Джеймс ХЭМБЛИН: "Нам надо полностью пересмотреть свое отношение к сну"

Apr 22, 2017 09:10

Автор книги об отношениях человека со своим телом Джеймс ХЭМБЛИН - о том, как жить, чтобы не подорвать здоровье


Джеймс Хэмблин. Фото: из личного архива
http://www.jameshamblin.com
https://www.instagram.com/jameshamblin/
Современный человек часто рассинхронизирован со своим собственным телом, больше беспокоясь о карьере, стиле жизни и досуге, чем о собственном самочувствии. Во что мы сами себя загоняем и что с этим делать? Как правильно работать? Каким должен быть идеальный дом здорового человека? Об этом Republic поговорил с Джеймсом Хэмблином, старшим редактором The Atlantic, доктором медицины и автором книги «If Our Bodies Could Talk» («Если бы наши тела могли говорить»).
- Вы окончили медицинский колледж и получили степень, но предпочли заниматься журналистикой в сфере здоровья. Как и почему это произошло?
- После колледжа я стал заниматься лучевыми исследованиями - расшифровкой снимков магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, результатов УЗИ, рентгеновских снимков. Но вдруг понял, что это не то, чем я хочу заниматься полвека. Я хотел заняться чем-то творческим, поэтому через три года я взял перерыв, перестал ходить на курсы повышения квалификации и стал писать, а затем устроился редактором отдела здоровья на сайт The Atlantic. Я написал одноименную с моей рубрикой книгу - своего рода сборник всех этих моих исследований. Но я не считаю, что бросил медицину. Я просто не делаю хирургические операции и не выписываю рецепты. Но нам еще только предстоит построить мостик между медициной и общественностью. Я считаю, что остаюсь в медицине «одной ногой».
- Какие мифы о здоровье вас больше всего раздражают?
- Например, люди считают вредным глютен. Этот миф гуляет по миру. Думаю, все это из-за недопонимания. Определенно, для некоторых глютен вреден. Но в этом плане он похож на арахис - для людей, которые страдают от аллергии на арахис, этот орех может стать смертельным. А другие вполне могут его есть. Это вполне разумно, если вдуматься, но про глютен почему-то считают, что если он вреден некоторым, страдающим целиакией, значит, он вреден всем. Хотя пока у нас нет научных доказательств этому.
- Ваша рубрика на сайте The Atlantic называется «Если бы тела могли говорить». Что бы они сказали первым?
- Для большинства людей, по крайней мере, в США, это было бы требованием организма больше спать.
- Вы считаете нехватку сна крупнейшей современной проблемой?
- Не уверен насчет крупнейшей, но это определенно серьезная проблема. В нашей культуре считается, что, если что-то делаешь без перерыва на сон, это говорит о твоей силе или преданности делу. Но на самом деле ты просто причиняешь вред своему здоровью и подрываешь режим. Это не имеет никакого смысла. Думаю, нам надо полностью пересмотреть свое отношение к сну.
- Как еще люди портят себе здоровье по собственной воле?
- Думаю, мы испытываем большой стресс, пытаясь вписаться в определенные социальные роли и представляя себя так, как этого от нас требует общество. Офисная работа, думаю, тоже относится к таким вещам.
- На самом деле это был мой следующий вопрос.
- Я об этом много думаю. Это большая проблема. Вот я, например, сижу весь день в офисе, но в середине рабочего дня хотя бы могу заняться спортом, поиграть в баскетбол с утра. Физическая активность влияет не только на наше физическое, но и на психическое здоровье.


- Да, мы часами просиживаем в офисе перед компьютерами, но что, по-вашему, с этим можно сделать? Сможем ли мы в будущем как-то от этого избавиться?
- Возможно, да. Я не знаю, насколько сильно изменится этот распорядок. В теории у нас может появиться больше интерфейсов, которые увеличат нашу мобильность, выведут нас в постоянный онлайн. Вы видели такую штуку, которую можно закрепить на лице, чтобы, когда вы общаетесь в людных местах, это никого не беспокоило (имеется в виду гаджет типа Hushme. - Republic)? Выглядит дико. Она закрывает рот так, чтобы, когда отвечаешь на звонок в метро или еще где-то, нельзя было потревожить стоящих рядом. Возможно, в будущем мы сможем разгуливать в очках с защитными экранами, в огромных наушниках и чем-то, что закрывает рот. На первый взгляд это кажется безумием, ведь лучше присутствовать там, где ты в данный момент физически, вместо того, чтобы болтать с кем-то на другом краю света. Но это лучше, чем сидеть в офисе в течение 10 часов.
- Устройство, которое помогает не беспокоить других людей во время звонков, - это хорошо, ведь нас окружает постоянный шум. Я весь день работаю в коворкинге, тут много людей, и фоновый шум постоянно в моей голове, по 9 часов в день. Это как-нибудь влияет на наше здоровье?
- Известно о негативном влиянии подобных шумов во время сна. Не уверен, что шумовое «загрязнение» настолько серьезно днем. Но у людей, которые живут и работают в постоянном и сильном шуме, есть определенные проблемы со здоровьем, включая потерю слуха и заболевания нервной системы. Но сидеть в заполненном людьми пространстве для работы, кафе и слышать, как люди просто болтают, - не знаю, так уж ли это плохо. Это может отвлекать от работы, но мы же живем в обществе, в маленьких группах, где принято много разговаривать, так что, возможно, лучше быть в местах, где люди говорят друг с другом, чем сидеть в одиночестве в тишине большую часть времени.
- Каким может быть идеальный рабочий режим для такого офиса?
- Мне довольно сложно давать рекомендации неизвестным людям, потому что в них будет элемент произвольности. Например, если я скажу, что не нужно сидеть весь час напролет, кто-то обязательно возразит: почему именно час, где доказательства, что это оптимальный период? Но это дельное правило: нужно вставать и двигаться по меньшей мере в течение 5 минут каждый час. Нужно также попытаться оптимизировать свое рабочее пространство, как можно больше стоять. Если сделать все это, в офисе можно работать долго - при условии, что вы будете вставать, двигаться, разговаривать с людьми. Если просто сидеть в тесном пространстве без движения, не стоит заниматься этим больше 3-4 часов в день. Так что все зависит от вас. Думаю, стоит взглянуть на работу так, будто вы готовитесь к марафону и равномерно распределяете свои силы.
- Вы описывали в книге период, когда во время учебы в ординатуре сильно недосыпали. Вообще возможно, будучи студентом, вести здоровый образ жизни?
- Получая медицинское образование, нам приходилось работать в больнице и, по сути, там же и жить, бодрствовать по 30 часов и быть постоянно на связи - ты мог понадобиться в любое время. Думаю, быть студентом настолько тяжело, насколько ты сам делаешь это занятие тяжелым. Нет почти никаких причин для недосыпа, даже если вы работаете полный рабочий день и учитесь одновременно. В медицинских вузах тяжело, но даже там нужно находить 8 часов для сна. Правда, когда начинаешь работать в больнице, там нужно выходить посменно, и этот график ты уже не контролируешь - действительно можно проработать подряд 30 часов. Поэтому не думаю, что врачам стоит учиться и работать одновременно.
- Получается, врачи, которые лечат других людей, за собственным здоровьем не следят.
- Так и есть. В нашей культуре преданность своей профессии - это когда ты не заботишься о себе, так как уделяешь все время заботе о других. Думаю, это неправильно. Это все равно что управлять таксопарком, но не думать о заполненных бензином баках. Без бензина такси не поедет. А если не ухаживать за мотором, машина выйдет из строя, и таксист никого никуда не сможет отвезти. Поэтому мы должны думать в том же духе и о симбиотической связи между здоровьем и работой. Врачи - ужасный пример. К сожалению, так исторически сложилось с медицинским образованием, и дело здесь в нашем восприятии преданности делу как повышенной интенсивности работы.
- Что вы думаете о практике сна по частям, несколько раз в день по нескольку часов? Как вы считаете, это полезно?
- Думаю, с некоторыми это будет работать. Я слышал о людях, которые просыпаются среди ночи и час или два могут продуктивно работать в одиночестве, а затем возвращаются ко сну и спят еще 3-4 часа. И чувствуют себя прекрасно. В своей книге я привожу следующее правило: если в течение суток вы уделяете сну 7-8 часов, как большинство людей, это хорошо вне зависимости от того, как вы «набираете» эти часы.
Можно спать периодами по 2-3 часа, просто телу надо будет приспособиться к этому графику. Но большинство скажет, что такой режим допустим, только лишь когда у тебя есть работа, которая требует сна короткими частями. Главная проблема в так называемом полифазном сне, когда люди спят по 90 минут 5 раз в день, - это наносит им ущерб в социальном плане.
- Какие новые устройства или технологии меняют то, как мы относимся к себе и заботимся о нашем здоровье?
- С врачами теперь можно связаться с помощью современных коммуникационных платформ: написать SMS, пообщаться в видеочате. Конечно, когда ваши пациенты хотят быть на связи постоянно, - это проблема для врача, которому приходится наблюдать пару тысяч больных. Но в целом такая возможность - это благо. Чтобы пойти на прием к врачу, надо выполнить много формальностей - заполнить формы, ждать, отпроситься с работы. Всего этого теперь можно избежать с помощью этих новых технологий. Это делает отношения с пациентом более прочными, это не обычная короткая встреча на осмотре раз в году.
- Не думаете ли вы, что дистанционная медицина рискованна? Ведь для постановки диагноза врачу нужно увидеть пациента, осмотреть его.
- Врачи сами могут определить, когда им на самом деле нужно увидеть пациента. Зачастую они просто быстро отвечают на вопросы, и для таких консультаций вовсе не обязательно приходить лично. Если же у врача появляются какие-то опасения, подозрения на что-то серьезное, то он всегда может пригласить пациента на осмотр. Это позволит сэкономить и время, и деньги в системе здравоохранения, которая очень недешева.
- Вы можете описать идеальный с точки зрения здоровья дом? Как он должен быть устроен?
- Разные вещи работают для разных людей. Полагаю, идеальный дом тот, который близок к сообществу, в котором представлено много поколений, где можно чувствовать себя в безопасности, где есть тихое место для сна, есть доступ к озелененной территории. Не так важно наличие коврика для йоги или спортзала, если у вас есть способ вести активную в физическом плане жизнь - в широком смысле слова. Если ваша работа требует движений, например, вы работаете на строительстве, нет нужды ходить в спортзал. Если же вы целый день сидите в офисе, в этом больше смысла, но это не обязательно должен быть спортзал: можно играть в баскетбол, футбол - все, что вам по душе и помогает вести активную жизнь. Вы даже можете жить в крошечной квартирке - я, например, именно так и живу, и это помогает мне проводить меньше времени дома, заставляет быть более активным в социальном и физическом плане. А есть люди с огромными особняками, в которых есть спортзал, бассейн, но их такой дом скорее изолирует от общества.

Republic (бывший Slon), 16.04.2017
https://republic.ru/posts/81718

здоровье, интервью, американцы, врач, работа, режим, медицина

Previous post Next post
Up