Е.ШУЛЬМАН о послании Путина: "Задача верховной власти - испускать сигналы счастья и спокойствия"

Dec 03, 2015 20:10



Rus2Web поговорил с политологом, доцентом Института общественных наук РАНХиГС Екатериной ШУЛЬМАН о том, на что стоит обратить внимание в послании президента Федеральному собранию, какие темы Владимир Путин опустил и какие выводы из всего этого можно сделать
Важные моменты
Послание Федеральному Собранию, как явствует из самого названия, в первую очередь было обращено к правящему классу, а уже во вторую - к российскому обществу и внешнему миру. Судя по всему, основной задачей речи президента была трансляция нервозной и депрессивной политической элите успокоительного сигнала. Ключевой посыл - ситуация у нас тяжелая, но не критическая. Может быть, вы помните анекдот времен Первой мировой войны. Немец и австриец сидят в окопе, немец говорит: «Положение серьезное, но не критическое». Австриец отвечает: «Положение критическое, но не серьезное».
Внешнеполитическая часть послания Владимира Путина (за исключением очень эмоционального пассажа про Турцию) была подчеркнуто миролюбивая и антиизоляционистская. Не только во внешнеполитическом, но и в экономическом разделе Послания было заявлено о желании России участвовать в международных торговых союзах и экономических объединениях.
Во внутриполитической сфере прозвучал ряд комплиментов как правительству в целом, так и отдельным отраслям экономики в частности. И даже реформу здравоохранения и образования президент похвалил, указав лишь на отдельные недостатки со слиянием больниц и недоступностью медицинской помощи в регионах.
Вообще одна из задач верховной власти - испускать сигналы счастья и спокойствия, вне зависимости от того, насколько это адекватно реальной ситуации, и тем самым подавлять потенциальные паническое настроения вокруг себя. Отчасти в этом заключается и цель самого послания.
Намеренно пропущенные темы
Обратите внимание, что Украина вообще ни разу не прозвучала. Более того, когда говорилось о санкциях, не было сказано о том, по какой причине они были введены против России, откуда вообще взялись и что какой цели служат. Очевидно, тема Украины заметена под ковер в надежде на то, что и все остальные про нее как-то позабудут. Теперь давайте вместе бороться с терроризмом - вот та мысль, которую сейчас выносят на поверхность.
Ничего не было сказано о протестах дальнобойщиков. Вероятно, нет внятного понимания, как на этот протест реагировать. Одновременно имеется надежда, что протест рассосется благодаря совместным усилиям региональных властей и дорожной полиции, в сочетании с каким-то уступками и точечным репрессивным мерам. К тому же, проблема, о которой говорит президент, сразу поднимается на общенациональный уровень. В случае с дальнобойщиками власть этого делать не хочет, потому что не понимает, как им отвечать.
Тема бизнеса
Экономическую часть послания можно было бы озаглавить «Поиск дополнительных источников доходов в условиях снижения экспортных доходов от углеводородов».
В каждом президентском послании говорится о поддержке предпринимательства и улучшении делового климата. При этом условия для работы бизнеса не улучшаются, потому что главное, что ему нужно - это свобода от административного пресса. Но здесь государственная машина в безвыходном положении - она не может сама себе отрезать руки. Поэтому все предложения по развитию малого и среднего бизнеса заканчиваются созданием еще одной бюрократической структуры и целевой раздачей государственных денег. Все это обогащает не предпринимателей, а чиновников, которые эти деньги будут раздавать.
Чтобы ситуация в этой сфере изменилась, действительно нужно, чтобы административная машина одной рукой отрезала себе другую руку. Иначе непонятно, зачем нужны призывы меньше арестовывать подозреваемых по экономическим статьям - кто их должен услышать? Если целью заведения уголовного дела, как верно было сказано в Послании, является грабеж предпринимателя, то, естественно, гораздо эффективнее грабить человека, который сидит в СИЗО, чем под подпиской или домашним арестом. Эти все разговоры, что называется, «в пользу бедных».
Сокращение числа присяжных до 5-7 человек
Стоит обратить внимание на то, что предложению сократить состав суда присяжных предшествовало предложение расширить круг статей, которые могут быть рассмотрены судом присяжных. Расширение круга статей - это хорошо, потому что в ходе законотворчества последних лет полномочия присяжных сильно ограничили. Но вот сокращение их числа, да еще так радикально, вдвое, - это как раз плохая идея, потому что чем меньше присяжных, тем легче на них повлиять. Причем это может делать как следствие, так и сам обвиняемый - например, путем угроз или подкупа. Число 12 появилось не просто так - оно подтверждено мировой практикой. 5-7 - плохие числа еще и потому, что они нечетные. Исчезнет возможность трактовать решение в пользу обвиняемого, если голоса разделились пополам.
Сельское хозяйство и «неэффективные» земли
В послании был длинный пассаж про сельское хозяйство. Очевидно, что министр сельского хозяйства Александр Ткачев на своем посту признан успешным, и его политика поддержки отечественного производителя путем санкций одобряется. Среди прочего, стало понятно, что продуктовые санкции, которые Россия ввела против других стран, сняты не будут. И в дальнейшем, если мы поссоримся еще с какой-нибудь страной, мы снова будем отвечать продуктовыми санкциями. То, что такие меры раскручивают продуктовую инфляцию - для центральной власти не так важно, как то, что они, по ее мнению, помогают отечественному производителю.
Что касается слов Путина об изъятии «неэффективных» земель, то не совсем понятно, о чем вообще идет речь: если понимать слова Путина прямо, то речь идет об экспроприации. Как можно отобрать собственность у собственника, кроме как по суду? Кто будет определять неэффективность использования земли? Видимо, тот, кто захочет скупить эту землю по дешевке. Если же речь идет об аренде земель у муниципалитетов под какие-либо хозяйственные цели - это еще можно допустить. Пусть решают, какой арендатор им нравится, а какой нет. Хотя и это открывает большое поле для коррупции: эффективность в глазах проверяющего - вещь очень зыбкая.
Екатерина ШУЛЬМАН - политолог, юрист, специалист по проблемам законотворчества, правовой аналитик. Специализируется на конституционном и муниципальном праве. Занимается мониторингом законодательного процесса.
Доцент кафедры госуправления Института общественных наук РАНХиГС.
Изучала политологию и политическое управление в РАНХиГС при президенте РФ, где в 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме "Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в современной России". Закончила академический курс английского языка в Колледже Джорджа Брауна в Торонто.
С 1996 г. состояла на муниципальной службе в Управлении общей политики администрации г. Тулы. С 1999 г. живет и работает в Москве. До 2006 г. - помощник депутата Госдумы и эксперт Аналитического управления Центрального аппарата Госдумы. С 2007-го по 2011 г. - директор по исследованию законодательства консалтинговой компании PBN Company (сейчас - PBN Hill+Knowlton Strategies). С 2013 г. - колумнист газеты "Ведомости".
В 2015 г. номинирована на премию "Политпросвет" за свои публикации в газете "Ведомости" и на сайте COLTA.RU.
ФБ: https://www.facebook.com/catherine.schulmann. ЖЖ: http://users.livejournal.com/_niece/.


Rus2Web, 03.12.2015
http://rus2web.ru/speczmaterialyi/ekaterina-shulman-o-poslanii-putina-zadacha-verxovnoj-vlasti-%E2%80%94-ispuskat-signalyi-schastya-i-spokojstviya.html
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Ольга РОМАНОВА: "То, что предлагает президент, - просто скверный анекдот"
http://loxovo.livejournal.com/7074152.html

право, Шульман, тезисы, судебная система, мнения, Путин, внешняя политика

Previous post Next post
Up