Политолог Дмитрий ОРЕШКИН о внешней политике В.Путина (июл 2016)

Aug 29, 2016 14:30

Дмитрий ОРЕШКИН - независимый политолог, политгеограф. Ведущий научный сотрудник Института географии РАН; был руководителем аналитической группы "Меркатор". Был членом Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Принимал активное участие в событиях 2011 года. На митинге на Болотной площади 10 декабря он зачитывал со сцены данные о фальсификациях на думских выборах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орешкин,_Дмитрий_Борисович


Путин стал миролюбивее. Зачем?
В 2018 году должны состояться президентские выборы, которые очень важны для главы Кремля. Поэтому он, вполне предсказуемо, начинает смягчать свои позиции


Как только цены на нефть падают, риторика российского руководства становится миролюбивее
Прагматичные аналитики давно подметили четкую закономерность: чем выше цены на нефть (главный сырьевой продукт Советского Союза в последние годы его жизни и нынешней России), тем жестче риторика и агрессивнее военная политика РФ. То есть, когда деньги есть, государство с удовольствием их использует для довольно странных, с моей точки зрения, действий на мировой арене.
В конце 1970-х годов цены на нефть начали подниматься, и дело закончилось вводом советских войск в Афганистан. Следующий скачок произошел после 2004-2005 годов, и мы услышали мюнхенскую речь Путина. В 2007 году случилась грузинская эскапада. Когда в 2013-2014 годах цены на «черное золото» совсем круто подскочили, началась разработка проекта по привлечению Украины в Евразийский союз и единое таможенное пространство. Между прочим, на это было выделено $15 млрд (кредит России Украине во времена экс-президента Виктора Януковича, предоставленный после отказа последнего от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС - НВ).
Как только цены на нефть падают, риторика российского руководства становится миролюбивее, начинаются разговоры о мирном сосуществовании, поиске компромиссов и т. д. Этим характеризуется эпоха «среднего» Брежнева, 90-е годы и начало путинской эпохи.
Сегодня к падению цен прибавился такой негативный фактор, как санкции Запада, хотя официально руководство России не признает их негативного воздействия. Тем не менее, они действуют, поэтому процесс пошел быстрее. За два года стало понятно, что Россия испытывает острейший дефицит инвестиций. Если нет инвестиций, со временем начинает падать реальный сектор экономики. Раз нет денег на строительство новых мощностей и открытие новых бизнесов, не будет платежеспособного спроса на строительные материалы, оборудование, не будет новых рабочих мест и т. д. Отсутствие инвестиций означает не просто торможение экономики сейчас, но и на несколько лет вперед.
Ближайшие два года будут для России очень тяжелыми. В 2018 году должны состояться президентские выборы, которые очень важны для Путина. Находясь в подобном положении, он, вполне предсказуемо, начинает смягчать свои позиции. Здесь российский президент не демонстрирует ничего нового: вторит примеру советских вождей.
Несколько неожиданной стала лишь скорость нынешних процессов. Еще полгода назад говорили, что президент Турции Реджеп Эрдоган нанес России удар в спину, приказав сбить российский самолет Су-24. Путин доказывал, что одними помидорами турецкий лидер не отделается (на фоне инцидента Россия запретила импорт турецких овощей и фруктов - НВ). Но оказалось, что он отделался не просто помидорами, а обычным письмом с очень непонятными формулировками, интерпретируемыми обеими сторонами по-разному. Одной сомнительной бумажки оказалось достаточно, чтобы снять все санкции, введенные РФ против Турции, а также начать разговор о восстановлении дружеских отношений.
Нельзя воевать со всеми, когда у тебя ограничены ресурсы. Если Путину нужно воевать в Сирии, то с Турцией, естественно, лучше не ссориться. Гораздо важнее иметь ее в качестве союзника в борьбе с ИГИЛ.
Поскольку Владимир Путин перенял от Советского Союза главное условие поддержки власти, а именно контроль над СМИ, смена гнева на милость в отношении Турции для него проблемы не составит. В российских медиа сближение с Турцией будет представлено как мирная, миролюбивая, дальновидная политика. При отсутствии системной независимой аналитики в СМИ (особенно на телевидении) Путин может позволить себе что угодно и любое его действие будет встречено аплодисментами.

"Новое время", 02.07.2016
http://nv.ua/opinion/oreshkin/putin-stal-miroljubivee-zachem-161512.html

Москва все чаще играет мускулами. Зачем?
Российское руководство хорошо понимает, что в мирном соревновании с Западом оно проигрывает. Поэтому Кремль активно эксплуатирует военный паритет
В России все больше влияния получают силовые структуры, и все чаще страна «играет мускулами»: то в Крыму, то в Донбассе, то в Сирии. Это вполне естественно, поскольку в мирном экономическом соревновании вертикальная модель Путина проигрывает Западу. Единственная сфера, где у него есть условный паритет - военная. Причем неважно, что США могут уничтожить Землю 10 раз, а Россия - только один. Одного раза вполне достаточно. Таким образом, в военной сфере паритет есть, и Путин его эксплуатирует.
В течение последних 20 лет между Россией и Западом были разного рода конфликты, однако они решались в правовом поле и мирными методами. И за последнее десятилетие альянс сократил численность своих войск в Европе с 300 тыс. до 60 тыс. военнослужащих, то есть в 5 раз. Но сейчас Россия перевела состязание в военную сферу. 32% расходов российского бюджета тратятся на нужды безопасности в широком смысле слова - больше, чем на социальные программы.
В некотором роде это можно назвать отступлением от конституции, утверждающей, что Россия является социальным государством. Социальное государство - то, которое тратит на социальные нужды больше, чем на оборону. Если же вы тратите на оборону больше, чем на социальные программы, это уже милитаристическое государство.
У Запада есть фундаментальное преимущество в «мягкой силе»: экономика, культура, информационные технологии и т. д. У Запада более гибкая, богатая и развитая экономика, поэтому он выигрывает и может тратить на оборону меньше, чем Россия (в процентном исчислении). Российское руководство хорошо понимает, что в мирном соревновании оно проигрывает, и мы видим это на конкретных примерах. Страны бывшего Советского Союза все сильнее отдаляются от России, поскольку она не очень экономически привлекательна. Мы видим, что происходит в Приднестровье: задерживают зарплаты, урезают пенсии и в целом бушует социальный кризис, почти такой же, как в Венесуэле. Чтобы решить проблемы Приднестровья, нужно вкладывать туда деньги, а их нет. В результате остается уповать на присутствие вооруженных сил.
Такая же ситуация сложилась и в Донбассе. Ежемесячно Россия вкладывает в ДНР/ЛНР около 80 млн евро на поддержание социальных программ. Кроме того, нужно выделять средства на поддержку военных структур. Это очень дорогое и неконструктивное вложение, поскольку средства тратятся не на развитие, а на поддержание военного контроля.
Было бы странно, если бы НАТО не реагировало на милитаризацию России. Альянс вынужден реагировать на действия Москвы. Очень сдержанно и в то же время жестко он усиливает свою военную составляющую, хотя она и менее значима, чем российская. Недавно на западную границу России по приказу министра обороны Сергея Шойгу были переведены три дивизии. Это около 30 тыс. военнослужащих. Тем временем НАТО размещает в странах Балтии и Польше четыре батальона - примерно 4 тыс. солдат. Разница значительная.
В России говорят, что альянс сжимает кольцо вокруг РФ. На самом же деле НАТО пытается снять обеспокоенность своих союзников и партнеров в регионе. У каждой стороны своя правда. В целом этот процесс был предсказуем, хотя и абсолютно бесперспективен для России. Страна вкладывает деньги в военную сферу, сокращая свои возможности в области «мягкой силы». Взять территорию под контроль Москва может, а развивать ее - нет.

"Новое время", 14.07.2016
http://nv.ua/opinion/oreshkin/moskva-vse-chashche-igraet-muskulami-zachem-171787.html

Нас ждет гибридная холодная война
Мы перейдем в фазу обмена пинками под столом
Разговоры о том, что Путин готов напасть на кого-то из близлежащих соседей, более неактуальны, на мой взгляд. Путин никогда не делает того, чего от него ожидают. Наоборот, он пользуется расслаблением военных структур Европы (в том числе НАТО), которое произошло за последние 20 лет, чтобы проводить неожиданные и незаконные акции, например, отрезание территорий у Грузии. Ожидая при этом, что Запад испугается, не станет вмешиваться и предпочтет сохранить нормальные отношения с Россией.
И этот расчет оказался правильным. Запад на Грузию не отреагировал, сделал вид, что ничего не было, хотя российский президент нарушил два из шести пунктов договоренностей с Грузией. Во-первых, Россия не должна была предпринимать каких-то шагов в одностороннем порядке. Несмотря на это, Москва в одностороннем порядке признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Во-вторых, согласно договоренностям, необходимо было отвести войска на ту линию, на которой они находились до конфликта, то есть нужно было вывести российские войска из Абхазии и Южной Осетии. Вместо этого войска туда как раз таки ввели. И Запад это проглотил.
Сложилось впечатление, что Запад труслив, буржуазен, жаден и слаб. Это и подтолкнуло путинскую политику к крымской эскападе. Аннексии Крыма тоже никто не ожидал, поскольку есть законы, которых не следует нарушать. Но Путин нарушил их, предполагая, что за этим ничего не последует. Тем не менее, оказалось, что он, не желая того, перешел красную линию, и Запад был вынужден среагировать.
Теперь Запад готов. Если произойдет попытка обострить ситуацию в Украине, пробить сухопутный коридор к Крыму, это будет ожидаемо. Следовательно, будет жесткий ответ, поэтому Путин на это не пойдет. В то же время он не может отступать, поскольку рискует потерять лицо.
Российский президент находится в довольно узком коридоре возможностей. Действовать так, как от него ожидают, глава Кремля никогда не любил (а ждут от него агрессивных действий), и в то же время он как-то вынужден действовать.
На мой взгляд, будут предприниматься попытки подорвать экономическое благосостояние той же Украины. Кроме того, будут предприниматься усилия, главным образом дипломатические, нацеленные на раскол Европы. Первые лица российского МИДа говорят, что для РФ двусторонние отношения с европейскими странами более важны, чем отношения с ЕС, хотя это и неправда. Тем не менее, Москва пытается выстраивать отношения с отдельными, хотя и без особого успеха.
Думаю, мы перейдем в фазу обмена пинками под столом, направленными на то, чтобы не позволить той же Украине экономически развиваться. Российская пропаганда полна сообщениями о том, что страны Балтии задыхаются, мучаются от депопуляции, нарастания социальных проблем. Это же касается и Украины: постоянно говорят о том, что Украина вот-вот взорвется из-за социальных проблем.
России хватает ресурсов, чтобы ухудшать ситуацию у соседей, но не хватает для того, чтобы ее улучшить - Крым тому служит прекрасным примером. Можно ожидать всех допустимых и недопустимых шагов для ухудшения ситуации в Украине, не переходящих в открытую войну. Если в 2014-2015 годах в Донбассе была гибридная горячая война, то сейчас будет гибридная холодная война.

"Новое время", 18.07.2016
http://nv.ua/opinion/oreshkin/nas-zhdet-gibridnaja-holodnaja-vojna-174686.html

Примечание: все выделения в тексте - мои.

Запад, гибридный, гонка вооружений, Кремль, Орешкин, Донбасс, война, Путин, Украина, внешняя политика

Previous post Next post
Up