30 октября директор Библиотеки украинской литературы Наталья Шарина, обвиненная в распространении экстремистских книг, была помещена Таганским судом Москвы под домашний арест
Несмотря на всеобщее возмущение, верх взял Следственный комитет, и 31 октября на библиотекаря Наталью Шарину был надет электронный браслет; территориальная инспекция ФСИН взяла ее на учёт.
Растерянный директор вину свою отрицает. По собственным словам Шариной, следователь настаивал: она должна признаться, что используя свое служебное положение, с 2011-го по 2015-й год «с умыслом сеяла межнациональную рознь между российским и украинским народом». Основным свидетелем обвинения стал 75-летний Сергей Сокуров, до 2010 года работавший в той же БУЛ старшим библиотекарем, но не сошедшийся с начальством характерами.
Довольно долго мы жили в стране свободных книг. Телевидение уже состояло более чем полностью из цензурных запретов и рекомендательных темников, радио стояло по стойке «смирно», к тотальному контролю над бумажной прессой стремились органы власти разных уровней. Даже интернет, с самого возникновения проникнутый идеями неподконтрольности, облагался все более основательными запретами. До книг же вне особых кампаний никому не было дела. Считалось, что строгость государственного контроля прямо пропорциональна массовости информационного канала и находится в обратной зависимости от интеллектуального ценза: чем выше порог доступа, тем меньше надо запретов и опеки.
Теперь, однако, выясняется, что даже в книгах есть часть, пригодная для быстрого чтения, делающая их опасными: это обложка. Гражданин, узнавший, как пройти в библиотеку, может с титульной информацией ознакомиться и тут же утратить человеческие черты. В тот же день, когда решался вопрос о мере пресечения для Шариной, Первая Научно-популярная библиотека сообщила, что неназванные благожелатели порекомендовали «убрать» монографию российского историка, доктора исторических наук Сергея Абашина «Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности». Хотя никаких законных оснований за требованием этим не стоит (разумеется, ни в какие списки экстремистской литературы монография Абашина не включена), библиотека сочла за лучшее его исполнить: «Мы не можем не подчиниться «просьбе» убрать книгу с наших полок». По-видимому, свобода чтения для умников остается в прошлом.
В поразительной истории с БУЛ есть еще один поворот, делающий её несколько крупнее, чем просто столкновение мира книги с политическим произволом. Библиотека украинской литературы (являющаяся муниципальным учреждением культуры) была создана в середине 2000-х Юрием Кононенко, украинофилом настолько пламенным, что в 2010-х годах ему уже был запрещен въезд в Россию. К 2007-му его курс на яростное предъявление исторических обид украинского народа на российские власти признали чрезмерно ярким. Кононенко был уволен одним днём, фонды пересмотрены и разделены на общий доступ и спецхран. Во избежание крамолы всё было сделано довольно быстро, не с таким напором, как нынешний военизированный обыск, но достаточно эффектно. Пресса обеих стран откликнулась на события, именуя их не иначе, как "разгромом". Руководить библиотекой был поставлен опытный товарищ, способный последовательно и основательно переориентировать БУЛ с похвал героям национального освобождения на смирный путь культурного диалога. Посетители библиотеки пытались даже указать московскому начальству на частичное несоответствие опытного товарища: трудно, дескать, руководить пополнением украинского фонда, не владея языком и не слишком ориентируясь в истории Украины. Ходу жалобам не дали: верность линии была важнее, чем языковые компетенции. Звали (да, впрочем, и зовут) опытного товарища Натальей Шариной.
Поэтому, когда сейчас она в интервью объясняет, что "те мероприятия, которые мы проводили, всегда были в рамках официальных дат, утвержденных на более высоком уровне. У нас в библиотеке всегда были кураторы - ФСБ, МИД, управление культуры ЦАО" - это не попытка неловкой защиты. Это искренний и последовательный лоялизм, который никак не помог библиотекарю избежать уголовного дела о возбуждении национальной ненависти и унижении человеческого достоинства. В этом деле мы видим, как понятия "экстремизм" и "разжигание розни", которые давно критиковали за невнятность и возможность бесконтрольного расширения, окончательно утратили правовое наполнение. Буква закона ежеминутно поправляется ревбдительностью (она же паранойяльная психопатия).
Сигнал о бесполезности и даже опасности любого сотрудничества с властью, конечно, не первый. Трудно утверждать, спланировано ли это запугивание лоялистов или происходит случайно. Но если у российского государства есть хоть какие-то правила игры, писанные или неписанные, легальные или пацанские, то Наталья Шарина должна быть немедленно освобождена.
Александр ГАВРИЛОВ - глава Института книги. Критик и редактор, литературный деятель.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаврилов,_Александр_Феликсовичhttp://theoryandpractice.ru/presenters/481-aleksandr-gavrilov The New Times №35-36 (384) от 26.10.2015
http://www.newtimes.ru/articles/detail/103505/Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.
ПЕТИЦИЯ
Дело Натальи Шариной. Требуем отставки Бастрыкина
https://www.change.org/p/президент-рф-в-в-путин-дело-натальи-шариной-требуем-отставки-бастрыкина/ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Сезон доносов
С дела «экстремиста-библиотекаря» может начаться массовое сведение счетов шариковой ручкой
Московские власти приняли решение расформировать Библиотеку украинской литературы и сделать ее филиалом Московского дома национальностей. Дело, начавшееся с разговоров о национализме и экстремизме, выглядит теперь заурядным спором хозяйствующих субъектов.
http://www.novayagazeta.ru/politics/70561.htmlЮлия ЛАТЫНИНА: История одного доноса в лицах и цитатах, или Кто такой Сокуров С.А.
Знакомец Пушкина А.С.
http://www.novayagazeta.ru/columns/70562.html«Я борюсь с либеральными гнидами и бандеровцами открыто»
Заявитель по делу об экстремизме в украинской библиотеке о своих мотивах
Когда скандал с обыском в столичной Библиотеке украинской литературы и арестом ее директора Натальи Шариной набрал ход, депутат муниципального округа Якиманка Дмитрий Захаров признался в соцсетях, что именно его сообщение послужило поводом для проверки учреждения культуры спецслужбами. В его активе уже борьба с хиджабами, помощь восставшему Донбассу, а в планах, помимо выявления бандеровцев, - акция за установку памятника Петру Войкову рядом с одноименной пока станцией метро. «Лента.ру» побеседовала с активистом, чья страница в Facebook полна гневных комментариев.
http://lenta.ru/articles/2015/10/30/zaharov/Следователи потянулись к книгам
Силовики искали экстремизм в Библиотеке украинской литературы в Москве
http://www.novayagazeta.ru/arts/70532.htmlПротокол очной ставки профессионального читателя-стукача и московской библиотекарши
http://tyler78.livejournal.com/559997.htmlЗачистка по требованию. Что искали в Библиотеке украинской литературы
https://slon.ru/posts/58793Будет решаться вопрос об аресте директора «библиотеки украинской литературы» Натальи Шариной
Правоохранители пришли в библиотеку утром, когда в учреждении находилась только уборщица.
Рассказала Шарина и о многочасовом допросе, который проводился в ночь на четверг. В ходе беседы со следователем ей стало плохо. Женщине вызвали «скорую», и врачи заявили, что Шарина долджна находиться под круглосуточным присмотром врачей. Однако следователь в госпитализации отказал.
(верхнее давление было 250; ей 58 лет)
http://echo.msk.ru/news/1649598-echo.htmlДиректор Библиотеки украинской литературы утверждает, что правоохранители перед обыском подбросили стопку книг
http://echo.msk.ru/news/1649550-echo.htmlДиректора Библиотеки украинской литературы заподозрили в экстремизме
Раньше за запрещенные книги библиотеки отделывались штрафом, говорит эксперт
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/30/614913-direktora-biblioteki-ukrainskoi-literaturi-zapodozrili-ekstremizmeМосква перевела Библиотеку украинской литературы из культуры в нацполитику
Учреждение работает, но осталось без телефонной связи, директора Наталью Шарину могут арестовать 30 октября
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/29/614842-biblioteki-ukrainskoi-literaturiВ Москве заговорили о чистках библиотек
Монографию о национализме потребовали убрать с полки
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/30/614962-moskve-zagovorili-chistkah-bibliotek