Олег КАШИН - Развязка фильма "Чайка": безнаказанность расширяет границы допустимого

Mar 22, 2016 18:50

Отдел полиции по Кущевскому району Краснодарского края закончил расследование уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа) по заявлению бывшей жены заместителя генпрокурора Ольги Лопатиной. Лопатина утверждала, что ее подпись и имя в учредительных документах компании «Сахар Кубани» появились без ее ведома и с другими учредителями «Сахара Кубани», Анжелой-Марией Цапок и Натальей Цеповяз, она незнакома. Допросив Лопатину, а также Цеповяз и Цапок, кущевские полицейские пришли к выводу, что Лопатина говорит правду, подпись не ее и к бизнесу Цапков она отношения не имеет.
Корректно пересказывая эту новость, важно избегать слов типа «оказалось» или «выяснилось». Собственно, реальная новость заключается в том, что Кущевский отдел полиции выдал Ольге Лопатиной справку о том, что она не она, и эта справка производит пока крайне сомнительное впечатление - трудно поверить всерьез, что семья Цапков в свое время зачем-то вписала себе в партнеры жену высокого прокурорского чина без ее ведома. Но это нам, живым людям, трудно в это поверить, а государственная бюрократия удивляться не умеет и вообще чужда эмоций. С бюрократической точки зрения проблема Лопатиной решена, и если в этой истории и будут какие-то еще сюжетные ходы, то догадаться о них нетрудно - следствие до сих пор не установило, кто именно подделал подпись Лопатиной; Цеповяз и Цапок тоже говорят, что ничего не знают; и в принципе нет ничего фантастического, если завтра выяснится («выяснится»), что имя Лопатиной в учредительные документы «Сахара Кубани» вписал лично Алексей Навальный именно с той целью, чтобы несколько лет спустя использовать этот подлог для атаки на Генпрокуратуру. Стоит еще раз уточнить, что это нам, живым людям, такое может показаться бредом, но официальные бумаги не делают различий между бредом и реальностью, и если в справке из Кущевского ОМВД написано, что подпись подделана, значит, она подделана, сомнений быть не может.
Такова официальная реакция на обвинения из фильма «Чайка». От того, что она не вполне убедительна, официальной она быть не перестанет, и вот это уже как раз настоящее «оказалось» без всяких кавычек - оказалось, это бесспорный факт, что на карьеру прокурора Лопатина и его начальника Юрия Чайки связь с бизнесом семьи Цапков не повлияла никак.
Алексей Навальный обвинил прокуроров в совместном бизнесе с самой зловещей и самой скандальной бандой постсоветской России - массовое убийство в Кущевской в 2010 году, за которое осуждены и Цапки, и их друзья, включая Цеповяза, - это в любом случае историческое событие, до сих пор занимающее в общественном сознании место самого жестокого и самого бессмысленного преступления, совершенного людьми, купившими и местную власть, и местную полицию. Связь высших чинов Генпрокуратуры с этими людьми была главной сенсацией фильма «Чайка». Пять миллионов просмотров на YouTube, множество публикаций в СМИ, путаные, но при этом публичные, лично через газету «Коммерсантъ» оправдания генерального прокурора - все это сделало обвинения в адрес Чайки и его людей скандалом общенационального масштаба. Формальное завершение скандала - справка, выданная Ольге Лопатиной Кущевским ОМВД. Виновных нет, жену (сама она настаивает, что она бывшая жена, хотя сомнения есть и в этом) заместителя генпрокурора подставили и оклеветали, наказан никто не будет, кроме, может быть, Навального.
И такая развязка уже выходит за пределы одного политического или личного конфликта между Навальным и Чайкой. Обвинения, никем всерьез не опровергнутые, но при этом не повлекшие никаких оргвыводов, не просто повисают в воздухе. Такие обвинения, оставшиеся без последствий, значат, что в самом предмете обвинения нет ничего недопустимого. Повторяется та же закономерность, которая уже, хоть и не все пока это заметили, свела на нет действия «обычных» (то есть тех, в которых не звучат зловещие фамилии из Кущевской) коррупционных обвинений - давно прошли времена, когда публикуемые Навальным или его людьми фотографии очередного поместья в Подмосковье, Альпах или Флориде «взрывали интернет» - теперь даже лояльная публика реагирует на очередные «часы Пескова» со сдержанной вежливостью - да, понятно, что часы, но понятно также, что ничего Пескову за эти часы не будет, потому что часы - можно, и яхту - можно, и дворец - тоже можно. Мы уже знаем, мы уже привыкли, что за часы, дворцы и яхты у нас не сажают и не снимают с должности, это уже стало той неприятной, на которую не хочется обращать внимания, частью общественного договора. Казус Ольги Лопатиной добавляет к общественному договору еще одну строчку - иметь бизнес с Цапками тоже в общем можно. Границы допустимого уже расширены, и это главный реальный итог истории с фильмом «Чайка».
Говоря о безнаказанности применительно к людям из власти, мы не задумываемся о том, чем именно плоха безнаказанность, а между тем вот в этом и есть ее важнейшее свойство - каждый конкретный факт безнаказанности расширяет границы допустимого как в глазах тех, кто делает недопустимое, так и в глазах всего общества - последнее, наверное, важнее всего. Цапки в фильме «Чайка» всех так и взволновали именно потому, что на момент выхода фильма общество было уверено, что уж это-то табу, это-то нельзя, это выходит за пределы допустимого даже по существующим правилам. Оказалось, не выходит, оказалось, для снятия всех вопросов достаточно обратиться в кущевскую (ту самую!) полицию, и полиция выдаст справочку, что никто ни в чем не виноват.
Деморализующее и развращающее свойство безнаказанности само по себе имеет гораздо более серьезное значение, чем то, что после фильма «Чайка» никто не был отправлен в отставку или в тюрьму. Теперь если Навальный или кто-то еще обнаружит среди партнеров Цапков еще какое-нибудь высокопоставленное имя, такой сенсацией, как в декабре, это уже не станет никогда - даже по сравнению с декабрем, когда вышел фильм «Чайка», общество необратимо изменилось. В нашем общественном договоре появилась теперь строчка, что бизнес с Цапками - это ничего страшного. Список гипотетических ужасов, способных, будучи обнародованными, сотрясти устои власти, стал короче еще на один пункт. Что еще можно найти и опубликовать, чтобы хотя бы пять миллионов зрителей YouTube ахнули: «Так жить нельзя!» - неизвестно. Вполне возможно, что уже вообще ничего.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович


Slon, 21.03.2016
https://slon.ru/posts/65503
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

криминал, коррупция, система, власть, Кашин, беспредел

Previous post Next post
Up