Юлия ЛАТЫНИНА и Кирилл МАРТЫНОВ о Брекзите

Jun 28, 2016 21:30

Юлия ЛАТЫНИНА: День Независимости Великобритании
23 июня случилась очень простая вещь - англичане подняли восстание (в форме референдума) против Брюсселя


Премьер-министр Дэвид Кэмерон делает заявление об уважении результатов референдума и сразу - о своей отставке
Великобритания проголосовала за выход из Евросоюза, премьер-министр Дэвид Камерон ушел в отставку, фунт рухнул, будущее Великобритании как всеевропейского финансового центра под вопросом, Шотландия и Северная Ирландия будут добиваться независимости, а Дональд Трапм, возможно, станет президентом США - таковы первые итоги голосования 23 июня.
23 июня случилась очень простая вещь - англичане подняли восстание против Брюсселя. То есть по форме это был референдум, но по сути это было народное восстание.
Восстания характеризуются следующим: во-первых, они всегда экономически убыточны. Даже если одной из их составляющих является экономическая обида (например, досада на пошлины при Бостонском Чаепитии), то на самом деле восстание всегда в краткосрочном плане наносит экономике тяжелейший удар.
Во-вторых, восстания часто ведут к расчленению страны. После Великой Французской революции вспыхивает Вандея, а после Майдана обязательно заводится Донбасс.
В-третьих, восстания заразительны. Если вспыхнуло на юге, то полыхнет и на севере: если в Римской империи бунтовала Британия, то это значило, что Галлия тоже под вопросом.
В-четвертых, элита всегда против восстаний. Она вообще против любых потрясений. Когда 2 мая 1808 года народ в Мадриде начал резать французов, испанская элита по-прежнему стояла в очереди в приемной Жозефа Бонапарта.
В-пятых, восстания всегда неожиданны.  Дело в том, что элита прогнозирует будущее, исходя из рациональных соображений, а рациональные соображения не позволяют предсказать иррациональные выходки, ведущие к убыткам, - например, Майдан.
В-шестых, восстания далеко не всегда кончаются успехом.
Нетрудно заметить, что Брекзит в этом смысле удовлетворяет всем критериям восстания.
Он экономически убыточен, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Брюссель, чтобы неповадно было, приложит все силы, чтобы наказать восставших. А структура с населением в 460 млн человек и с ВВП в 16 трлн долларов может сделать много гадостей стране с населением в 60 млн человек и с ВВП в 2,8 трлн долларов.
Во-вторых, Брекзит может привести к потере территории. ЕС, в рамках операции возмездия, приложит все силы к тому, чтобы оторвать от Великобритании Шотландию, Северную Ирландию и Гибралтар. Брюссель вообще не любит крупных государств: именно поэтому он напринимал в ЕС всякую восточноевропейскую мелочь и поощряет, к примеру, сецессию Каталонии.
В-третьих, Брекзит, - напротив, - может спровоцировать аналогичные референдумы в Испании, Франции, Нидерландах, Греции, Дании и даже Чехии.
В-четвертых, элита Великобритании, - включая премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и главу лейбористов Джереми Корбина -  была против Брекзита. Эксперты и ньюсмейкеры  популярно объясняли: восстанете против Брюсселя - получите по башке, и вообще все, кто за выход - фашисты.
В-пятых, Брекзит нельзя было предсказать. Плюньте в глаза тому, кто говорит, что он все знал заранее: реакция рынков тому доказательство. Рынки рухнули; а ожидаемое событие рынки всегда отыгрывают еще до его наступления.
Ну и, наконец, шестое. Как и всякое восстание, еще не факт, что Брекзит кончится удачей. Процедура выхода страны из ЕС прописана так же смутно, как процедура выхода республики из СССР. Решать о том, будет ли выходить Великобритания из подчинения чиновникам Евросоюза, будут сами чиновники Евросоюза. У них есть еще два года, чтобы настоять на своей точке зрения.
Отчего же произошло это восстание, если не от экономики, не от элиты и даже не от телевизора? Оттого же, отчего происходят все восстания в мире, от Бостонского Чаепития до Майдана: от неопределенного, но совершенно непреодолимого: «достали».
Англичане проголосовали, в конечном итоге, против социализма.
Потому что Евросоюз, при всех его плюсах в виде открытых границ и единой валюты, является огромным социалистическим государством, медленно паразитирующим на развалинах великой европейской цивилизации.
Это неправда, что социализм - это СССР, Сталин и Гулаг. СССР - это военный коммунизм и попытка превратить всю страну в завод для производства оружия с целью завоевания всего мира. А социализм - это демократия, перерождающаяся в бюрократию.
Это бюрократия, которая налогами и регулированием отбирает у проклятых капиталистов все, что ими заработано, и которая нуждается во всемерном увеличении как самой себя, так и любых категорий граждан, зависящих от подачек со стороны бюрократии: отсюда и война бюрократии с предпринимателями, и война ее с семьей, как ячейкой общества, и уникальный в истории человечества проект по превращению мигрантов - самой работоспособной и мобильной части общества - в сословие агрессивных бездельников, считающих себя жертвой окормляющего их Запада.
Проблема в том, что уже поздно.
Британия может проголосовать за выход из Евросоюза, но она не может проголосовать за возвращение Британской империи, - единственно реально успешного, после кончины Рима, интеграционного проекта, который существовал за счет парламента, избираемого налогоплательщиками, уважения к частной собственности, и минимального государства, отдающего на аутсорсинг частным компаниям все - от производства оружия до завоевания и управления завоеванными территориями.
Можно выдавить Британию из Евросоюза. Гораздо труднее выдавить Евросоюз, - то есть всеобщее избирательное право, кончающееся, как и предсказывал Джон Стюарт Милль, социализмом и бюрократией, - из Великобритании.
Юлия ЛАТЫНИНА - известный журналист, публицист и писатель. С 2001 г. обозреватель "Новой газеты". С 2003 г. - постоянный автор и ведущая еженедельной программы "Код доступа" на "Эхе Москвы". С 2005 г. - колумнист "Ежедневного журнала". Кандидат филологических наук.
В 90-е гг. была научным сотрудником Института экономики переходного периода, экономическим обозревателем газет "Сегодня" и "Известия", журнала "Эксперт", ежемесячника "Совершенно секретно" и "Еженедельного журнала". Вела передачи "Рублевая зона" на канале НТВ, была соведущей программы "Другое время" на ОРТ, автором программы "Есть мнение" на ТВС.
Член Союза российских писателей. Автор известных экономических триллеров. Лауреат премий им. Г.Меир (1997 г.), Александра II (1997 г.) за работы в области экономической журналистики, Ассоциации русскоязычных писателей Израиля (1997 г.). В 1999 г. признана "Человеком года" в номинации "Журналистика" Русским биографическим институтом, лауреат премии имени Герда Буцериуса "Молодая пресса Восточной Европы" (2004 г.).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Латынина,_Юлия_Леонидовна
https://snob.ru/profile/5186/about


"Новая газета" №68 от 27 июня 2016
http://www.novayagazeta.ru/columns/73597.html

Кирилл МАРТЫНОВ: Никто не верит экспертам
Избиратели больше не хотят подчиняться «пустым пиджакам»
Что общего между сенсационной президентской кампанией Дональда Трампа и не менее сенсационными результатами «Брекзита»? В обоих случаях избиратели голосуют «неправильно» с точки зрения национальных элит. Они делают это, несмотря на все предупреждения «компетентных профессионалов». В обоих случаях граждане идут против отлаженной, отлично работающей машины экспертократии, против истеблишмента.
Есть группа хорошо образованных людей, за плечами у которых Оксфорд или Гарвард. Они носят безупречные костюмы и всегда дают верные оценки. Они собираются для дискуссий в Давосе, и у них есть четкое понимание того, как рядовому гражданину - конкретно вам - следует жить. Эксперты знают, за кого вам нужно голосовать на выборах, куда инвестировать деньги, какие слова не использовать ради политкорректности, знают, можно ли вам курить сигареты и даже какой диеты следует придерживаться. Следствием их советов все чаще становится рост имущественного неравенства, экономическая нестабильность и отчуждение.
И вот мы становимся свидетелями того, как меняется мир: в 2016 году эксперты терпят сокрушительное поражение. Об этом рассуждает сейчас Нассим Талеб, известный финансист, спорный и даже скандальный автор книг о роли случайности в человеческой истории. Кампания Трампа, референдум в Великобритании - лишь некоторые признаки того, что во всем мире оформляется запрос на альтернативные элиты, а главное - на право людей самостоятельно определять свое будущее.
Все американские медиа хором говорят, что поддержка Трампа - это безумие. Многолетние члены республиканской партии пишут алармисткие статьи в New York Times: они больше не могут поддерживать своего собственного кандидата. Либеральные и консервативные эксперты вместе делали все возможное, чтобы избавиться от Трампа. Но несмотря на это, рейтинг бизнесмена продолжает расти. Присмотритесь - это необыкновенное зрелище: все, кто имеет влияние в американском обществе, ругают Трампа, но это, кажется, ничуть ему не мешает.
С «Брексит» происходит то же cамое. Как и в номинацию Трампа, в победу сторонников выхода Великобритании из ЕС никто не верил. Перед голосованием экспертами было приведено множество аргументов о том, почему выход станет абсурдным выбором для британцев. Эксперты продолжили критику своих сограждан и после голосования. Но их просто не стали слушать: люди хотят принимать собственные решения, а западные демократические институты дают им такую возможность.
Мы знаем, что медиа влияют на общество и политику и трансформируют их. Письменность сделала возможной древние империи, книгопечатание привело к Реформации, возникновению современных представлений о правах человека и демократии. В течение последних десяти лет было много споров о том, какие изменения обещает нам интернет. Говорили о роли твиттера в Арабской весне, об освобождающем потенциале новых медиа. Но только сейчас мы начинаем понимать, как эти изменения работают на самом деле. Возможно, главное, чему интернет научил людей, - это недоверие к собственным элитам. Трудно представить себе феномен Трампа или «неправильное» голосование по «Брексит» в эпоху телевидения.
Теперь в новых медиа мы видим экспертов намного ближе и детальнее, чем когда-либо. Мы наблюдаем представителей истеблишмента как живых людей, которые совершают ошибки, говорят глупости, бывают смешными. Избиратели на Западе больше не хотят подчиняться распоряжениям «пустых пиджаков». Это значит, что нас ожидает пересмотр общественного договора во всем мире. Этот процесс будет отягощен рисками: распадом старых политических союзов, приходом к власти популистов.
Кирилл МАРТЫНОВ - преподаватель философии (доцент кафедры онтологии, логики и теории познания) НИУ ВШЭ, публицист, главный редактор общественно-политического проекта "Мнения.ру", редактор отдела политики и экономики "Новой газеты". Кандидат философских наук. Специалист в области современных политических теорий, аналитической философии и социологии. Профессиональные интересы: философия сознания, философия языка, политическая философия.
Работал в Фонде эффективной политики (секретарь сетевого Штаба президентских инициатив при ФЭП) и других (около-)политических проектах, редактировал "Русский журнал". Делал различные проекты в медиа, параллельно преподавал в университете. Публиковался в "Новой газете", "Московских новостях", "Отечественных записках" и др.
Фейсбук: https://www.facebook.com/kmartynov.


"Новая газета", 25.06.2016
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/06/25/69055-nikto-ne-verit-ekspertam

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Новая фаза Европы, или Пять главных вопросов по итогам Brexit
http://loxovo.livejournal.com/7409943.html
Политолог Лилия ШЕВЦОВА о голосовании британцев: Бунт
http://loxovo.livejournal.com/7410412.html

Мартынов, Евросоюз, Латынина, Великобритания

Previous post Next post
Up