Глеб ПАВЛОВСКИЙ: Ходорковский, Навальный и Путин за год до выборов президента

Apr 19, 2017 00:15

Россия вернулась в политику. Какие роли выбрали для себя Ходорковский, Навальный и Путин?
Страну ждут 12 месяцев борьбы. Как к ней готовятся главные действующие лица


Если вы не ортодокс, то картина происходящего в России у вас наверняка поплыла. Вроде бы все на месте: и действующие лица, и декорации. Есть власть, есть рейтинг, протесты, несистемная оппозиция. Но все переменилось. В политических колонках все заметней разрыв описания сцен действия и действующих лиц. В этом отношении нет большой разницы между блестящими текстами Олега Кашина, суконными заявлениями Касьянова и смачными репликами премьера Медведева.
Может быть, самое верное определение общества, тяжко переболевшего деполитизацией, - это общество, забывшее свой конфликт. Отсюда надоедливая мантра - «кроме Путина, людей нет».
Проявления политики
Политизация вскрывает ресурсы политики там, где их будто не было. Вдруг выяснилось, что у многих (чуть ли не у всех в России) есть способы действовать и влиять. Протестные акции 26 марта обнажили прием - незапрещенное действие в стране, где пока не снят ни один запрет.
Уже 2 апреля власть защищала Красную площадь от армии призраков, которые предсказуемо не пришли. Тем временем Михаил Ходорковский запустил нечто вроде флешмоба «Надоел!», обещая кульминацию его в конце апреля. А освобожденный Навальный уже опять зовет на демонстрацию в День России: прекрасная техническая находка. Внутри колонн с государственными флагами никто не сосчитает отдельно тех, кто несет знамя России во имя Навального.
Особняком стоят трое - Алексей Навальный, Михаил Ходорковский и Владимир Путин. Каждый из них возмутится помещению в один ряд с такими соседями. Но у них есть нечто общее: все трое - действующие лица. И действующие очень по-разному.
Что такое Навальный - человек или нарратив? Так ли увлекательно пойти с ним вперед, как смотреть его фильмы? Сам он не ответит на этот вопрос. Навальный собран из наших желаний. Желания бессильных наказать власть. Желания бедных поближе рассмотреть сладкую жизнь. Желания безопасного киночуда, где Герой движется сквозь Систему, не застревая в ней.
Что такое Ходорковский? Символ человека, высоко взлетевшего в давно забытую нами эпоху и рухнувшего вниз. Редкий случай несомненной жертвы лично Путина, одновременно Путиным же сохраненной от уничтожения. Русский зигзаг: Путин нанес Ходорковскому предельный ущерб, лишив свободы и собственности, но потом вдруг его освободил. Теперь оба, один в Кремле, другой в Лондоне, связаны тюремным прошлым и политическим настоящим, а не исключено - и будущим. Загадка связала этих двоих воедино, и, кажется, навсегда. Ходорковский в глазах отдаленного зрителя - богат, но богат и Путин. Обоих считают невероятно состоятельными людьми, достигшими всего непонятной силой.
Навальный подчеркнуто избегает Путина, хотя ясно, что, скорее всего, Путин и оставил его на свободе. Зачем? Неизвестно. Возможно, чтобы мы спрашивали «зачем?». Жулики и воры Навального всегда во множественном числе, а множественное число - не Путин.
Ходорковский всегда говорит и пишет о Путине «он». Из своего Лондона он всматривается в путинскую Россию, на взгляд несистемной оппозиции, возмутительно конструктивно. В этом подозревают какую-то игру. Впрочем, в игре уличают и Навального - и что, если обе эти игры путинские?
Диалектика переходного периода
Политики в России давно живут в ньютоновском мире, лишенном временнЫх координат. Они обожают бездейственные обороты, вроде «после президентских выборов 2024 года» или «режим вечен, пока не кончится терпение масс».
Ходорковский изначально был озабочен проблемой сроков, хотя и путался в них - по очевидной причине: проведя 10 лет за решеткой, он вряд ли очень надеялся оттуда выйти. Не потому ли у него сохранилось представление о сроках, риске потери времени? Это очень заметно в его рассуждениях. Когда в прошлом году он вдруг заговорил о «переходном периоде» и идее "круглого стола", который примет новую Конституцию, вдруг о времени заговорили и в Кремле. С момента, когда победа Трампа в США и десант Кириенко в Администрации президента опрокинули сценарий инерционных выборов 2018 года, предвыборная президентская кампания в России фактически началась. А еще через месяц в нее самочинно включился Навальный. Кремль сам заговорил о переходном периоде.
Полушепотом утечек сообщают, что, хотя Путин, конечно, «основной кандидат от власти», его четвертый срок будет последним. У Кремля своя концепция переходного периода - кстати, конкурентная Ходорковскому. Как ни парадоксально, там видят будущее более «перестроечным». Этакая вспышка несбыточных мечтаний в фантазии ущемленных групп. Вернулись призраки 1985 года - приход новых кадров во власть, чистка проворовавшегося аппарата, аппаратная стратегия модернизации экономики «по Кудрину».
То, что год назад выглядело теорией, вдруг приобрело открытую сцену и сюжет. Сцена - подготовка Путина к его последней президентской кампании. Россию ждут 12 месяцев конфликтной политики. Тяжкая нагрузка на износоустойчивость режима! Но сцена для игры подготовлена, и ресурсы к ней подводятся властями - в уверенности, что аппарат сохранит контроль за процессом.
Кремлевский сценарий основан на идее союза неуверенно-либеральных сил с убежденно-реакционными. Реакционеры и силовики должны обеспечить модернизаторам узкое, но беспощадно расчищенное горлышко движения вперед.
Кремль отчаянно добивается, чтобы первенство Путина в выборах оставалось безальтернативным даже при отсутствии его заявления о намерении выдвигаться. Для этого применяются уклончивые формулы - «ожидается», «несомненно» и «выборы без искусственных интриг». Эти эвфемизмы прячут истинную реальную альтернативу:
Путин может пойти еще на одни выборы - но зачем?
Путин может не пойти на выборы - но с какими последствиями и на каких условиях?
Обсуждать надо именно эти вопросы. Но именно их пока что не обсуждают.
Приступив к перенастройке системы, Путин нарушил правила безальтернативности. Это открыло вопрос об альтернативе Путину.
Ревизор от истеблишмента
С самого появления Ходорковского на свободе российский истеблишмент заметил, что ему, истеблишменту, бывший владелец ЮКОСа не враг. Позиция Ходорковского не лоялистская, но дружественная управленцам как классу и профессиональной группе России. В этом качестве МБХ выступил ревизором почти 20-летней эпохи путинского руководства и подытожил: эпоха закончилась. Режим уходит, страна остается. Как говорил, умирая, Николай I: «Сдаю команду не в порядке, оставляю много трудов и забот». Но, в общем, не ужас-ужас - сделано многое, можно уходить. Различая между страной и режимом, Ходорковский более всего озабочен безвредностью его, режима, ухода.
Здесь они близко соприкасаются с Навальным, но ясно и различие. Если Ходорковский советует Трампу провести с Путиным переговоры о «плавном переходе власти» к преемникам, то Навальный видит преемником самого себя. Ходорковский оппонирует ему как лидер - модератор российского истеблишмента, который твердо намерен оставаться классом-преемником Путина.
Пресловутый «уход Путина» не зря стал невротическим страхом. В нем есть катастрофический потенциал, который сопоставим с катастрофическим потенциалом продления его срока. Ходорковский декларирует, что намерен разрядить эту бомбу. Похоже, что ему, как за полтораста лет до него другому лондонскому изгнаннику Герцену, почти безразлично, кто именно совершит эту необходимую государственную работу. Элиты, мужики или государь? Неважно. Важны чертежи - техническое задание по отходу малой группы людей от власти, для которой они уже не могут оставаться полезными. Ясность нужна в понимании того, что страна получит от их ухода.
Ходорковский вообще изобретает странные для себя, не всегда политические роли, но связанные с действием. Он финансирует отсутствующие в России функции гражданского общества. Движение «Открытая Россия», довольно-таки политически рыхлое, доказывает, что у него есть открытые сторонники в России, способные к солидарному действию и объединению. Невнятность активности движения - ведь никто, даже его члены не могут сказать, чем оно занимается, - оставляет за ним роль личной инфраструктуры-загадки, присоединяемой к местным оппозиционным проектам.
Одна из последних идей Ходорковского - идея "круглого стола" - вообще довольно стара. Это 30-летний уже Deus ex machina всех московских оппозиций. Проблема, однако, всегда была в том, что готовые сесть за стол не имеют сил и охоты что-либо реализовать. А имеющие силу не хотят договариваться. Ходорковский пишет, что на этот случай «мы имеем альтернативный сценарий». Похоже, альтернативные сценарии и заменяют ему программу-минимум. Когда он не видит сценария, он просто создает еще один сетевой ресурс.
Раскол в семье
Вероятно, уехав из России, Ходорковский чисто случайно остановился в Европе, а не проследовал дальше за океан. Но это оказалось удачным решением. Иначе бы он, как проживающий в США Каспаров (и так было уже со многими), приобрел повадку метросексуала, говорящего от лица «всего Запада». Яростно клеймя МБХ за срыв «консолидации международной антипутинской коалиции» (что это, кстати, - американский Шестой флот?), тот с горечью ждет оживления «кремлевской агентуры в США». Когда-то Ходорковского много упрекали за то, что после освобождения он немедленно уехал в Швейцарию. Но сегодня европеизм главное в его образе.
Америка для русского - уже скоро 100 лет как иероглиф мощи, прогрессивной державности. Навальный вернулся в большую политику после учебы в Америке. Ходорковский же резко обозначил проевропейский вектор - не формальным внешнеполитическим разделом программы, а своей позицией в целом. Европейский поворот, о котором говорит МБХ, не геополитическая ориентация, а российская государственная идентичность. Ведь в XXI веке никакого «Запада» для России нет - есть Европа. Со времен царя Петра она остается внутренним и внешним фактором политики всех российских государств. Россия лишь один из континентов великой Европы будущего: русская Сибирь ничуть не стремится в Евразию.
С Запада МБХ смотрится человеком, готовящим почву и условия для будущего - неизбежного - выхода России из тупика. Делает ли он это на деле? Неизвестно. Его статьи и лекции в разных, иногда довольно странных местах выглядят скорее зондажем возможностей заявленной цели - «проевропейской» России.
Да, а что делает Путин? Ходорковский единственный яркий политик в России, соотносимый с Путиным непосредственно. Настолько же, насколько Навального всегда считали президентской альтернативой Путину, настолько же Ходорковского таковой не считают. Это основа баланса сторон их странного треугольника. Президентские выборы создали в нем кризис: Путин хочет остаться в Кремле, Ходорковский считает, что это вредно для страны, а Навальный намерен заменить Путина. Ходорковский же вторгается в кампанию на личных условиях. Для него она что-то вроде семейного дела о России. Но в семье раскол: Путин ищет концепцию великолепного самосохранения. А Ходорковский предлагает ему концепцию ухода.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ - бывший главный политтехнолог Кремля. Руководитель ФЭП и Русского института, главный редактор "Русского журнала" и профессор ВШЭ. Автор книг о Системе РФ.
В 1995-м стал соучредителем Фонда эффективной политики, который в начале нулевых российские СМИ нарекли самой влиятельной политтехнологической группой РФ.
Именно под руководством Павловского, в 1996-м, ФЭП проводил избирательную кампанию для Бориса Ельцина. В 2000-х сам Павловский работал с В.Путиным и Д.Медведевым, при президентстве которого, до 2011 г., был советником руководителя Администрации президента. За то, что он достаточно прочно закрепился в Кремле, СМИ называли Павловского "серым кардиналом" российской власти, главным политологом Кремля, много писали о его влиянии на Путина и авторитетном положении в кругах власти.
Во времена СССР Г.Павловский был диссидентом, дважды - фигурантом дел по политическим статьям, за сотрудничество со следствием вместо лагерей был сослан в ссылку в Коми.
Глеб Павловский также был заметной фигурой в российской журналистике. В 1987 г. он стал идеологом и одним из соучредителей информационного кооператива "Факт", позже - первого коммерческого информагентства "ПостФактум", приложил руку к созданию ведущих интернет-ресурсов России - Газета.ру, Вести.ру, Лента.ру, в начале 90-х работал зампредом правления ИД "Коммерсантъ". Во второй половине 2000-х вел программу "Реальная политика" на канале НТВ, которая нахваливала курс Путина.
Однако с тех пор бывший политтехнолог Кремля сменил риторику. В 2012-м он - участник шествия и митинга "За единые выборы", выступавшего против фальсификации выборов в Госдуму. В мае того же года - участник "Марша миллионов", протеста против возвращения Путина на пост президента РФ.
По образованию историк.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Павловский,_Глеб_Олегович


Republic (бывший Slon), 18.04.2017
https://republic.ru/posts/81724
Примечание: все выделения в тексте - мои.

политика, президент, выборы, кампания, Кремль, Ходорковский, Павловский, Навальный, сценарии, Путин

Previous post Next post
Up