!! Евгений КАРАСЮК: Догнать Монголию. Как министр Ткачев будет кормить россиян

Dec 06, 2015 10:50



Продовольственный рынок в России переживает стресс за стрессом. Едва утих шум вокруг контрсанкций и уничтожения контрабандной еды, как ввели запрет на турецкие продукты. Торговые сети в очередной раз ищут замену поставщикам и предрекают рост цен.
Реакция министра сельского хозяйства Александра Ткачева? Он явно воодушевлен происходящим. Итоги продэмбарго после года их действия чиновник охарактеризовал как «радужные», а продление санкций назвал «бальзамом на душу». Сразу после своего назначения главой Минсельхоза, произошедшего чуть больше полугода назад, бывший краснодарский губернатор пообещал заложить «жесткую экономическую основу для развития сельского хозяйства в стране». Вот некоторые контуры этой новой аграрной политики.
Импорту здесь не место
«Мы постепенно, месяц за месяцем, вытесняем иностранные товары, то есть продукты питания, с наших отечественных магазинов, с наших полок, они замещаются отечественными», - делился Ткачев радостью с участниками последнего Петербургского международного экономического форума.
Слово «вытесняем» следует понимать буквально. Наиболее громкие инициативы главы Минсельхоза связаны с запретами (авторство идеи по уничтожению продуктов, напомним, тоже принадлежит Ткачеву). В представлении министра, они помогут перераспределить покупательский спрос (в результате сужения выбора), а также избавят отечественных аграриев от неравной конкуренции с продукцией зарубежных компаний, более развитых в технологическом отношении. Ткачев последовательно выступает не только за продление продуктовых санкций, но и за расширение запрещенных к ввозу категорий. Он уже допустил запрет на импорт виноматериалов, рыбных консервов, цветов и конфет. В арсенале министра также есть другие методы воздействия на импорт - например, режимы «усиленного лабораторного контроля» и «временных ограничений» (в частности, введены в отношении турецких агропредприятий).
Прибегая к протекционизму дома, Ткачев тем не менее не собирается мириться с ним за рубежом. «Улыбаются, кивают, но свинину, птицу, растительное масло и зерно пока не пускают, хотя мы абсолютно конкурентоспособны», - описывал он трудности торговли с китайцами. Вмешаться в ситуацию министр призывает МИД.
Цены должны расти
В обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что «Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет».
Это то, что декларирует сам Ткачев. К тому же он верит, что российскому АПК благоволит мировая конъюнктура: цены на продовольствие будут только расти. Теоретически это означает, что Минсельхоз сможет претендовать на роль нового «национального достояния» и вскоре оставит позади «Газпром» и «Роснефть»: «Если нефть и газ сегодня дешевеют, то продовольствие все равно дальше будет только дорожать».
Единственная неувязка заключается в том, что в последние годы мировые цены на еду не растут, а, напротив, падают - и весьма стремительно. Об этом свидетельствует Индекс продовольственных цен ФАО.


Прогнозы International Food Policy Research Institute по ценам на зерновые культуры до 2020 года - а в перспективах роста цен на пшеницу Ткачев уверен особенно - тоже не обещают повышения. Но даже если тренд развернется, это мало что изменит. Во-первых, Россия экспортирует в основном наиболее дешевую из всей продовольственной пшеницы, причем поставляет ее преимущественно в ближневосточные и арабские страны, в частности, в Египет. Во-вторых, страна, бегущая от ГМО, как от африканской чумы свиней, обречена на высокие издержки на фоне технологической революции в агробизнесе, в которую вовлекается все больше стран.
Пока что цены на еду растут опережающими темпами лишь в самой России - по итогам трех кварталов этого года, их повышение происходило https://slon.ru/posts/58500 в 33 раза быстрее, чем в ЕС. «Замещение импорта отечественной продукцией привело к повышению стоимости продуктов питания для наиболее уязвимых слоев российского населения», - говорится в отчете Всемирного банка. Дополнительный вклад в инфляцию вносят новые санкции: JPMorgan прогнозирует рост цены на запрещенные турецкие продукты до 30-40%, что чревато скачком инфляции на 2-3 процентных пункта. При этом Ткачев утверждает, что россияне не почувствуют последствий антитурецких санкций: «Это же совершенно очевидно, поверьте».
Людей - в Сибирь, землю - под пастбища
Планы Ткачева по подъему сельского хозяйства требуют больше земли. Их реализация будет проходить с присущим России уважением к правам собственности: в недрах министерства уже подготовлен законопроект (поправки в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»), предполагающий оперативное изъятие земель, предельный срок неиспользования которых сократят с пяти до трех лет.
При этом пример по развитию животноводства Ткачев призывает брать не с развитых Канады или Австралии, а с Монголии. Реформы, проведенные в этой стране в первой половине 1990-х годов, обернулись экономической катастрофой: промышленность испытала мощнейший спад, а деиндустриализация вернула население в кочевое состояние, что и произвело впечатление на российского министра - «63 миллиона голов КРС на 3,5 миллиона человек населения». Ткачев планирует «закреплять людей на сельских территориях, особенно в Сибири, Забайкалье, где у нас есть огромные возможности для пастбищ».
Господдержка и микроменеджмент
Разумеется, стратегия Ткачева обходится недешево. Бюджетные вливания в сектор сам министр называет «беспрецедентными». В следующем году аграрии получат от государства 237 млрд рублей, что в 8 раз выше объемов господдержки авиастроения, в 43 раза - станкостроения, в 95 раз - технологических инноваций. Но, по расчетам Минсельхоза, и этого будет мало. Нужно еще ежегодно до 30 млрд рублей дотаций, чтобы «через 5-10 лет стать аграрной державой» и «войти в число лидеров по экспорту продовольствия». А еще отдельно 20 млрд рублей требуется, чтобы компенсировать затраты на производство молока. Ткачеву даже известно точное число коров, которых не хватает стране для покрытия 95% потребностей внутреннего рынка, - миллион.
Больше денег - больше административного давления. Как следствие, российскому агропрому в ближайшие годы предстоит столкнуться с активным ручным управлением профильного министра. На Кубани Ткачев держал под личным контролем даже вопрос, «в каких объемах необходимо выпускать дешевый социальный хлеб из муки первого сорта и в каких более дорогой из муки высшего сорта». Похоже, теперь подобная практика станет общенациональным стандартом, тем более, что глава Минсельхоза привык говорить с коллегами с высоты личного опыта в АПК (в 1990-х он руководил семейной компанией «Агрокомплекс»).
Порой он напоминает об этом даже президенту. «Сахарная свекла, я сам помню, когда был бизнесменом, была достаточно убыточной отраслью. Сегодня - прибыльная», - объяснял Ткачев Путину на недавнем совещании. Чья в этом персональная заслуга, Ткачев не уточнил. Но, кажется, и так всем ясно.
Евгений КАРАСЮК, обозреватель Slon Magazine


Slon, 04.12.2015
https://slon.ru/posts/60789
Примечание: все выделения в тексте - мои.

деньги, продовольствие, аналитика, аграрный, экспорт, рынок, зерно, министр, сельское хозяйство, цены, производство

Previous post Next post
Up