И.ДАВЫДОВ: Восстание машин. Что стоит за решительным, но коротким бунтом депутатов Госдумы

Mar 23, 2017 22:30

«Система РФ» так устойчива, что думская оппозиция может позволить себе критику. Хотя бы во время предвыборной кампании


Лидер ЛДПР Владимир Жириновский во время выступления на пленарном заседании Государственной думы РФ
Во вторник, 14 марта, в Государственной думе взбунтовалась фракция ЛДПР. Перед началом пленарного заседания лидерам фракций дается время, чтобы высказаться не по повестке дня, а по любым волнующим их вопросам - это так называемый «час заявлений». Владимир Жириновский редко упускает возможность поговорить, и здесь тоже не стал, тем более, что у него и у партии накопились кое-какие обиды: перед предстоящими выборами в совет депутатов Рузского района Московской области представителей ЛДПР, по версии Жириновского, всячески притесняют. Он, кстати, не в первый раз жалуется на происки рузской администрации с парламентской трибуны, но раньше обходилось без скандалов.
А тут вдруг депутат-единоросс, телеведущая Оксана Пушкина закричала из зала: «Руки прочь от Московской области!» Пушкина как раз Московскую область и представляет в Думе. Жириновский вскипел: «Ничего трогать нельзя! “Единую Россию” трогать нельзя! Сидите, как овцы, и помалкивайте! Мы не овцы». И потом, как в старые добрые времена, пообещал после своей победы на президентских выборах, скорой и неизбежной, судить, расстреливать и вешать бандитов и воров из Подмосковья. Депутатов - в том числе.
Вице-спикер Сергей Неверов и спикер Вячеслав Володин потребовали от Жириновского соблюдения приличий и пригрозили комиссией по этике. В ответ фракция ЛДПР в полном составе покинула зал заседаний. Бунт, впрочем, длился недолго - до конца первого перерыва. В час дня повстанцы вернулись на свои места. Оно и понятно - дисциплина теперь в парламенте жесткая, за прогул можно нарваться на штраф в размере одной шестой оклада. А в промежутке Жириновский успел дать короткое, но весьма эмоциональное интервью каналу «Россия-24». Сообщил, что в России 85 регионов и он все их будет трогать.
Владимир Жириновский, рaзумеется, тaкие спектакли устраивaет не впервые. В 2015 году фракция ЛДПР покидала зал заседаний после ссоры лидера с Ириной Родниной, а в 2014-м он едва не лишился прaва выступать в Думе на месяц после того, как призвал соратников «жестко насиловать» журналистку агентства «Россия сегодня» Стеллу Дубовицкую под крики «Христос воскресе!». Вождю ЛДПР не понравился вопрос, который задала ему сотрудница агентства. Пресс-службе фракции пришлось тогда изобретать экзотическое объяснение - якобы выходка Жириновского была вызвана побочным эффектом препарата «Циркадин», который лидер ЛДПР принимал по назначению врача. В общем, Владимир Вольфович снова в образе, и это легко объяснить - опытный политик уже начал президентскую кампанию. Кремлю нужна явка, а значит, Жириновский должен мобилизовать свой редеющий электорат. Его поклонники любят громкие крики, скандалы и обещания публичных расправ. Он старается. Он отрабатывает.
И все же на фоне общих ожиданий «оттепели» демарш ЛДПР начинает выглядеть по-особому. Прямая атака на правящую партию, конкретные политические претензии, смелый жест… После шестой Думы, где все партии слились в одну и по всем ключевым вопросам голосовали в едином порыве, одобряя очередное мудрое решение еще более мудрого руководителя, это может показаться попыткой из номинальной оппозиции превратиться в реальную. Если уж не кризис в стране, так хоть унылый результат на последних выборах должен ведь заставить псевдопартии проснуться и вынудить их перейти от имитации политики к политике? И вдруг это начало восстания машин для штамповки сочиненных в Кремле или Совбезе законопроектов?
При наличии совсем уж горячего желания разглядеть оттепель сюда же можно отнести и строгое замечание, которое по привычке (он ведь многое делает по привычке, словно бы забывая, что давно уже отвечает не за внутреннюю политику, а за то, чтобы депутаты приходили на работу вовремя и сидели на местах от звонка до звонка) Вячеслав Володин сделал во время выездного заседания фракции «ЕР» министру сельского хозяйства Александру Ткачеву. Ткачев снисходительно похвалил депутатов за то, что они «пытаются донести до власти» информацию об имеющихся в стране проблемах. Володин отрезал: «Они и есть власть». И даже напомнил, что источником власти является народ, а депутаты - как раз его представители. С одной стороны, конечно, понятно - Володин тоже решает определенные задачи. Личные - видимо, так и не смирился до конца с понижением в неформальной иерархии власти, и карьерные - по утверждениям инсайдеров, Володин пытается сохранить позиции стратега в предстоящей президентской кампании главного кандидата. Но пусть даже это все правда - разве перед нами не прямо сформулированное требование к представителю исполнительной власти уважать власть законодательную?
И знаете, да. Так оно и есть. Рискну предположить, что в течение ближайшего года мы увидим еще немало кавалерийских наскоков на позиции «ЕР», смелых заявлений и скандальных выходок. Причем отнюдь не только в исполнении Жириновского. И для КПРФ активность в парламенте тоже становится элементом президентской кампании. Если Геннадий Зюганов таки решит идти на выборы - ему потребуется напомнить избирателям, насколько бескомпромиссным борцом за права трудящихся он является и как далеко готов зайти ради защиты честного имени Иосифа Виссарионовича Сталина. А если не пойдет (в КПРФ в отличие от ЛДПР пока нет окончательного решения о кандидатуре) - партии тем более понадобится внимание СМИ: придется ведь с нуля раскручивать малоизвестного кандидата, поскольку известных политиков, за вычетом Зюганова, у коммунистов просто нет. И если Сергей Миронов (или кто-нибудь еще из эсеров, там на данный момент вообще полная неопределенность) добудет одобрение Кремля и немного денег на кампанию, ему тоже понадобится напомнить избирателям… Трудно, если честно, представить, о чем Сергей Миронов нынче может напомнить избирателям, ну, допустим, о том, что живет, мол, такой Добчинский. То есть, конечно, Миронов.
Мы снова услышим в парламенте пламенные речи и яростные обвинения - уже не только в адрес киевской хунты, местных национал-предателей и их заокеанских хозяев (тем более что с заокеанскими хозяевами нынче не все однозначно), но и в адрес российских чиновников, вплоть до лидера правящей партии (но не лидера нации, впрочем). Но все это не помешает парламенту остаться местом имитации политики.
В шестой Думе по всем принципиальным для Кремля вопросам номинальная оппозиция голосовала так, как считали нужным в Администрации президента. А в седьмой Думе вообще не важно, как будет голосовать номинальная оппозиция. После того, как «ЕР» получила на выборах конституционное большинство, квазиоппозиции могут позволить некоторые вольности. Это как раз отлично укладывается в логику имитации парламентской демократии: героические оппозиционеры критикуют решения партии власти, отстаивают собственную точку зрения и - не влияют вообще ни на что. Это только добавляет зрелищности в процесс имитации, сам по себе довольно унылый (недаром ведь на старте думской кампании 2016 года социологи обнаружили, что избиратели просто перестали понимать, чем парламентские партии в принципе друг от друга отличаются).
А заодно это все еще и показывает, насколько неуязвимой является, если воспользоваться терминологией Глеба Павловского, «Система РФ». Критикуя «Единую Россию», думские оппозиционеры создают видимость наличия работающего парламента, при этом реальной функции парламента как фабрики по штамповке кремлевских законопроектов ничто не угрожает. Слегка повышая собственную популярность, лидеры системных партий подогревают интерес к президентским выборам, иными словами - отрабатывают поставленную Кремлем задачу по обеспечению рекордной явки. Но никто из них (да и вообще, будем честными, никто в России, включая самых заметных несистемных оппозиционеров, которых и на выборы-то не пустят) конкурентом Путину не является. Все, кто идет на президентские выборы, идут туда, чтобы проиграть отцу нации, оттенить его успех, создать приятный фон для грядущего единения народа с вождем народа.
Как-то доводилось уже говорить, что ключевой знак для описания российской политической системы - кавычки. А ключевое слово в схемах самооправдания тех, кто за российской политической системой вынужден следить, - «зато». Зато теперь в «парламенте» будет на что посмотреть. Мы ведь уже начали скучать с тех пор, как Володин запретил депутатам три раза в день изобретать нелепые запреты и делиться этими конструктивными идеями со всеми мыслимыми СМИ. «Парламент» эволюционирует от цирка к театру. Наверняка знатоки гибридных режимов и в этом смогут усмотреть признаки неизбежной либерализации.
Иван ДАВЫДОВ - журналист, литератор, медиаменеджер, политконсультант. Зам. главного редактора журнала The New Times, ранее - зам. главного редактора интернет-газеты Slon.ru. ранее - колумнист Lenta.ru, "Свободной прессы", Slon.ru, GQ. Был редактором интернет-проектов холдинга "Эксперт"; создатель газеты "Соль".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Давыдов,_Иван_Фёдорович
http://www.snob.ru/profile/6051


Republic (бывший Slon), 16.03.2017
https://republic.ru/posts/80724
Примечание: все выделения в тексте - мои.

политик, Госдума, Давыдов, имитация, оппозиция, кампания, депутаты, Единая Россия

Previous post Next post
Up