Сергей МЕДВЕДЕВ: Je suis Paris. Столкновение цивилизаций

Nov 16, 2015 05:00



У Вальтера Беньямина есть короткое блестящее эссе под названием «Париж, столица девятнадцатого столетия». В нем он говорит о соблазнах парижской жизни XIX века, которые сделали его магнитом для миллионов людей и символом Модерна. О парижских пассажах, предшественниках универсальных магазинов, храмах потребления, созданных по новым технологиям - из железа и стекла. О чуде дагеротипа, о фотографии, которая начала теснить живопись. О всемирных выставках, витринах промышленной революции, и о буржуазных интерьерах эпохи Луи-Филиппа. О широких бульварах, прорубленных бароном Османом через средневековые улочки, чтобы их невозможно было перегородить баррикадами, и о новом городском типе - фланере, наблюдающем жизнь мегаполиса в пассажах и на бульварах, ловящем свое отражение в витринах, подобно Шарлю Бодлеру. «Империя находится в зените мощи. Париж подтверждает свою славу столицы роскоши и моды. Оффенбах задает ритм парижской жизни. Оперетта - ироническая утопия непоколебимого господства капитала».
Увидеть Париж - и умереть
Именно эти блестящие атрибуты цивилизации сделали Париж самым желанным городом последних двух столетий. В кирпичном Лондоне делались деньги, в дымах Нью-Йорка росли небоскребы и мечты, но фасад западной культуры, ее шик и обаяние были в Париже. И неслучайно, освобождаясь от пут совка, русская культура в первую очередь потянулась к Елисейским Полям: «окно в Париж», «увидеть Париж - и умереть».
И именно по этим центрам парижской жизни ударили террористы. Им не откажешь в дьявольском умении выбирать свои цели так, чтобы добиться максимальной символической эффективности. Вечер пятницы, на пороге рождественские недели, но еще не по сезону тепло, и бульвары и террасы кафе полны людей. Огромный город расслабленно дышит воздухом поздней осени - и в этот момент наносится удар по тем же самым местам, что описывал Беньямин: по бульварам, по посетителям кафе и фланерам, которых расстреливают на ходу из машин, и по пассажам - большому торговому центру Les Halles.
По театру «Батаклан», где выступает американская рок-группа, и по стадиону Stade de France, где идет товарищеский футбольный матч между Францией и Германией, на котором присутствуют президент Франции и немецкий министр иностранных дел. По камбоджийскому ресторану - символу мультикультурализма, расположенному (неслучайно?) рядом с редакцией расстрелянного в январе Charlie Hebdo. Это сплошь знаковые цели, средоточия той самой оффенбаховской «парижской жизни».
Очевидно, что это была не столько месть «Исламского государства» за французские бомбардировки в Сирии, сколько давно спланированная и концептуальная операция, атака на дух Запада - с его мультикультурализмом и терпимостью, расслабленностью и весельем, на его «цивилизацию досуга», которую лучше всего воплощает сияющий огнями ночной Париж.
Символизм целей
Точно так же 11 сентября 2001 года знаковой целью были башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, ненавистные исламистам символы модернизации, глобализации и финансового могущества, а 11 марта 2004 года - чудесный вокзал Аточа в Мадриде с его огромным зимним садом и колоннами дебаркадера, напоминающими об органической архитектуре Гауди, - место встречи культур и языков, многонациональное пространство потоков. Для организаторов терактов важны даже не человеческие потери, а подрыв культурных символов западной цивилизации: бизнес-центров и вокзалов, башен и стадионов, театров и торговых галерей.
За месяц до вчерашних событий мы говорили на радио с российским философом и футурологом, теоретиком «гибридной войны» Александром Неклессой, и он предположил, что вслед за символическим разрушением античных памятников в Пальмире и древней библиотеки в Мосуле (это были удары именно по глобальной цивилизации с ее сакрализацией культурного наследия) исламские террористы могут нанести удар по культурному наследию в самом центре западного мира: «Если что-то аналогичное произойдет в сердце Европы с теми, я бы даже не сказал - предметами искусства, а с выражением духа цивилизации, то это будет культурный шок. И это тоже будет форма подчинения не просто физического, а духовного, - подчинения определенной системе ценностей. То есть мы имеем острую форму того, что в свое время было названо столкновением цивилизаций».
Неклесса предполагал, что они могут ударить по Лувру, но атака пришлась на другие знаковые места Парижа.
Сегодня можно с большой долей уверенности говорить, что за последние две недели «Исламское государство» устроило три теракта, которые унесли более 400 жизней: 224 человека погибли при взрыве террористами российского аэробуса над Синаем 31 октября (эта версия представляется все более очевидной, хотя официального признания этого факта мы можем ждать еще месяцы), 43 человека при взрывах в Бейруте 12 ноября и свыше 150 при атаках в Париже 13 ноября.
Одинаково чудовищны все три теракта, бесценна каждая жизнь - и российских отдыхающих из Шарма, погибших целыми семьями, и шиитов Бейрута, направлявшихся на вечернюю молитву, и молодежи, пришедшей на рок-концерт в зале «Батаклан». Но в Париже символическое противостояние достигло своего предела, став тем самым показательным столкновением цивилизаций.
Перед лицом террора
Однако это не столкновение христианства с исламом, о котором пророчествовал Сэмюэл Хантингтон: в Бейруте мусульмане взрывали других мусульман, и подобные теракты происходят едва ли не еженедельно в Ираке. Это конфликт глобальной цивилизации Модерна, дух которой выражает Париж (или даже вестернизированный Бейрут), и воинствующей провинциальной архаики, домодернистской структуры «Исламского государства», вооруженной медийными технологиями постмодерна.
Мы стоим здесь перед цивилизационным вызовом неоархаики - неважно какой: исламской, индуистской, православной, американской из «библейского пояса», - и от ответа на него зависит судьба Запада.
Самым простым и очевидным было бы объявление новой «глобальной войны с террором». Усиление бомбардировок в Сирии и Ираке, соревнование между ведущими державами по количеству боевых вылетов, возможно, наземная операция. Закрытие границ Евросоюза, усиление миграционного контроля, отказ от приема беженцев, пересмотр Шенгенского соглашения. Именно этого и хотели бы террористы, война - их стихия.
Сирию можно закатать в бетон, но война перейдет на неконтролируемые территории в Ираке и турецком Курдистане, разбудит спящие ячейки в европейских городах, перекинется на Кавказ. За бомбами в одном месте последуют теракты в другом. Парадоксальным образом в силовом решении заинтересован и Кремль: в ситуации второй глобальной войны с террором, повторения 2001-2003 годов, резко вырастают его акции как брокера военной силы, геополитического игрока, контролирующего дугу нестабильности от Черного моря до Тянь-Шаня; при этом под новую войну можно списать и аннексию Крыма, и войну в Донбассе, и, возможно, западные санкции.
Суверенитет нации
Есть и менее очевидный путь. Не война в ответ на террор, не антиисламская и антимигрантская истерика, не закрытие границ и ограничение свобод во имя безопасности, а утверждение тех ценностей, на которые и напали террористы: свобода, открытость и толерантность.
Ответом на террор должна стать эффективность правоохранительных органов государства. В качестве примера можно взять не провальные операции США в Афганистане и Ираке в последние 15 лет, а работу американского Министерства внутренней безопасности (Homeland Security) после 11 сентября, фактически исключившего возможность терроризма в стране, напичканной стрелковым оружием. (Единственный сбой - теракт на Бостонском марафоне 15 апреля 2013 года, убивший троих и ранивший около 300 человек). Французским силовикам нужно проделать большую домашнюю работу, учась у их американских и израильских коллег.
Но в еще большей степени ответом может стать гражданская солидарность, сплочение нации перед лицом террора. Французы уже показали его в январе этого года, выйдя на многомиллионные демонстрации после расстрела Charlie Hebdo и продолжив выпускать еженедельник с его вольтеровской традицией непочтительного смеха.
Критическая мысль - еще одно наследие французского Модерна, идущее от века Просвещения, от Дидро до Фуко, от Вольтера до Лиотара. Символические проявления этой солидарности - в толпе, в едином порыве поющей Марсельезу на выходе со Stade de France, и в выступлении Франсуа Олланда в первый час после трагедии, когда этот «человек в футляре» вдруг предстал растерянным и с трудом сдерживал слезы.
Это норма в демократическом обществе, где президент чувствует себя лидером, а не хозяином страны. Спонтанное пение гимна и выступление президента в минуту беды - это акты подлинного суверенитета нации. И поэтому я верю, что Франция выстоит в этой трагедии.
…26 июня 1963 года президент США Джон Кеннеди, прилетевший в обнесенный стеной Западный Берлин, державшийся на крохотном клочке земли и на воздушном мосту под боком у коммунистической диктатуры, произнес историческую речь «Ich bin ein Berliner» («Я берлинец»). Точно так же теперь точкой боли и символом сопротивления западной цивилизации стал Париж. И мы вправе сказать похожие слова, одновременно напоминающие январские «Je suis Charlie»; сегодня - «Je suis Paris». По крайней мере, те из нас, кто считает себя частью этой цивилизации.
Сергей МЕДВЕДЕВ - историк, политолог, публицист, профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Ведущий программы "Археология" (с 2015 г. - на Радио Свобода). Автор книг и статей по истории и теории политики, проблемам современной России, колумнист "Ведомостей" и русского "Форбс". Кандидат исторических наук.
Учился в МГУ, Карловом Университете в Праге и в Колумбийском Университете в Нью-Йорке. В течение 25 лет работал исследователем и преподавателем в России, Германии, Италии и Финляндии. Многие годы работал ведущим исторических программ на телеканале "Культура", вел программы на радиостанциях "Финам ФМ" и "Столица ФМ".
Страница в Facebook: https://www.facebook.com/sergei.medvedev3.


Slon.ru, 15.11.2015
https://slon.ru/posts/59684
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Иван ЯКОВИНА: Приглашение к "концу света"
http://loxovo.livejournal.com/7030578.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Террор в Европе: как реагировать?
http://loxovo.livejournal.com/7030385.html
Дмитрий БЫКОВ отозвался на теракты в Париже: Вполголоса
http://loxovo.livejournal.com/7030166.html
Станислав КУЧЕР: В условиях новой холодной войны террористов не остановить
http://loxovo.livejournal.com/7027360.html
Илья МИЛЬШТЕЙН: Враги рода человеческого. Террор вернулся в Париж
http://loxovo.livejournal.com/7026587.html
Кирилл МАРТЫНОВ: На защиту Республики
http://loxovo.livejournal.com/7026263.html

террористы, ценности, теракты, война, конфликты, цивилизация, Париж, Медведев, архаика

Previous post Next post
Up