!! Ксения ЛАРИНА: От зеленки до пули  -  путь все короче

Mar 25, 2017 14:00



Во враги государства быстрее всех попадают не политики, а интеллектуалы, художники  -  те, у кого нет политических амбиций, и просто сердце болит от несправедливости, лицемерия, жестокости и немилосердности толпы, с легкостью расправляющейся с любым, кто посмеет усомниться в правильности выбранного страной пути.
«Большинство никогда не бывает право. Никогда,  -  говорю я! Это одна из тех общепринятых лживых условностей, против которых обязан восставать каждый свободный и мыслящий человек».
Генрик Ибсен «Враг народа», 1882 год
В столице Норвегии городе Осло на центральной улице около старинного Гранд-кафе, где проводил время за кофе и чтением газет великий норвежский драматург Генрик Ибсен, прямо на асфальте выложены цитаты из его пьес. В том числе и эта: «Меньшинство всегда право». Норвегия  -  маленькая страна, и этот афоризм под ногами веселых норвежцев выглядит почти как национальный девиз.
Россия  -  страна большинства. Как точно выразился один из героев перестройки историк Юрий Афанасьев  -  «агрессивно-послушного большинства». За годы, прошедшие со знаменательного съезда, на котором взрослые люди захлопывали, затаптывали и засвистывали выступление только что освобожденного из горьковской ссылки Андрея Сахарова, менялась страна, но не менялась толпа.
Противостоять сегодняшнему большинству, вооруженному патриотической риторикой, ненавистью ко всему чужому, невежественному, лицемерному  -  становится все труднее, все опаснее. Да что там  -  противостоять! Просто промолчать и не участвовать в общем хоре славословий и здравиц в честь великого кормчего и его политики  -  это уже приравнивается к предательству. Сегодня и молчание зачастую красноречивее слов. Он молчит  -  значит против. Значит  -  враг.
Во враги государства быстрее всех попадают не политики, а интеллектуалы, художники. Те, у кого нет политических амбиций, и у которых просто сердце болит от несправедливости, от лицемерия, от жестокости и немилосердности толпы, с легкостью расправляющейся с любым, кто посмеет усомниться в правильности выбранного страной пути.
Новая интеллигенция
Наша художественная культурная среда давно утратила черты интеллигентности, сегодня в русские интеллигенты себя записывают бывшие партийные и комсомольские активисты, антисемиты и черносотенцы, милитаристы и сталинисты, чиновники и пиарщики. Все они образцово православны и образцово патриотичны. Этой новой интеллигенции дозволено определять границы свободы творчества, составлять списки неблагонадежных художников, назначать моральных и духовных лидеров, выступать в качестве экспертов по национальным ценностям в телевизорах и на судах, рвать в клочки историческую правду и подгонять историю под утвержденную национальную политическую доктрину, в основе которой все те же знакомые поколениям установки: любовь к царю и ненависть к врагу.
Превращение вчерашних кумиров и любимцев публики во врагов отечества происходит мгновенно, по щелчку из телевизора. И вот уже Макаревич  -  «средний музыкант и на его концерты билеты не продаются», и Акунин  -  «средний писатель, его книжки никому не интересны». Вчера еще Мария Максакова была гордостью нации, пела на всех главных сценах державы, на ее свадьбе гуляла вся Государственная дума и сам председатель Нарышкин пел с ней дуэтом. Сегодня Мария Максакова  -  мало что враг, предатель, бездарь, она  -  вдова только что расстрелянного в центре Киева бывшего российского депутата. И толпа кричит ей из телевизора  -  правильно! Расстрелять как бешеную собаку!
Остановиться в этом патриотическом раже все труднее, людей затягивает в него, словно в воронку, и несет, несет бешеным потоком в бездну.
Зеленая война
Так мило потешаться над зеленкой как главным «оружием пролетариата». Зеленкой обливали Бориса Немцова. А потом убили на мосту. Потому что он  -  враг народа. И путь от зеленки до пули, от портрета на заборе до пули, от травли в интернете до пули, от визга на ток-шоу до пули  -  этот путь все короче.
Я помню, как облитая зеленкой Людмила Улицкая выходила на сцену испуганного Дома кино и убеждала участников исторического конкурса «Мемориала»  -  «Человек в истории»  -  сохранять спокойствие и не бояться. Она вытирала зелеными руками лоб и улыбалась, но голос ее дрожал. Тогда, в апреле 2016 года, патриотические экстремисты впервые перешли черту  -  напали на несовершеннолетних детей, старшеклассников, приехавших в Москву из самых разных городов и сел страны. Дети с учителями буквально шли сквозь строй истеричных мужиков в гимнастерках, которые орали им в лицо: «Не училки, а подстилки!», обзывали фашистами, а через несколько минут в ход пошли шприцы с зеленкой и мочой. Можно себе представить, что испытали родители, смотревшие на этот кошмар по телевизору.
В конце марта в театре Моссовета пройдет очередная церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». Уже известно, что премию «За честь и достоинство» получит наш выдающийся режиссер Александр Николаевич Сокуров. Сокуров не снимает политических фильмов, не выступает на уличных митингах протеста (да и где они, эти митинги), он пытается говорить  -  говорить везде, где это возможно. Пытаясь вернуть в реальность общество, остудить его обезумевшее «мы», он оставляет власти шанс вернуть себе человеческий облик. И вот уже его портрет красуется на телевизионной доске национального позора и проходящие мимо плюют в режиссера, не стыдясь делать это публично и открыто. Он теперь  -  враг.
Превращение
На наших глазах уважаемые люди, прошедшие сквозь цензуру и лицемерие советской эпохи, вдохновенно и искренне поддержавшие демократические перемены в стране в эпоху перестройки (а многие из них были в те времена настоящими глашатаями эпохи культурного ренессанса) превратились. Да, именно так  -  «превратились».
Так замечательный Игорь Ясулович, рассказывая о своем тесте, как-то очень точно определил состояние человека, уверовавшего в ложь. А тесть его  -  известный советский режиссер Юрий Егоров, автор «Добровольцев» и «Простой истории»,  -  был когда-то за свои заслуги назначен большим начальником в кинопроизводстве. И вот как-то приходит он домой, не раздеваясь, молча проходит в комнату и спустя паузу говорит: «Все, ребята, я больше не могу. Я превращаюсь. Надо уходить».
Сколько вы знаете людей, способных остановить себя в самом начале этого процесса? А не заметить эти признаки невозможно, особенно художнику, творческому человеку, с рождения наделенного абсолютным слухом, интуицией, чутьем. «Сцена мстит за все»,  -  любил повторять Михаил Козаков, человек рефлексирующий, способный признавать свои заблуждения и ошибки. Человек меньшинства.
Малодушие чиновника  -  это всего лишь неприятный факт его биографии, с которым он и уйдет в мир иной.
А малодушие художника, талантливого художника, обходится ему слишком дорого. Хотя и больная совесть может стать источником вдохновения. И такие примеры мы тоже знаем.
Ксения ЛАРИНА - псевдоним Оксаны Баршевой. Журналист, с 1991 г. обозреватель радиостанции "Эхо Москвы". Закончила актёрский факультет ГИТИСа. Работала актрисой в театре им. Пушкина и в театре "Сатирикон", после августа 1991 г. ушла из театра.
С 1990 г. публиковалась в газетах и журналах, вела музыкальные эфиры на радио "Ностальжи" под псевдонимом Ксения Ларина. В разное время - ведущая программ "4 минуты с театром", "25-й кадр", "Все на выход", "Книжное казино", "Дифирамб", "Кремлевские палаты", "Отдел кадров", "Родительское собрание", "Театральная площадь", "Человек из телевизора", "Детская площадка", "Коробка передач", "Как в кино", "Говорим по-русски. Передача-игра", "Собрание Третьяковки", "Смешарики", "Мифы о России", "Успех", "Музейные палаты", "Культурный шок", "Дорогой наш Никита Сергеевич".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ксения_Ларина

Culttrigger, март 2017
https://medium.com/@culttrigger/от-зеленки-до-пули-путь-все-короче-56de925abedc

власть, настроения, большинство, культура, режим, интеллигенция, Ларина, пропаганда

Previous post Next post
Up