Олег КАШИН: Поклонская, Аксенов и Николай II. Почему новые россияне так не похожи на старых?

Mar 18, 2017 22:00

В 2014 году об этом никто не думал. Делает ли нас сегодня что-то всерьез одним народом


Глава Республики Крым Сергей Аксенов и прокурор Республики Крым Наталья Поклонская
Глубокая привязанность депутата Натальи Поклонской к императору Николаю II могла восприниматься как личная особенность бывшего крымского прокурора, но когда о монархии в похожих выражениях говорит глава Крыма Сергей Аксенов, это уже тенденция. Аксенов, в отличие от Поклонской, последнего царя не любит (за то, что «потерял Аляску»), но саму по себе монархию считает лучшей формой правления для России. Интересный побочный эффект присоединения Крыма: вместе с полуостровом Россия получила неожиданное монархическое лобби во власти, и что с ним теперь делать - смеяться над ним, считаться с ним или мягко переубеждать, как это пытается делать не упускающий ни одного заметного информационного повода Вячеслав Володин?
К Поклонской и Аксенову стоит добавить через запятую крымского сенатора Ольгу Ковитиди, которая хоть и не монархист (хотя как знать, ее же об этом просто не спрашивали), но все равно, как можно было убедиться во время ее большого интервью «Дождю», больше похожа не на российского сенатора, а на человека из украинской Партии регионов, которым она, собственно, и является - в ток-шоу у Савика Шустера таких людей много, а в российской власти они смотрятся экзотически. В 2014 году об этом никто не думал, но чем дальше, тем очевиднее - новые россияне совсем не похожи на старых. Пока это все-таки ни на что особенно не влияющий курьез, но многие проблемы и начинаются с курьеза.
Три года нaзaд было модно говорить о воссоединении разделенного русского народa - российская власть, обычно избегающая слова «русский» в своей риторике и, вероятно, даже в мыслях, ненадолго позаимствовалa лозунги у националистов, преследуя при этом понятно какие военно-политические цели. Как часто бывает, лозунг, взятый в срочном порядке для решения текущих проблем, оказался слабо подкреплен содержанием - о том, насколько похожи или не похожи друг на друга российские и украинские русские, три года назад никто не думал, хотя это вопрос в любом случае интересный - 25-летний коллективный опыт соотечественников в двух разных странах никак не заслуживает того, чтобы его игнорировать. Российские русские закалялись в более жесткой, чем на Украине, политической реальности. Украина не знала нашего 1993 года, Украина не знала двух чеченских войн, Украина не разочаровывалась в рынке и демократии и не искала спасения от них под твердой рукой самодержавного президента-чекиста. И дальше уже совсем философский вопрос - что происходит с русскими, лишенными значительного общерусского опыта? Они превращаются в украинцев, они становятся каким-то отдельным субэтносом, или все это не имеет значения, и человек, переживший 90-е и нулевые в Рязани, ничем не отличается от человека, пережившего те же годы в Симферополе? И еще вопрос: кто лучше, кто аутентичнее - тот, кто успел собрать за 25 лет все типичные травмы россиян, или тот, кто счастливым образом их избежал?
В суете 2014 года думать об этом было некогда и некому. Теперь, сталкиваясь с картиной мира Поклонской или Аксенова, думать уже не о чем - Россия и так едина в многообразии, в ней есть и Кавказ, и Тува, и много чего еще; на этом фоне наивный монархизм крымчан выглядит диковато, но не более того - видали мы и более впечатляющее многообразие. Но это ведь повод не только всматриваться в крымчан, но и в себя - «старые» россияне если чем и отличаются от «новых», то скорее тем, что привыкли помалкивать на такие темы. Вы думаете, если бы о царе спросили Кобзона, он бы ответил каким-нибудь безупречным с исторической и этической точки зрения текстом?
В российской власти действительно оказалось некоторое количество людей другой, чем принято у нас, культуры, другого воспитания, другого образования. Конкретная тема царя, как справедливо напоминает публицист Егор Холмогоров, давно укоренена в Крыму, и в годы украинского владычества она была в моде именно у пророссийской части крымского общества, стихийно противопоставлявшей имперское прошлое с Ливадийским дворцом желто-синим флагам над правительственными зданиями и Тарасу Шевченко в школьной программе. Но такие региональные особенности не выходят за пределы стандартного «бордюр - поребрик» - ну да, в Крыму любят царя, а в Калининграде Иммануила Канта, это же не делает крымчан и калининградцев инопланетянами друг относительно друга.
Другое дело, что вообще слишком мало вещей, которые делают крымчан, калининградцев, москвичей, сибиряков и прочих единым народом. Есть Великая Отечественная война; показательно, что еще один герой «русской весны» в Крыму, Алексей Чалый, в украинские времена занимался музеем в артиллерийской батарее военных времен и вообще культивировал тему «города русской славы» - это тот язык, который одинаково понятен по обе стороны российско-украинской границы. Но это именно единственный общепонятный язык; шаг влево или вправо от военной тематики - и появляется мироточащий бюст или царь, отдавший Аляску, и мы видим, что если и есть какая-то общая история у всех людей в «русском мире», то они либо не знают ее, либо имеют о ней самые экзотические представления.
Еще есть, конечно, телевидение и шоу-бизнес - стоит вспомнить, как Поклонская в «Прожекторперисхилтон» признавалась, что ей нравятся фильмы «Елки» и «Жених» - именно современный трэш, а не абстрактная классика становится основной точкой соприкосновения с национальной культурой для всех русских вне зависимости от того, где они живут. Ну и еще одна точка - Путин, конечно. Трудно сомневаться, что и Аксенов, и любой другой российский губернатор относятся к Путину как-то по-разному. Это действительно объединяющая фигура, но вряд ли кто-то уверенно скажет, что именно лояльность Путину делает крымчан и остальных россиян одним народом.
И, собственно, это главный вопрос - а делает ли нас сегодня что-то всерьез одним народом? Очевидно, что георгиевских ленточек, телевидения и Путина недостаточно, но даже этот минимальный набор сегодня выглядит тем максимумом, на который можно рассчитывать. Это именно та же проблема, о которую разбилась кремлевская идея «закона о российской нации» - не напишешь же в таком законе, что нацией считаются все, кто смотрит российский телевизор, а кроме этого, написать, в общем, нечего.
Крымчане, попавшие в российскую власть, - да, это скорее комический сюжет, провинциалы-иностранцы, ставшие вдруг всероссийским истеблишментом. Их нелепые заявления, их публичные попытки выстроить свою картину мира выглядят смешно - они пытаются вести себя как настоящие россияне, но неприятный секрет современной России, видимо, в том и заключается, что вести себя «как россиянин» невозможно, потому что никто не знает, никто не придумал или не понял, что это такое. Поклонская, Аксенов и еще сотни тысяч крымчан стали частью народа, у которого нет никаких свойств, и именно поэтому они и выглядят нелепо, что пытаются найти несуществующие свойства.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 16.03.2017
https://republic.ru/posts/80743
Примечание: все выделения в тексте - мои.

нация, политик, россияне, Кашин, единство, Крым

Previous post Next post
Up