении наши внуки - более счастливые, чем мы. Главный совет наших родителей «не высовываться» - их не касается. Пусть они высовываются как можно больше. И пусть будет как можно меньше людей, которые хотели бы противостоять их личностному росту.
- То есть высовываться, на ваш взгляд, можно?
- Представьте, что на трамвае написано: «Высовываться можно!»
- Очень рязановский ответ. Спасибо!

Спектр, 15.11.2017
http://spektr.press/pryzhok-iz-socializma-v-novoe-obschestvo-eto-piruet-oleg-basilashvili-o-serebrennikove-retrofilii-i-agressii/

интервью, кино, актер

Previous post Next post
Up