Олег КАШИН - Чеченские новости. Зачем Владимиру Путину нужен Рамзан Кадыров

Oct 20, 2016 14:50



Вообще это такой уже давно сложившийся шаблон общественной реакции на чеченские (и «чеченские», то есть непроверяемые, на грани слухов) новости: узнали, ужаснулись и как можно скорее забыли, потому что думать об этом не хочется совершенно - сплошное расстройство и никакой пользы. В новости о нападении на дочь Федора Емельяненко тоже стоит обратить внимание именно на это - появилась эта новость, и все вспомнили, что всего неделю назад были детские бои в Грозном и последовавшая за ними перебранка чеченских начальников с чемпионом мира. Скандал был внушительный, мало кто прошел мимо него, но неделю спустя все выглядит так, будто это было сто лет назад. Не хочется, чтобы это звучало как упрек в адрес российского общества, слишком равнодушного в те моменты, когда равнодушным быть нельзя - нет, как раз можно и нужно, никаких других, кроме равнодушия, инструментов защиты от чеченской проблемы у общества объективно нет. Ну в самом деле, не погромы же устраивать.
Словосочетание «чеченская проблема» сейчас тоже звучит странновато, поэтому нужно уточнять, о чем именно идет речь. Детские бои - да, это понятно, причем в этом сюжете не только скандал с Емельяненко, но и позорное молчание ответственных федеральных персон и запредельное интервью отца одного из избитых детьми Кадырова мальчиков - этот отец говорит, что все было понарошку и он благодарен за все чеченским властям; и нетрудно нафантазировать, как по окончании интервью корреспондент говорит ему спасибо, отводит от его горла нож и снимает с него наручники - других объяснений такому поведению отца, кажется, просто нет.
Но чеченская тема не исчерпывается эпизодом с боями. На той же неделе писали о давлении спикера чеченского парламента Даудова по кличке Лорд на председателя Верховного суда республики Тахира Мурдалова, начался суд по делу Немцова, в котором все обвиняемые - чеченцы-кадыровцы, а в Грозном праздновали 40-летие главы республики, и телеканал «Россия-1» начал реалити-шоу по отбору нового помощника для Рамзана Кадырова. Все эти новости, хорошие и плохие, объединенные в один поток, как раз и сливаются в одну большую чеченскую проблему - возможно, самую серьезную из внутренних проблем России вообще.
В чем заключается эта проблема? Прежде всего в том, что она внутрироссийская. То есть вот это образцовое тоталитарное государство, из-за парадного фасада которого время от времени раздаются приглушенные стоны и иногда даже протекает кровь, - это не внешняя сила, с которой можно считаться или не считаться, а важная, едва ли не системообразующая часть нашего, российского государства, в известном смысле служащая для него образцом - например, модель Росгвардии, реализуемая ныне многолетним охранником Владимира Путина Виктором Золотовым, давно была опробована в Чечне, где отряды местного МВД фактически подчинены именно республиканскому руководству, представляя собой его личную, никому больше не подчиняющуюся армию. Федеральному центру это тоталитарное пугало, очевидно, нужно в качестве одного из стабилизирующих факторов внутри страны, по крайней мере, тезис «без Кадырова там будет война» популярен не только в лоялистских, но даже и в антипутинских кругах.
Почему-то маргинальной считается сама дискуссия о цене этого сдерживающего фактора, хотя она тоже затрагивает самые основы всей российской системы, и тема «хватит кормить Кавказ» - только один из частных случаев той цены, которую платит Россия за полумифическое отсутствие войны; дело, конечно, не только в деньгах.
Допустим, то, что получает Чечня из федерального бюджета, действительно адекватная плата за то, чтобы в республике не погибали, как 15 лет назад, российские срочники. Но вот жизнь Бориса Немцова - кто и на каком основании решил, что она тоже укладывается в допустимые пределы той платы, которую Россия готова отдать за так называемый мир в Чечне? Этот сочинец Шевхужев, которому дали 10 тысяч рублей за то, чтобы ребенок Кадырова нокаутировал его сына, - это тоже приемлемая цена за мир в Чечне?
Регулярные публичные извинения перед Кадыровым, исполняемые не только его подданными (которые, впрочем, такие же граждане России, как и все), но и жителями остальной России вплоть до красноярского депутата, - это тоже нормальная плата за кладбищенское спокойствие в республике? А угрозы Федору Емельяненко - если завтра какой-нибудь лейтенант чеченского МВД обнаружит свое несогласие с позицией чемпиона по поводу карикатур в «Шарли эбдо», - это тоже будет приемлемая цена? Можно ли где-нибудь узнать пределы приемлемой цены за сохранение в Грозном кадыровского статус-кво? Можно ли обсудить менее дорогостоящие варианты, если они есть?
Этот разговор нужно вести, и эти вопросы нужно задавать. Но важно понимать, что глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, каким бы эффектным ни был его инстаграм, ответить на эти вопросы не сможет. Чеченскую государственность в ее нынешнем виде придумал не он, и его сил не хватило бы, чтобы построить ту чеченскую систему, которую мы сегодня знаем и боимся. Создатель нынешней Чечни - это Владимир Путин, и, как бы ни перекладывало наше общественное сознание ответственность за нынешнюю Чечню на Кадырова, реальная, а не инстаграмовская ответственность за эту республику лежит именно на Путине. Кадыров не шутит, когда называет себя его пехотинцем - все примерно так и есть. Представить себе фашистскую республику с каким-нибудь другим местным царьком нетрудно. Невозможно представить себе кадыровскую Чечню, не прикрытую безоговорочной поддержкой из Кремля.
К этому и сводится чеченская проблема - она состоит не в том, что на юге России живет какой-то особенный народ, который может либо жить под диктаторской пятой, либо воевать, а в том, что российская власть сама внутри своей страны устроила этот безумный эксперимент, который гарантированно не закончится ничем хорошим. Противники Кадырова в спецслужбах, в последнее время даже переставшие как-то прятаться от посторонних глаз (в тексте «Новой газеты» о нападении на судью Мурдалова рассказывает, не скрывая своего имени, сотрудник ФСБ Павел Шкурихин, курирующий чеченское правосудие), напрасно надеются справиться с ним с помощью атак на него - Кощеево яйцо чеченского лидера хранится не в Грозном, а в Москве, и если кто-то хочет победить Кадырова, начинать надо с Путина.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Slon, 13.10.2016
https://slon.ru/posts/74833
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

политика, проблемы, Кашин, Чечня, Путин, Кадыров

Previous post Next post
Up