Враг повышает цены. Как политика определяет страхи россиян

Jul 18, 2017 16:00

В начале 2017 г. цена на нефть была на стабильном и приемлемом для России уровне, Центробанк победил инфляцию, ВВП вышел из минуса, однако ожидания тяжелого будущего у россиян укрепились. Главное опасение - дальнейшее снижение уровня жизни: тревоги, связанные с ростом цен на продукты и товары, их исчезновением из продажи, обесцениванием сбережений, выросли с 2015 г. в 3,4 раза - с 8 до 27 пунктов в индексе страхов ВЦИОМа. На 2-м месте после роста цен оказались тревоги, связанные с международной напряженностью, конфликтами между странами и войнами, - 20 пунктов.
Тревоги, имеющие отношение к тому, с чем россияне сталкиваются на личном опыте, растут. С тех пор, как Россия присоединила Крым и утихли торжества по этому поводу, из минуса вышли опасения, связанные со здоровьем и получением медицинской помощи (от -5 до 8 пунктов). Почти настолько же выросли тревоги по поводу разгула преступности, конфликтов внутри страны на политической, национальной или религиозной почве. Ведущий эксперт-консультант ВЦИОМа Олег ЧЕРНОЗУБ видит в этих данных, что «оптимизм общества в отношении преодоления кризиса и сохранения политической стабильности становится неустойчивым».
Алексей ЛЕВИНСОН из «Левада-центра» говорит, что их данные показывают не рост обеспокоенности, а рост негативных оценок своего имущественного положения: «Рост идет медленный, и это очень существенное обстоятельство». Граждане успевают адаптироваться к снижению уровня жизни. Привыкают к бедности они за счет снижения уровня потребления: не поедем в отпуск, не заменим холодильник, машину. Катастрофические обстоятельства возникают только у самых бедных слоев.
Опасения международных конфликтов существуют параллельно, отчасти оправдывая кризисную адаптацию уровня жизни. Когда Россия присоединяла Крым, воевала в Сирии, когда был пик боев в Донбассе, такие страхи были меньше. Страхи войны, в отличие от личных, вызваны государственной пропагандой в СМИ, и здесь наблюдается накопительный эффект. В отсутствие других разрешенных тем экспертные дискуссии в государственных СМИ почти полностью посвящены образу врага. «Это реакция на медиапоток, потому что объективных крупных осложнений на международной арене сейчас нет», - говорит политолог Михаил ВИНОГРАДОВ.
Владимир РУВИНСКИЙ

"Ведомости" № 4365 от 18.07.2017
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/18/724203-vrag-tseni
Примечание: выделение черным болдом - моё.

общество, социология, настроения, ВЦИОМ, страх, война, пропаганда, уровень жизни

Previous post Next post
Up