Александр СОКУРОВ: "У кого есть возможность - уезжайте. Не стойте на месте, не ждите подачки"

Apr 12, 2016 00:30

На пресс-конференции, посвященной открытию кинофестиваля «Полный артхаус», кинорежиссер Александр Сокуров затронул самые острые проблемы отечественного кинематографа и немного покритиковал культурный облик Челябинска.


Чего хотят кинематографисты
«Если Год культуры закончился закрытием библиотек, то в Год кино - уже сейчас понятно - мы потеряем все документальные киностудии Сибири, Урала, Дальнего Востока, северных регионов и Северного Кавказа.
Первое, что необходимо отечественному кинематографу - разрешить проблему дебютов. Их нужно 80-100 в год, чтобы мы могли выделить из них три-четырые молодых фигуры. Понятно, что из них 70% будут такими, что смотреть невозможно.
У студентов нет возможности проходить практику на киностудиях. В России снимается только многосерийное кино, куда я своих студентов не посылал и не разрешал им идти в такие съемочные группы. Нет запуска масштабных исторических картин, серьезных классических экранизацией - того, что является основой для формирования художественного вкуса молодых людей.
Для меня год кино - попытка убедить своих коллег из Министерства культуры, президента, премьер-министра заняться делом и посмотреть на это трезво».
Борьба с системой и самим собой
«Сегодняшнее образование - сословное. Мои студенты, учившиеся на режиссерском факультете, закончили с долгами. Это люди, чьи семьи не могут 120-200 тысяч заплатить за год обучения. Так у нас никогда никакой Шукшин не появится. Все мои попытки противостоять оплате за высшее образование привели к тому, что я испортил отношение с большим количеством чиновников и ректоров.
В области культуры самый большой отсев. Из 12-15 человек группы хорошо, если один будет работать в кино. Естественный отсев - это результат «несудьбы», невезения, алкоголизма, глупости, недисциплинированности, отсутствия настойчивости. В этой профессии сложно выдержать борьбу с самим собой. Других по-настоящему больших врагов нет».
Уезжайте!
«Каждый режиссер должен иметь возможность взять билет и работать там, где он может реализовать свои замыслы. Если нужно, я уеду и буду снимать там, где меня понимают. Я много фильмов сделал, где ни одного русского слова не звучит.
Своим выпускникам я сказал: у кого есть возможность, уезжайте, не стойте на месте, не ждите подачки. Будет душевная потребность - возвращайтесь. Но вы приедете уже в другом качестве. Не теряйте времени. Мы в условиях советского периода потеряли многое. У меня все картины были закрыты. И если бы не пришел Горбачев, я даже знаю, в каком лагере я бы сидел за «антисоветскую деятельность».
Волчья стая зрителей
«Ситуация складывается так, что продвинуть фильм на телевидение нельзя. Здесь мы показываем на один сеанс и люди будут. А на второй будут? Не уверен. К сожалению, система проката в России не предполагает востребованности таких, как я. У нас нет киносети, независимой от американцев. Но хорошо, давайте проведем эксперимент: вот вам кинотеатр, покажем русское кино. Сколько человек будет в зале? Десять. А сколько останется до конца фильма? Три.
Прикормленное, развращенное визуальным товаром общество превращается в стаю волков - им нужна кровь. А если такой стаей становится целый народ?»
«Я больше на ваш фестиваль не приеду»
«Я сегодня немного поездил по Челябинску и мне обидно, что город в таком состоянии. У него нет ни лица, ни планировки. Я видел несколько домов, которые - ну просто сокровища - стоят с заколоченными окнами. Не сегодня-завтра будет поджог, и они сгорят. Сколько в городе деревьев? Можно подсчитать. Вы не собьетесь со счета. Одна из самых удручающих картин, что в ландшафте нет никакого вмешательства зеленого пространства. Безобразные фасады этих 60-70-х годов. Во что превратили город? Был ли он когда-нибудь иным?
Я вижу ваши лица и услышал возмущенные голоса. Простите, что оскорбил вас и унизил, но я призываю вас быть самокритичными. Я больше ничего не буду говорить по поводу вашего прекрасного города и думаю, что я больше на ваш фестиваль не приеду. Потому что если говорить истинно, надо говорить о том, что ты думаешь, а не о том, что тебе кажется. Это такой серьезный разговор для соотечественника. Еще раз извините меня, пожалуйста».

Челябинский ОБЗОР, 20.02.2016
http://ob-zor.ru/kultura/aleksandr-sokurov-u-kogo-est-vozmozhnost-uezzhayte-ne-stoyte-na-meste-ne-zhdite-podachi



Максим КАНТОР, художник, писатель:
Ровно тридцать лет назад я выставил - разрешили! вдруг! перестройка! - картину "Зал ожидания" в выставочном зале на Кузнецком. И это было событие в Москве: вдруг стали разрешать. Через три дня работники Минкульта позвали меня (кто я такой? молодой человек, про которого пишет западная пресса, надо позвать) на закрытый просмотр фильма Сокурова. И рядом сидел замминистра, шептавший мне в ухо: "Вот видите, уже и это можно! И вас выставляем!"
И мы (некоторые, я в их числе) решили остаться. Работать в России. Хотя до этого все мысли были о Западе. Но вот - Россия зовет. И работали.
Еще не было разгула олигархии, продажной интеллигенции, и не было фашизма, пришедшего на смену компрадорству.
Тогда все казалось возможным.
А сейчас Сокуров говорит: уезжайте.
И я говорю: у кого есть возможность - уезжайте. Даже не сомневайтесь. Русскую культуру - не мракобесную ее тень, не имперскую похабную - а гуманистическую культуру: Толстого, Чехова, Мандельштама, Маяковского, Петрова-Водкина, Шагала, - надо сохранить; и придется это сделать вне фашистской страны.
Понимаю, что многим слышать это обидно. Обидно, потому что ваша жизнь связана с землей, земля со страной, страна с государством, а государство с фашистским воровским правительством.
Не могу помочь. Решайте, кто как умеет.

ФБ, 11.04.2016
https://www.facebook.com/maxim.kantor.3/posts/10207803873032170

Кантор, эмиграция, кино, кинорежиссер, культура, фашизм

Previous post Next post
Up