ИЗ СТАРОГО - Максим КАНТОР: Идея, которой нет (май 2014)

May 31, 2016 16:40

О том, как непросто строить национальную империю
В последние месяцы идея создания национального государства обуяла патриотические умы. Многим представляется, что создание национального государства - это прогрессивно, противостоит мировой заразе глобализации и является гарантией процветания общества. Некоторые строят дороги и жилье для бедных, поликлиники и университеты, а наиболее дальновидные - строят национальное государство.
Энтузиазм следует приветствовать: возможно, в ходе строительства национального государства построят что-либо, помимо газопровода для Китая.
Одновременно с гордыми словами «национальное государство» произносят слово «империя» - вкладывая в него сыновью любовь к неохватной Отчизне. Вот, было у нас черт знает что, а будет империя. И обманутые демократической глобализацией народы потянутся в империю. Она будет нести не глобальную идею (в плохом смысле), но национальную идею (в хорошем смысле).
Словосочетание «национальное государство - империя» сегодня стало магическим, подобно словосочетанию «марксизм-ленинизм» - и таким же бессмысленным.
Словосочетание «марксизм-ленинизм» было бредом, поскольку учение Маркса связано с отрицанием государства, а учение Ленина связано с построением государства. Объединяя антигосударственный пафос и государственный пафос в единую систему научного знания - получили неудобную в употреблении псевдонаучную идеологию, в которую требовалось верить, а понять ее разумом было невозможно.
Сходная ситуация возникла с идеологией построения национального государства и собирания империи. Идея национального государства - противоположна ей по духу.
Такие государства возникли на руинах Священной Римской империи, а возникновение их закреплено Вестфальским мирным договором 1648 года, подводящим итог Тридцатилетней войне. Именно в борьбе с императором, в отрицании умиравшей имперской идеологии и формировалась идея национальных государств Европы. Впоследствии эти малые национальные государства неоднократно (всякий раз неудачно) объединялись в империи - Наполеоном, Гитлером, Варшавским пактом.
Империя - это всегда интернациональная, глобальная сверхидея.
Империя Македонского, воспитанного Аристотелем и возжелавшего единой Западно-Восточной цивилизации, империя Наполеона, Австро-Венгерская империя, империя Гитлера и империя Советского Союза - это непременно объединяющая народы концепция бытия. Например, концепцией и общей верой в Советском Союзе был коммунизм, марксистско-ленинское учение, противоречивое, однако страстное. В этом учении (несмотря на его логические несоответствия) содержались общезначимые посылки: единение пролетариев, принципы социалистического общежития, интернационализм. Иными словами, сколь бы ни был шаток научный аппарат идеологии - если имеется сверхидея, интернациональная прогрессивная миссия, то империя живет.
В новой российской империи (желание строить которую декларируется) общая концепция неочевидна - скорее всего, ее просто нет. Появится ли генеральная идея в ходе строительства, неизвестно.
Пафос состоит в том, что прежняя имперская концепция глобальной демократии устарела и ее надо менять. Поиск интернациональной общезначимой идеи «от противного» - классическая российская постановка вопроса. Формулировка Евгения Трубецкого с вариациями всегда повторяется: надобно спасти Запад он него самого; Запад недостоин сам себя - а Россия его, усталого, сменит.
Даже если это верно и прежняя концепция развития мира устарела, из этого не следует, что новая глобальная идея появится тотчас же.
Идею приходится ждать долго, идею надо выносить - из шкафа идеи не достают, по рецептам Молоховец не готовят.
От Вестфальского мира 1648 года до прихода Наполеона прошло 150 лет, а сегодня пока даже не перешли к стадии Вестфальского мира. До новой мировой идеи еще очень далеко - вероятно, автор этой новой идеи еще даже не родился.
Не исключена даже вероятность того, что родится идея отнюдь не в России, а на Востоке - скажем, в Индии. Россия уже однажды была империей, мировой дух может решить, что этого вполне достаточно.
Что касается того, является ли идея национального государства прогрессивной, - это вопрос открытый. Иногда является, а иногда нет. Бывали неудачные попытки строительства национальных государств, приводившие к краху образования и правовой системы. Дело в том, что образование, наука, право - явления интернационально значимые, и локализованное национальное образование часто проигрывало.
Но это, так сказать, дело вкуса.
А вот сочетание национального государства и империи - это безумие. Невозможно желать быть интернационалистом и националистом одновременно; желать глобальной идеи и национальной идеи в одной упаковке. Третий рейх попробовал однажды - и всех напугал, а в теоретическом отношении еще и насмешил.
Начиная радикальное строительство, хорошо бы выбрать - будем строить самолет или подводную лодку. Возможны аппараты, сочетающие эти свойства, но они летают низко и плавают неглубоко.
Максим КАНТОР - писатель и художник. Феллоу университета Оксфорда, Великобритания; профессор университета Нотр Дам (Индиана, США); академик Российской академии художеств.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кантор,_Максим_Карлович


Газета.Ру, 29.05.2014
http://www.gazeta.ru/comments/column/kantor/6051701.shtml

Максим КАНТОР, 29 мая 2016
было написано ровно два года назад, когда глубина погружения еще не была очевидна.

Кантор, государство, идея, Россия, империя

Previous post Next post
Up