Алексей МАЛАШЕНКО - Обещание справедливости: чем привлекательны идеи "ИГ" для русских

Dec 04, 2015 07:10

Российские бомбардировки «Исламского государства» (организация запрещена в России) в Сирии, теракт на борту самолета А321, трагедия в Париже, громкие заявления политиков, целый ряд арестов сторонников ИГ, которые хотели уехать на войну в Сирию, растиражированная история студентки МГУ Варвары Карауловой, влюбившейся в своего вербовщика, - все эти события, как кажется, должны закрепить за ИГ позицию угрозы №1 в сознании россиян. Но по словам экспертов, идет и обратный процесс - идеи ИГ находят себе все больше сторонников в России, как среди мусульман так и других граждан.
О том, кто уходит к террористам, что обещает этим людям ИГ и с чем действительно нужно бороться России, рассказал председатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги Алексей МАЛАШЕНКО.
Кто уходит в ИГ
По официальным оценкам, в составе ИГ воюют 3 тысячи россиян. Нам очень мало известно об этих людях. Но когда говорят, что это маргиналы - это неправда. Приверженцы радикального исламизма очень разные. Это люди, которым нужна идеология: Европа не годится для подражания, национальный путь их тоже не привлекает, а вот ислам с его идеалами - это выход для них. Им нравится идея создания идеального мусульманского государства. Посмотрите на возраст террористов, задержанных после терактов в Париже: им всем 25-29 лет. У ИГ становится все больше молодых последователей по всему миру, в России в том числе. Сотни тысяч российских мусульман в России действительно симпатизируют идеям «исламского государства». При этом большинство из них не поддерживают его методы.
Чем привлекательны идеи ИГ для некоторых россиян
Причин для симпатий очень много. Если Усама Бен Ладен был прежде всего мстителем, а главной целью «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) была месть, то идея ИГ заключается именно в становлении нового государства - со своими границами, армией и т. д. В основе этого государства должна лежать идея социальной справедливости. Идеальный правитель в этом государстве принимает решение, только посоветовавшись с меджлисом (мусульманский парламент). И ответственность за все деяния представители «Исламского государства» несут только перед Аллахом. У них есть понятие «исламская демократия», есть законы шариата, которые все регламентируют. В ИГ вам не отрубят руку за то, что вы украли кусок хлеба с голоду. По законам шариата руку отрубят скорее тому, что не поделился с вами хлебом.
Если говорить про Россию, то люди, к примеру, видят новости про зарплаты российских чиновников в десятки миллионов долларов. И некоторые не желают с этим мириться. Понятно, что «идеальное исламское государство» существует лишь у них в головах. На самом деле его нет и не может быть. Но ислам дает им ответы на многие вопросы.
К тому же сам Путин называл ислам религией мира. Так почему на основе религии мира нельзя построить государство? А джихад это традиционное устройство исламского общества.
Стоит ли опасаться обострения межрелигиозных конфликтов
Стоит. Во имя Аллаха можно делать все что угодно. Борцы за ислам отвечают не перед нами, а перед Богом, поэтому их сложно остановить. Это не сумасшедшие люди, а убежденные фанатики с четкой целью. Пока мы не разберемся, с чем имеем дело и будем просто бомбить ИГ, будут межрелигиозные конфликты и жертвы среди мирного населения.
Кто живет в «Исламском государстве» и c чем конкретно борется «цивилизованный мир»
Если вы думаете, что в ИГ живут одни радикалы, то это не так. На территориях, подконтрольных ИГ, живет от 7 до 9 млн человек. Среди них проживает 35 тыс. иностранных моджахедов. Там уже есть медицина, дороги, так называемый средний класс. У них даже школы есть. Эти люди хотят построить государство. Им не дают. Уничтожать нужно фанатиков-экстремистов, которые идут на теракты. Эти экстремисты дискредитируют тех, кто верит в идеалы мусульманского государства. Конечно, если ИГИЛовец убил мирного человека, и на его руках кровь - за это он должен быть наказан. Но ведь далеко не все члены «Исламского государства» готовы взрывать самолеты, и это нужно учитывать.
Какие минусы у политики России в отношении ИГ
У российских властей все очень просто. Та религия, которая лояльна и подчиняется власти, - это хорошая религия, а «Исламское государство» - это бандиты. Но пока мы адекватно не разберемся в том, кто такие члены ИГ и чего они хотят, можно не говорить о стабилизации террористической угрозы.
Сейчас принято говорить, что радикальный исламизм - это террористический «тренд», угрожающий миру. Но если мы признаем, что это «тренд», то нужно признавать и конфликт цивилизаций. Это феномен, на который мы закрывали глаза. Мы были настолько уверенны в силе западной цивилизации, что не верили в появление и становление сильной исламской идеологии. Однако заявить об этой проблеме открыто - очень сложно. В России 20 млн мусульман. Поэтому российским властям проще начать атаки на Сирию, чем признать, что речь идет о гораздо более глобальной проблеме.
Алексей МАЛАШЕНКО - востоковед, исламовед, политолог. Один из ведущих российских специалистов по проблемам ислама. Член научного совета Московского центра Карнеги, сопредседатель программы "Религия, общество и безопасность". Доктор исторических наук, профессор политологии. Преподавал в Институте стран Азии и Африки при МГУ, в МГИМО(У) МИД РФ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малашенко,_Алексей_Всеволодович
http://carnegie.ru/experts/?fa=497


Rus2Web, 24.11.2015
http://rus2web.ru/speczmaterialyi/beshhanie-spravedlivosti-chem-privlekatelnyi-idei-ig-dlya-russkix.html
Примечание: все выделения в тексте - мои.

государство, террористы, идеология, идея, ислам, Ближний Восток, Малашенко

Previous post Next post
Up