Передача собора - почти революция
Намерение отдать РПЦ Исаакиевский собор - не только невиданная капитуляция светской власти перед церковной. Это отказ от вековых традиций страны и Петербурга.
Спор идет не о вере и даже, возможно, не о деньгах
Один умный, но немного недалекий московский комментатор советует без споров согласиться с тем, что Исаакиевский собор, как он выражается, «вернут верующим». И притом согласиться, не задаваясь вопросом, как они затем станут с ним обходиться. А просто потому, что надо смыть грех давних отобраний храмов и глумлений над верой.
Начинаю с этого, чтобы стало видно, насколько легко все можно запутать, если называть вещи не своими именами и в упор не видеть, что вокруг происходит на самом деле.
РПЦ - организация иерархическая, которая никоим образом не стремится подражать радикальным течениям западного протестантизма. Голосования верующих как способ выражения коллективной воли в ней не практикуются. Как, добавлю, и референдумы наших горожан, которые, правда, формально разрешены, однако фактически не допускаются.
Исаакиевский собор поэтому передается вовсе не сообществом петербургских граждан сообществу православных верующих, а одной структурой - другой структуре. Светские власти отдают его властям церковным.
Причем именно отдают, а не возвращают. Потому что вернуть можно только то, что раньше отняли. А при царизме Исаакиевский собор, ввиду своего гигантского государственного значения, управлялся не духовным ведомством, а Министерством внутренних дел.
Нынешний статус собора, когда присмотр за зданием осуществляет светская организация, а церковь ежедневно устраивает там богослужения, как раз и является продолжением исконной традиции. А вот изгнание из этого храма светских служащих - настоящий переворот, глубинное значение которого, по-моему, стараются упростить и тем самым приуменьшить.
Принято говорить, что РПЦ берет Исаакий якобы ради доходов - в первую очередь, туристических. Вероятно, меркантильные соображения тут тоже присутствуют. Но давайте посмотрим на Казанский собор, уже почти 20 лет управляемый РПЦ. Большие ли туристические доходы он приносит? Открыт ли для людей светских или иноверующих?
Задачи этого храма с полной прямотой
изложены его настоятелем протоиереем Павлом Красноцветовым: «Кончилось царство зла и воссияло солнце добра. Храм возрождается на средства благотворителей, верных чад Русской Православной Церкви. По милости Божией мы вновь имеем возможность ежедневно совершать богослужения и возносить молитвы о здравии и спасении всех православных христиан».
Вы видите здесь хотя бы намек на желание пригласить не то что туристов, а просто лиц, не во всем соответствующих строгим критериям настоятеля? Я - нет. Вполне допускаю, что скоро и Исаакиевскому собору 4 млн посетителей, пришедших не для молитвы и воспринимаемых теперь как люди чужие, станут не нужны. Или, как минимум, нужны гораздо меньше, чем до сих пор.
Российская светская власть, в том числе и во времена, когда православие было государственной религией, в отношениях с церковью всегда оставляла последнее слово за собой. Посчитав, например, нужным изъять из церковного управления и передать под контроль придворного ведомства древнюю святыню - московский Архангельский собор, без колебаний сделала это в 1895-м.
И сегодня, разумеется, соборы Московского Кремля управляются вовсе не церковью. Время от времени в этих храмах совершаются богослужения, но подчинены они Государственному историко-культурного музею-заповеднику «Московский Кремль». На сайте которого москвичам и гостям столицы
сообщается: «Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов…, а также посещения текущих выставок. Стоимость билета (без предоставления скидок) - 500 руб.».
РПЦ уживается с этим музейным комплексом и с туристическими потоками самым мирным образом, и легко понять, почему. Кремль - твердыня светской власти. При всех ее симпатиях к церкви, она не согласится административно соседствовать с нею на равных.
Но то, что невозможно в старозаветной якобы Москве, стало вдруг реальностью в Петербурге - городе, изначально задуманном как форпост Европы, как место, где светскость и церковность будут сосуществовать по-новому.
Когда Петр Первый устанавливал здесь на общее обозрение скульптуры обнаженных женщин, то многие воспринимали это не просто как эстетический изыск, но и как богохульство. Однако со временем привыкли, а потом и полюбили. Исконные петербургские традиции стоят на том, что церковный взгляд на мир не является монопольным.
И вот сегодня начальствующие лица города и РПЦ берут на себя смелость эти традиции перечеркнуть.
Не люблю рассуждения о символических вещах, но тут они просто напрашиваются. В ответ на призыв Михаила Пиотровского к патриарху Кириллу повременить с ходатайством о передаче собора, протоиерей, ведающий в Петербургской епархии «взаимоотношениями церкви и общества»,
посоветовал всемирно известному ученому «больше заниматься историческими традициями Эрмитажа…, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра».
Вот вам и запоздавшая на три века отповедь Петру Великому, основателю не только Петербурга, но и Кунсткамеры, рядом с экспонатами которой работы Фабра - невинная забава для воспитанниц Института благородных девиц.
Спор, повторю, идет вовсе не о вере (в музее «Исаакиевский собор» нет сегодня даже и намеков на что-либо атеистическое или антиклерикальное), не об ограниченных якобы возможностях для богослужений (договороспособность музейщиков по этим поводам буквально не имеет границ) и даже, возможно, не о материальных притязаниях.
На первом месте притязания идеологические, и по своему замаху - революционные. Речь идет о планомерном и монопольном занятии командных высот, знаковых объектов и символов города. О том, чтобы Петербург перестал быть тем Петербургом, каким был задуман.
Сергей ШЕЛИН - журналист, политолог. Политический обозреватель и/а Росбалт. По образованию химик, к. х. н. В журналистике - с 1989 г. Работал обозревателем, редактором и заместителем редактора во многих петербургских ("Смена", "Час пик", "Вечерний Петербург", "Дело") и московских ("Московские новости", "Новое время", Газета.Ру) изданиях, а также на петербургском ТВ и радио.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2014" в номинации "Журналист года", премии фонда "Либеральная миссия" 2016 года в номинации "Публицистика" за цикл публикаций на портале Rosbalt.ru.
Член Санкт-Петербургского союза журналистов, действительный член Санкт-Петербургской академии журналистики, член Гильдии собкоров Санкт-Петербурга.
http://www.biografija.ru/biography/shelin-sergej-grigorevich.htmhttp://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/pervyi-laureat-premii-libmissiya Росбалт, 27.01.2017
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/01/27/1586942.htmlПримечание: выделение черным болдом - моё.
РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
ПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Крестовый подход
http://loxovo.livejournal.com/7657447.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Андрей ДЕСНИЦКИЙ - Царское дело
http://loxovo.livejournal.com/7657650.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский раскол
http://loxovo.livejournal.com/7657902.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Антон ОРЕХЪ - История про деньги
http://loxovo.livejournal.com/7657989.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис КОЛЫМАГИН - Война за Исаакий
http://loxovo.livejournal.com/7658294.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Исаакиевский собор передадут РПЦ. А что изменится?
http://loxovo.livejournal.com/7658626.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Борис ФАЛИКОВ - Византия Исаакия: возврат в Средневековье
http://loxovo.livejournal.com/7659400.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Иван ДАВЫДОВ - Степень богомольности
http://loxovo.livejournal.com/7659908.htmlПЕТЕРБУРГ - ИСААКИЙ: Игорь ЯКОВЕНКО: Возвращение Исаакия, или в Средневековье?
http://loxovo.livejournal.com/7660564.html ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
(июль 2015) «Сложно подобрать подходящее слово». Зачем РПЦ Исаакиевский собор
Депутаты санкт-петербургского заксобрания хотят вынести на референдум вопрос о будущем Исаакиевского собора. На прошлой неделе представители РПЦ попросили городские власти отдать им здание в безвозмездное пользование. Зачем оно им? Можно ли считать происходящее рейдерским захватом? Что ожидает сам музей и не потеряет ли Петербург туристов в случае смены собственника собора? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай БУРОВ.
https://lenta.ru/articles/2015/07/28/church/ «Важно, чтобы власть слышала народ»: что говорят петербуржцы на акции против передачи Исаакия РПЦ
28 января, в Петербурге прошла акция против передачи Исаакиевского собора РПЦ. На Марсовом поле, по разным оценкам, собралось от 2 до 5 тысяч человек. Акция прошла в форме встречи с депутатами, где предлагалось подписать петиции за сохранение Исаакиевского собора в качестве музея.
«Бумага» поговорила с петербуржцами, пришедшими на Марсово поле, и узнала, что они думают о будущем собора, почему «борьба еще не кончена» и почему власть должна услышать голос горожан.
http://paperpaper.ru/opinion/Что еще Петербург может отдать РПЦ
Корреспондент «Росбалта» выяснил, на какие здания, помимо Исаакиевского собора, может претендовать Русская православная церковь
http://www.rosbalt.ru/piter/2017/01/12/1582711.html«Крыша» над куполом
Власти Петербурга передали Исаакиевский собор РПЦ, взяв на себя расходы по его содержанию. Что теперь?
Более 120 тысяч подписей собрала за неполные двое суток петиция против передачи РПЦ Исаакиевского собора. 13 января у стен храма встретились те, кого спикер городского парламента назвал «провокаторами», «подстрекателями» и «поджигателями войны» - горожане, возмущенные внезапным и тщательно скрываемым решением властей.
ДАЛЕЕ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/14/71143-krysha-nad-kupolomВИДЕО: Битва за Исаакий
https://www.youtube.com/watch?v=JEX3BxEorP8Как император не дал церкви забрать Исаакиевский собор
http://echo.msk.ru/blog/vesnin_a/1909158-echo/Церковь и собственность: не пора ли разобраться?
http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1909360-echo/Передача объектов культуры Русской православной церкви
Программа «Культурный шок» от 14 января 2017
Константин МИХАЙЛОВ, координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству
Леонид КАЛИНИН, протоиерей, член патриаршего совета по культуре
http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1909194-echo/Олег КОЗЫРЕВ, сценарист, блогер: Про Исаакиевский собор
http://olegkozyrev.ru/2017/01/13/post-otvet-pro-isaakievskij-sobor/Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Стоимость Исаакия, кому интересно
http://echo.msk.ru/blog/aav/1908018-echo/Светлана ГАВРИЛИНА: Никакого приличия больше нет
И все знают, что "решено", потому что кто-то с кем-то там перетер тему
http://www.kasparov.ru/material.php?id=5876455034CF2Борьба за Музей
Юрий САМОДУРОВ: Почему я выступаю против планируемой передачи РПЦ Исаакиевского собора
http://www.kasparov.ru/material.php?id=587697ECBAD54"Бери ношу по себе"
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил появившиеся еще 30 декабря слухи о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Он объяснил, что договорился об этом с патриархом Кириллом, но что храм тем не менее продолжит функционировать как музей. Сообщается также, что передача собора церкви потребует длительного времени и согласования с Министерством культуры, потому что в соборе находятся музейные ценности.
ДАЛЕЕ
http://www.svoboda.org/a/28225825.htmИлья ВАРЛАМОВ:
Исаакиевский собор передадут РПЦ
http://varlamov.ru/2177468.htmlПолтавченко подарил попам Исаакиевский собор
http://varlamov.ru/2180044.html*
ПЕТИЦИЯ: Не допустим передачу Исаакиевского собора в ведение РПЦ
https://www.change.org/p/%D0%BD%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D1%83-%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BF%D1%86/u/19042790