Олег КАШИН: Это и есть война: почему перестрелку в Крыму не объявили недоразумением

Aug 16, 2016 01:00



Трудно вспомнить, кто первым спрогнозировал, что очередное российско-украинское обострение начнется в дни Олимпиады в Рио-де-Жанейро, - наверное, это был кто-то из украинских комментаторов, рассуждавших так: во время пекинской Олимпиады была война в Грузии, сразу после сочинской случилась аннексия Крыма, и сейчас вот Рио, и неужели Россия упустит возможность что-нибудь устроить под шум олимпийских трибун. Теперь кажется, что именно такие комментаторы и были правы - новости о боях в Крыму появились именно в олимпийские дни.
Впрочем, говоря о боях, нужно делать важные уточнения: реальность последних лет научила нас, что прямой связи между боевыми действиями и боевой риторикой может и не быть. Война, идущая на местности, и война, идущая в телевизоре, могут вообще никак не пересекаться между собой - мы видели Донбасс и видим сейчас Сирию, в которой новости о российских потерях стали более частыми именно после объявления о выводе группировки и после переименования российского штаба в «центр по примирению сторон». Эта оруэлловщина уже не удивляет, и сама по себе новость о перестрелке на границе (тоже нужна оговорка - если перестрелка вообще была, если ее не придумали авторы пресс-релизов ФСБ) ничего не значит в принципе. Есть «компромиссная», исходящая откуда-то с Украины версия о неких российских дезертирах, которых ловили, они отстреливались и, чтобы ситуация не выглядела местным полицейским провалом, ее уже виртуально докрутили до украинской диверсии.
Дезертиры или нет - вряд ли кто-то сможет сказать достоверно, но проще поверить в срежиссированную российской стороной антитеррористическую постановку, чем в реальную атаку украинцев на Крым. Точнее, не так - просто вообще не имеет значения, украинцы это были, дезертиры или вообще какие-нибудь виртуальные злодеи, в роли которых выступили оперативники самой ФСБ. Если бы задача была не обострять, все так бы и закончилось молчанием или даже опровержениями, и потом еще кто-нибудь сказал бы об украинских партнерах, которые обеспечивают безопасность полуострова со своей стороны границы, - но нет, информационные ставки повышаются до почти реальной войны, и повышает их именно российская сторона, которой не нужны никакие компромиссные версии - только терроризм, только хардкор в том смысле, что речь идет не об энтузиастах, как во время энергоблокады Крыма, а об «агентах украинского государства», выполняющих приказ из Киева. Россия сознательно идет на обострение, пренебрегая всеми имеющимися у нее возможностями сохранить прежний мирный порядок вещей.
Стоит помнить, что ФСБ годами училась на Кавказе вот этому - ежедневным сводкам об очередных победах над бесконечным бандподпольем, когда каждый застреленный - террорист, а каждый силовик - герой. Крым, конечно, не очень похож на Кавказ, но при должном старании всего можно добиться.
Курортное будущее полуострова туманно, а в заповедник российских силовых структур он уже по факту превратился, и чтобы это превращение было необратимым, не хватало как раз какого-нибудь героического эпизода, который оправдывал бы деньги, награды, воинские звания и прочее. Когда есть достаточное количество людей, заинтересованных в отражении какой-нибудь угрозы, сама угроза почему-то всегда появляется как по заказу. И даже если выстрелы в районе Армянска действительно звучали и не были холостыми, весомее любого выстрела остается пресс-релиз ФСБ, который читается именно как заявка на контртеррористическую операцию. Говоря о лоббизме, мы почему-то привыкли представлять себе чинных парламентариев, которые, действуя в интересах бизнеса, принимают нужные ему законы. Но в государстве силовиков реальным бизнесом и реальными законодателями становятся именно силовики, поэтому и лоббизм в современной России выглядит именно так - когда сначала перестрелка на границе, а потом комплекс мер по противодействию. Интересы есть у многих, но внимания могут заслуживать только те интересы, за которыми что-то стоит, - и в России сейчас это могут быть только интересы спецслужб.
В этом смысле самая плохая и самая тревожная новость по поводу крымских перестрелок пришла не из Крыма, а из Москвы - если бы ставки повышала только ФСБ со своими пресс-релизами, это было бы еще не страшно. Но нет, главным российским спикером по крымской проблеме неожиданно стал сам Владимир Путин, повторивший версию ФСБ с прямыми обвинениями в адрес украинских властей и высказавшийся в том духе, что Киев с помощью стрельбы пытается отвлечь собственный народ от проблем в экономике и что встречаться в нормандском формате теперь не имеет смысла. После заявлений Путина говорить о ведомственной инициативе ФСБ уже нельзя - ведомственная инициатива перешла на общегосударственный и дипломатический уровень, факт именно межгосударственного конфликта России и Украины засвидетельствован российским президентом, и вообще-то это и есть война (в отличие от Донбасса или Сирии), потому что в войне первичны не выстрелы и не жертвы, а именно слова, и эти слова уже сказаны Владимиром Путиным.
Это совершенно не значит, что за словами обязательно последует горячая фаза военного противостояния, да в нем и нет нужды. Крымский инцидент открывает множество возможностей для самой резкой внутриполитической риторики, для новых «пакетов Яровой», для каких угодно спекуляций и игр в оставшийся до выборов Госдумы месяц. О самом Крыме в этом смысле даже не стоит и думать - его-то просто превратят в большой укрепрайон, на радость военным и спецслужбам и на горе местной индустрии гостеприимства. В информационной военной реальности Крым теперь станет передовым краем обороны, принимающим на себя удар «украинской агрессии», и это в любом случае будет важнее, чем то, как в действительности обстоят дела на полуострове.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Slon, 11.08.2016
https://slon.ru/posts/71907
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

террористы, Кашин, ФСБ, война, спецслужбы, провокация, Крым, Путин, Украина, граница

Previous post Next post
Up