Илья МИЛЬШТЕЙН: Последний анекдот про МБХ

Dec 27, 2015 00:55

Ходорковский опять арестован. На два месяца. По решению Басманного суда, и это не старый политический анекдот, вся соль которого в однообразном повторении какого-нибудь печального события и неожиданном комментарии («Вы будете смеяться, но Черненко тоже умер»). Это свежий анекдот и довольно свежая новость, которую вы и без меня знаете.
Тот самый МБХ. Тот самый Басманный районный суд г. Москвы, чье название золотыми буквами вписано в историю российской юриспруденции. Причем, вот совпадение, как раз в связи с делом ЮКОСа, первом в длинной череде постановочных процессов, которое началось и завершилось в этом суде. Про судью Колесникову, влепившую Ходорковскому и Лебедеву первую «девяточку», уже мало кто помнит. Зато словосочетание «Басманное правосудие» обрело устойчивость символа, чтобы не сказать - товарного знака. Так теперь называют целую систему вынесения приговоров по политическим делам в РФ, основанным на беззаконии.
Есть и отличия. Самое важное из них заключается в том, что арестованный по-прежнему на свободе, поскольку проживает за границами нашей Родины. Ибо ровно два года назад, буквально в эти предновогодние дни президент Путин его помиловал, и данное происшествие образует отдельный, весьма интригующий, хотя и побочный сюжет.
Сегодня Михаила Борисовича обвиняют в убийствах, и так вроде выходит, что одним из подозреваемых по этому делу должен стать Владимир Владимирович. Который не раз говорил, что у осужденного олигарха «руки в крови», а тем не менее освободил его в декабре 2013 года. То ли по соображениям чисто политическим, незадолго до сочинской олимпиады, то ли сраженный внезапной вспышкой гуманизма, то ли еще по какой причине. В общем, пресс-секретарю президента уже приходится отмазывать своего шефа, утверждая, будто нет никакого противоречия между давними обличительными речами Путина, помиловкой и нынешним арестом, но звучат эти оправдания неубедительно. Противоречия имеются.
Впрочем, закономерностей во всей этой истории куда больше, чем неувязок. Мы наблюдаем тему «басманного правосудии» в развитии, что придает ей, как бы сказать, особый смак. Тогда, лет 12 назад Ходорковский попал под каток, неосторожно заговорив о коррупции в окружении президента. Сегодня он говорит о революции. Тогда его сажали по экономическим статьям, и вместе с ним чуть ли не весь топ-менеджмент ЮКОСа. Теперь, как выразился тот же Песков, речь идет о «чистой уголовке». Тогда его грабили, а ныне, когда пришла пора возвращать награбленное акционерам согласно решениям Гаагского суда и ЕСПЧ, отбирают деньги и банковские карточки у сотрудников «Открытой России», и легендарный Маркин, спикер СКР, прямо заявляет, что обыски в Москве и Питере - это ответ Гааге. Тогда Ходорковский был далеко не самым радикальным из олигархов, критикующих власть. В наши дни он по праву считается полноценным врагом народа.
Это еще называется повышением статуса.
Но все же драгоценных черт сходства в этих делах куда больше, чем несоответствий. Главное, прослеживается единый стиль, соединяющий в себе государственный шантаж, взятие заложников и то самое правосудие, которое по праву названо «басманным». Разве что страна совсем другая, почти незнакомая, если сравнивать Россию счастливых, как принято их называть, нулевых и мрачноватых десятых.
В 2003 году Владимир Владимирович только начинал выстраивать свой небывалый режим, в котором отъем чужой собственности в пользу настоящих друзей и грядущих подельников должен был стать явлением государствообразующим. Авторитарный строй особого рода, основанный на оригинальных чекистских технологиях, только создавался. К концу года нынешнего все уже выстроено, отнято, украдено, аннексировано, и можно пожинать плоды.
В виде санкций, которые все прибывают и прибывают. Войны холодной, гибридной и горячей, которую нельзя закончить, а можно лишь бегать от нее, поджигая что-нибудь в Сирии, чтобы забыли про Украину. Власть национального лидера почти абсолютна, страна подконтрольна и изолирована от цивилизованного мира, и эту ситуацию следует зафиксировать, подводя итоги путинского правления. Это финиш. Но история должна как-то зарифмовываться, и вот вам довольно свежая новость.
Ходорковский опять арестован. На два месяца. По решению Басманного суда. И это даже на свой лад красиво, ведь сюжет мастерски закольцован, и мы теперь наконец догадываемся, прозревая, зачем Владимир Владимирович освобождал Михаила Борисовича. Для того, чтобы позже как-нибудь снова его покарать, хоть заочно, и напоследок ностальгически вспомнить, как оно славно все начиналось. Аресты, суды, приговоры, потом еще и еще... И забыть хоть на минуту, как плохо кончается.
Илья МИЛЬШТЕЙН - журналист, политический комментатор и публицист


Сноб, 24.12.2015
https://snob.ru/profile/27216/blog/102560
Примечание: выделение черным болдом - моё.

обвинение, дело, Мильштейн, беспредел, Ходорковский

Previous post Next post
Up