Кирилл ТИТАЕВ - Найти по запаху: почему рамки и досмотры не спасают от терроризма

Apr 07, 2017 08:50

Метод тотального контроля, эффективный в профилактике уличной преступности, не дает результатов в борьбе с террористами
Умные и глупые преступники
Риски, связанные с преступностью, можно разделить на две группы. Есть регулярные риски, которые возникают часто. К ним относятся, например, уличные ограбления. С такими преступлениями нужно бороться так называемыми фронтальными мерами. Если над каждой парадной мы повесим камеры видеонаблюдения и сделаем освещение, то уличных ограблений станет меньше. Дело в том, что грабеж - это полуспонтанное преступление. К тому же оно очень зависит от наличия удобного места.
Если злоумышленник видит, что все освещено и все его действия (куда он побежит с украденным кошельком) фиксирует камера, то умный преступник не будет совершать преступления. А глупого быстро поймают. Если такие меры принимать регулярно, криминала станет меньше.
Однако существует иной род преступлений. Они тщательно продумываются, а злоумышленник - человек умный и обладающий определенным ресурсом. Это в первую очередь преступления против действующей власти, например, шпионаж. К этой же группе относится и террористический акт. За редким исключением теракт - это преступление, требующее масштабной подготовки. Против таких преступлений фронтальные меры работают очень плохо.
Естественное расслабление
Любую фронтальную систему можно обойти. У террориста есть ресурс, чтобы вникнуть в систему, вывести ее из строя или обойти. Например, есть время, чтобы изучить, как установлены видеокамеры, и найти окно, где камеры ничего не видят.
И еще одно важное обстоятельство - теракты относятся к группе редких опасностей. Поэтому люди, обслуживающие фронтальную систему безопасности, очень сильно расслабляются.
Да, сейчас они будут всех очень тщательно проверять. Но представьте: каждый день вы приходите на работу, что-то ищете и не находите. И так продолжается месяц, год. Вы начинаете относиться к своей работе очень расслаблено - это нормальная для человека реакция.
Поэтому есть большие сомнения, что тотальный контроль позволит предупредить теракты.
Те же рамки на входах - скорее, избыточная инфраструктура. Я, например, неоднократно проносил через эту рамку дрель-перфоратор, в которой железа не меньше, чем в крупном боевом оружии. Меня ни разу не остановили, система реагировала, но меня не останавливали.
Невидимая защита
Есть два метода борьбы с такими преступлениями - сокрытие мер безопасности и оперативная работа. Простой пример: в аэропортах ряда стран не применяется абсурдный метод досмотра на входе в здание аэровокзала. Однако есть другие инструменты, которые скрыты от потенциального злоумышленника. Например, одорологический контроль или, проще говоря, детекция запахов. Вы идете по коридору и не знаете, что в нем установлены индикаторы, которые улавливают частицы взрывчатки.
Этот же принцип используется при монтаже камер видеонаблюдения. Если мы боремся с уличной преступностью, камеры хорошо видны и тем самым останавливают преступника. В борьбе с редкими опасностями задача - противоположная.
Камера на эскалаторе защитит нас от подвыпившего хулигана, но она мало поможет в борьбе с террористом. Потому что он знает, где висит камера, и ведет себя соответственно.
Второй метод - скрытые оперативные методы защиты. Исключительно моя догадка, но я думаю, что если второй заряд в петербургском метро действительно был, то его срабатывание было предотвращено работой скрытых служб.
Затруднить террористу жизнь
Еще один широко обсуждаемый в последнее время инструмент - система видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Такие системы применяются на футбольных стадионах. Их эффективность не зависит от величины потока людей - значение имеет только вычислительная мощность. Система должна зафиксировать каждое лицо и соотнести его с базой данных.
Если мы идентифицировали человека, который когда-то пытался совершить или совершил преступление, если он попадет в камеру, система даст о нем знать. Поэтому в случае с терактами организаторам придется использовать только смертников, что уже затрудняет подготовку теракта. Таким образом, мы выполняем некую превентивную функцию.
Кирилл ТИТАЕВ - магистр социологии, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения в Европейском университете в Санкт-Петербурге.


РБК, 04.04.2017
http://www.rbc.ru/spb_sz/04/04/2017/58e384769a794738383951c9

терроризм, борьба, эксперт, преступления, спецслужбы, теракты

Previous post Next post
Up