500 лет назад вышла "Утопия" Томаса Мора - книга, вошедшая в историю не только благодаря своему названию, но и идеям, в ней изложенным. Как оценить их сегодня? Это делает писатель Виктор ЕРОФЕЕВ.
500 лет назад Томас Мор предложил книгу о счастье. ГУЛАГ был задуман вместе с мечтой о совершенном мире. Без зэков не обошлось. Граждане счастливого острова заставляли рабов, которые становились рабами в наказание за нарушение порядков страны, заниматься грязной работой.
Я не могу отделаться от мысли, что автор "Утопии", в конечном счете, оказался на плахе и был обезглавлен. Более того, мне кажется, что "Утопия" написана уже безголовым человеком. Иначе как объяснить, что автор не захотел считаться с человеческой природой и предложил совершенное государство, построенное на жесткой связке воспитания и принуждения? Мор стал законодателем политической моды на насилие во имя счастья.
Моральный ригоризм привел его на плаху. Мор лишился головы за то, что, став высшим должностным лицом Англии, он вступил в спор с Генрихом Восьмым, который пожелал развестись с женой. Мор отказался способствовать разводу монарха и был объявлен изменником. Однако как автор Мор жив до сих пор: мечта о счастье (особенно в условиях социальных бед как в Англии XVI века, так и везде потом, всегда) тоже свойственна человеческой природе.
Карта острова Утопия из книги XVI века
Редкая книга в истории литературы имеет такое знаковое название, как "Утопия". Утопия стала перспективным жанром, породившим множество перепевов, вплоть до современных антиутопий. Ясно, что это ключ для понимания источника коммунизма. Был ли он изначально чистым и целебным, а лишь затем загрязненным политической практикой? Или сам источник ядовит?
Скорее, ни то, ни другое. Источник был философской ошибкой, рожденной абстрактными мыслями. Мор полагал, что человеческую природу можно существенным образом исправить. Однако эта пружина не захотела распрямляться в коммунистическом направлении. Личностное развитие западного человека со времен "Утопии" шло в противоположную сторону - в сторону индивидуального сознания. Но мифы о совершенном обществе существуют и сейчас в разных регионах, народах, странах, включая Россию, так что Мор скорее что-то предугадал, чем оплошал.
В "Утопии" главной коммунистической идеей является уничтожение собственности и отказ от денег. Тем самым, у человека вырваны клыки, он становится травоядным. Однако собственность не существует отдельно от таких проявлений страсти, как культ силы и воля к власти, которые часто разрушают стремление к умеренной жизни. Кастрировав страсти, Мор создал скорее не идеальный вариант государства, а образцовый детский сад со вкусной кашей и добрыми нянечками.
Что значит совершенный мир по Мору? Он сух и рационален. В нем даже есть прототип социалистического соревнования: жители Утопии борются за лучший приусадебный сад. Коммунистический перфекционизм изначально был привилегией разумных мечтателей - сочетание само по себе безумное. Это уже потом коммунисты обобществляли жен.
Парадокс: Мор верил в идеальных граждан "Утопии", но не был идеалистом по отношению к своим читателям, которых он на первых же страницах книги с жесткостью грядущего Свифта высмеял за невежество, завистливость, тупость. В книге чувствуется слабое либидо повествователя, который ставит акт деторождения по силе удовольствия в один ряд с испражнением и почесыванием. В Утопии свободная любовь исключена. Нарушение запрета на секс до брака и вне семьи карается рабством или даже смертной казнью.
Мор яростно борется с роскошью. В Утопии железо важнее золота. Золото унижено вплоть до того, что из него делают ночные горшки (история пошла другим путем, в сторону золотых батонов диктатора). Модная одежда тоже не поощряется: ходи, как все, в гражданской униформе.
Вместе с тем Мор предугадал важные черты современного общества, выступая скорее как либерал. Он наложил в своей утопии запрет на охоту. Зато поощряется эвтаназия и полная свобода религии. Бога, по мнению Мора, не понять, он превосходит человеческий разум; отсюда можно верить в любого бога, но нельзя быть атеистом. Считать жизнь абсурдом - значит уподобляться зверям. Когда спорят о религии, побеждает самое расхожее представление, связанное с суевериями и обрядоверием, потому что примитивные люди отличаются наибольшим упорством. И еще привет новому времени: в "Утопии" священниками могут быть и женщины. Мор был ревностным католиком, но оказался и здесь ревностным предтечей протестантской этики. При этом священников он одевает в дорогие наряды из птичьих перьев и пуха!
В отношениях с соседями Утопия придерживается мирной политики, однако, если соседи не используют землю "по назначению", считается, что ее можно отобрать силой. В этом власти Утопии, кажется, близки современным покорителям Крыма.
Верный мысли, высказанной в книге, что с жизнью надо расставаться легко, поскольку отправляешься не куда-нибудь, а к богу, Мор шутил у эшафота, держался мужественно. Этот урок, может, важнее его книги, но с книгой тоже важно считаться: "Утопия" - манифест социальной мечты, существующий как вечная иллюзия и предостережение.
Виктор ЕРОФЕЕВ - писатель, литературовед, телеведущий, автор книг "Русская красавица", "Хороший Сталин", "Акимуды" и многих других.
Сын советского дипломата В.И.Ерофеева. Часть детства провёл с родителями в Париже. Окончил филфак МГУ. В 1979 г. за организацию в самиздате неподцензурного альманаха "Метрополь" был исключён из Союза писателей. До 1988 г. его не печатали в СССР.
Член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В.В.Набокова (1992), кавалер французских Ордена искусств и литературы (2006) и Ордена Почетного легиона (2013).
Главный редактор издания The Penguin Book of New Russian Writing.
С февраля 1998-го по август 2011 г. - автор и ведущий телепрограммы "Апокриф" (телеканал "Культура"). С 2003 г. ведёт передачу "Энциклопедия русской души" на Радио Свобода.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ерофеев,_Виктор_Владимирович "Немецкая волна", 23.02.2016
http://dw.com/p/1I0GaПримечание: выделение черным болдом - моё.