Олег КАШИН: "Запрещенный прием". Почему на "Евровидение" поедет Юлия Самойлова

Mar 14, 2017 01:10

Певица оказалась в точке пересечения сразу трех проблем. И российско-украинские отношения не главная из них


Никто уже не поверит, что скандал на шоу «Минута славы» не был связан с запланированным выдвижением российской певицы на киевское «Евровидение». На сайте Первого канала эти два ролика висят рядом в разделе спецпроектов - Рената Литвинова и Владимир Познер извиняются («извиняются») перед безногим танцором Евгением Смирновым за слова о «запрещенном приеме», а рядом девушка в инвалидной коляске, певица Юлия Самойлова со своей песней «Flame is burning» как бы продолжает тему участия людей с ограниченными физическими возможностями в культурной и медийной жизни России.
В последние недели как будто кто-то тайно проложил кабель, напрямую связывающий аппаратные Первого канала с серверами социальных сетей - «На донышке» Дианы Шурыгиной, «Мурка» Натальи Поклонской (и возвращение передачи «Прожекторперисхилтон» как таковое), та же «Минута славы», в которой до танцора Познер и Литвинова обижали еще и 8-летнюю девочку, спевшую песню Земфиры, - как будто бульдозер проехал, сминая все заборы и погранпосты, по границе между Россией интернета и Россией телевизора, они вдруг оказались равны друг другу и неразличимы между собой. Шоу Андрея Малахова растаскивается на цитаты по пабликам «ВКонтакте», а Познера ругают в фейсбуке теми же словами, какими обычно ругают Путина. Что случилось, догадаться несложно: два месяца назад Mediascope объявил  самым популярным телеканалом по итогам 2016 года «Россию 1», это беспрецедентная неудача Первого канала, и февральско-мартовский прорыв стоит воспринимать как реакцию Константина Эрнста на прошлогоднее отставание: «Я никогда не умел быть первым из всех, но я не терплю быть вторым».
В телевизионном мастерстве первоканальных профессионалов сомневаться не приходится, но все же телевидение в России не столько повод для приложения телевизионного мастерства, сколько важнейший (наряду, пожалуй, только со спецслужбами) из реальных государственных институтов, настоящее силовое министерство, призванное удерживать умы и души россиян в поле политической лояльности. Никакого особенного секрета в этом нет, слово «пропаганда» в нашем политическом языке прописалось давно, и среди самых одиозных образцов этого жанра самый одиозный, хрестоматийный случай - «распятый мальчик» - тоже принадлежит Первому каналу. У российской пропаганды есть вечное свойство - ей всегда верит лояльное большинство (знаменитые 86%), и ей старается не верить меньшинство, критически настроенное к власти. Телевизионные сенсации последних недель ломают и это правило - к первоканальным сенсациям последних недель одинаково неравнодушно и большинство, и меньшинство, и если к большинству нет никаких вопросов, то меньшинство, обсуждающее Шурыгину и «Минуту славы», на наших глазах расписалось в том, что и оно, каким бы продвинутым и нелояльным власти ни было, все равно остается подвержено манипуляциям продюсеров Первого канала. Есть пошлое слово из лексикона околокремлевских политологов - «повестка», - и Константин Эрнст с легкостью доказал, что даже сейчас, когда телевизор значит для общества гораздо меньше, чем 10-15 лет назад, Первый канал по-прежнему в состоянии формировать эту повестку даже для нелояльной Кремлю части общества. Можно не сомневаться, что этот эксперимент и его результаты будут полезны не только самолюбию Эрнста, но и предвыборным планам Кремля - телевидение и дальше будет генерировать такие поводы, мимо которых не смогут пройти даже те, кто любит хвастаться тем, что не смотрит телевизор. Между прочим, совсем недавно стало известно об интересе Сергея Кириенко к эфирной политике российских телеканалов - если Кремль накануне выборов исследует пропагандистские возможности телевидения, то и «Минута славы», и «Прожекторперисхилтон», и «Пусть говорят» сами собой превращаются в экспериментальные площадки для новых политтехнологий.
«Евровидение» в этом контексте - третья по значимости проблема после конкуренции каналов и государственной индустрии манипуляций. Конкурс в Киеве - разумеется, для России это совсем не то же самое, что конкурс в Вене или Копенгагене. До самого объявления о выдвижении Самойловой ходили слухи, что Россия будет бойкотировать «Евровидение», чтобы не давать украинским радикалам поводов для провокаций и скандалов. Очевидно, что эти слухи распускались уже тогда, когда кандидатура Самойловой была выбрана и утверждена, и в этом смысле интрига «Евровидения» вообще никак не выбивается из всей российской политики на украинском направлении последних трех лет с непрерывной чередой «сливов» и «хитрых планов», когда агрессивный империализм в самые неожиданные моменты сменяется пораженчеством, а «хунта» превращается в «уважаемых партнеров». В этом смысле девушка в инвалидной коляске, к тому же с англоязычной песней (а ведь именно проблемы русскоязычного населения были формальным поводом и для событий в Крыму, и для последующего конфликта в Донбассе) - безусловно, самый миролюбивый шаг из всех возможных, и хотя он, конечно, не исключает конфликтных и скандальных ситуаций, все они уже сейчас, то есть заранее, остаются на совести украинской стороны: если Самойлову не пустят в Киев из-за ее концертов в Крыму или если ее будут встречать антироссийскими лозунгами и забрасывать яйцами, понятно, какими словами об этом будут говорить российские официальные лица. Это можно было бы назвать запрещенным приемом, но мы ведь только что на примере Владимира Познера убедились, что «запрещенный прием» - это самые неподходящие слова, какие только могут прозвучать по отношению к человеку с физическими ограничениями, и каждый, кто заговорит о цинизме выдвижения Самойловой, получит в ответ ссылку на случай с «Минутой славы» - мол, мы же только что разобрались с этой проблемой, зачем же вы опять начинаете.
Певица Самойлова находится в точке, в которой сошлись сразу три проблемы, не имеющие к ней никакого отношения. Реванш Первого канала после прошлогоднего отставания, предвыборные проверки возможностей телевидения и российско-украинские отношения - вот три колеса, на которых коляска певицы доехала до финала песенного конкурса.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 13.03.2017
https://republic.ru/posts/80593
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Александр ПЛЮЩЕВ: "Евровидение-2017" - Россия берет Украину "на слабо"
http://loxovo.livejournal.com/7741638.html

манипулирование, Кашин, инвалид, телевидение, Украина, песня

Previous post Next post
Up