Где разгорится новая революция
Как снижение сырьевых доходов разрушает диктатуры
Полиция на антиправительственном протесте в Стамбуле
Цветные революции последних лет можно оценивать по-разному - и как скачок вперед в развитии переживших их государств, и как потерю этими государствами стабильности и откат назад. Но в цветных революциях интересно не то, что происходит внутри страны (все революции немного похожи друг на друга), а тот резонанс, который они вызвали в мире. Пожалуй, ни одно геополитическое явление в последнее время не вызывало столько эмоций, среди которых доминирует страх автаркических лидеров и диктаторов - будто они чувствуют, что ящик Пандоры открылся по их душу.
С одной стороны, это странно - в мире постоянно происходит смена власти, беспорядки и восстания, и ничего нового последние годы не принесли. С другой - диктаторов можно понять.
На первый взгляд, единственное, что связывает Египет, Тунис, Сирию и - вдруг - Украину, это авторитарный режим, подавлявший оппозицию и интегрировавший политическую власть и личное обогащение элиты в неразрывный процесс.
Поддаваясь естественному психологическому желанию найти виновных вовне, сторонники авторитарных режимов винят в череде революций внешние силы, обычно США, в риторике политических лидеров которых действительно часто встречаются призывы к «экспорту демократии». Однако (в отличие, скажем, от Ирака и Ливии) Штаты явно не вмешивались в ситуацию в странах цветных революций, а если бы встречи с оппозицией, гранты правозащитникам и «печенье» на площадях действительно могли менять правящие режимы, то волна цветных революций не ограничилась бы четырьмя жертвами, захлестнув минимум полмира - США активно сотрудничают с организациями либерального толка всегда и везде, да и «печенья» у них хватает.
Авторитарных стран много. Рядом с Магрибом расположены авторитарные Саудовская Аравия и Иордания; рядом с Украиной - Белоруссия и Россия; половина Латинской Америки, треть Индокитая и вся Средняя Азия - автократии. Тем не менее, революциями в большинстве этих стран и не пахнет, разве что пройдет кое-где демонстрация и власть арестует десяток человек. Должны быть какие-то еще общие для «членов клуба цветных революций» свойства, которых нет у «спокойных» диктатур.
Свойства эти, как и следует ожидать, находятся в экономической области, и основным фактором оказывается доля ресурсной ренты в ВВП. И Египет, и Сирия, и Тунис, и Украина стабильно до революции имели примерно 10%-ную долю ренты в ВВП. Судя по анализу мировой статистики, примерно такую долю ренты имеет 21 страна.
В клуб попадают Австралия и Норвегия. С ними все просто: их демократические институты построены задолго до появления ренты, и их нелегко разрушить.
Зимбабве, ЦАР, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар, Судан, Того, Мадагаскар, Малави, Танзания, Киргизия. Это беднейшие страны, тем не менее, в их новейшей истории есть много похожего на цветные революции. В Судане, Того, ЦАР, Сьерра-Леоне, Мадагаскаре, Кот-д’Ивуаре, Киргизии и в мягкой форме в Малави в последние 15 лет происходили множественные или разовые революции и мятежи, очень сходные с цветными. В Зимбабве власть не менялась, однако ситуация в стране все время находилась на грани общего хаоса. Танзания - более спокойное исключение, в ней только сепаратистские выступления на островах можно как-то связать с «влиянием 10%». Но не бывает правил без исключений.
Относительно обеспеченные Колумбия, Перу и Малайзия (ВВП от $6500 до $11 000 на человека). Сегодня во всех трех странах спокойно, однако Колумбия пару десятков лет жила в процессе перманентной революции, Перу пережила свержение режима Альберто Фухимори, Малайзия во времена, когда ее подушевой ВВП был ниже $7000 на человека, имела более высокую ренту, а сегодня она выбивается из клуба как более богатая.
Кроме Египта, Сирии, Туниса и Украины в клубе остались только Мьянма и Вьетнам. Обе страны пережили гражданскую войну, военно-социалистические диктатуры, массовые беспорядки.
Вьетнам сегодня более или менее стабилен, чего нельзя сказать о Мьянме, где вокруг готовящихся выборов вполне может сложиться ситуация, близкая к цветной революции.
Статистика впечатляет: кажется, что за исключением двух демократий все страны «клуба 10%» отмечены роком. Разумно предположить, что большая доля ренты в ВВП (15% и выше) в достаточной степени обеспечивает тоталитарную власть ресурсами для стабильности. Страны с таким уровнем ренты развиваются при прочих равных медленнее стран с низкой рентой, но зато в них власть легко консолидирует экономические рычаги, лишая потенциальную оппозицию капиталов, и «социализирует» экономику, делая основную часть населения зависимой от бюджета. Низкая рента (менее 5-7%) вынуждает страны развивать диверсифицированную экономику, что способствует развитию демократии и более быстрому росту или - в редких случаях типа сингапурского - подъему ВВП и стабилизации режима благодаря поддержке населения и бизнеса. Страны «роковой доли ренты» слишком обеспечены сырьем, чтобы диверсифицироваться, сырьевая маржа выше производственной, и элита борется за нее, забывая про альтернативы. Однако сырья не хватает для создания «подушки безопасности» в виде резервов, госрасходов на социальную сферу и государственные бизнесы, инфраструктуру и пр. Власть в таких странах, естественно, не стабильна, элита, не удовлетворяющая своих аппетитов на скудных сырьевых потоках и не способная к диверсификации, перманентно конкурирует за «престол», дающий преимущества при распределении ренты.
Интересно заметить, что СССР в конце 1980-х годов имел примерно 13-14%-ную долю ренты в ВВП - чуть выше уровня цветных революций. А Сирия, которая еще 10 лет назад была вполне стабильным государством, имела тогда около 20% ренты в ВВП, и доля эта сокращалась.
Похоже, что всему виной не влияние Штатов, как считают диктаторы, и не коррупция, как считают многие борцы с режимами, а ловушка среднего уровня ренты в сочетании с подушевым ВВП ниже $6000-7000 на человека в год.
В этом смысле российской власти стоит задуматься: по итогам 2015 года российский подушевой ВВП сократится примерно до $8000-9000, и в 2016 году падение продолжится. При этом падение цены на нефть уже в текущем году сделает долю ренты в ВВП примерно равной 14%. Мы подходим к опасному пределу, который успешно (с точки зрения избежания цветной революции) пока преодолевают только крайне жесткие репрессивные режимы - да и то далеко не всегда.
Андрей МОВЧАН - финансист, один из самых известных финансовых менеджеров России.
Один из основателей инвестиционной компании "Третий Рим". Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги. До 2015 г. - управляющий партнер и сопредседатель наблюдательного совета ИК "Третий Рим".
Работал исполнительным директором компании "Тройка Диалог". Основал и возглавлял правление группы "Ренессанс Управление Инвестициями", был исполнительным директором "Ренессанс Кредит Банка". В 2009 г. создал инвестиционную компанию "Третий Рим".
По первому образованию - математик, закончил бакалавриат и магистратуру мехмата МГУ им. Ломоносова, второе высшее - Финансовая академия при правительстве РФ и executive MBA в школе бизнеса Чикагского университета (MBA University of Chicago Booth GSB). Член американского академического сообщества Beta-Gamma-Sigma.
Фейсбук:
https://www.facebook.com/andrei.movchan?fref=ts.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мовчан,_Андрей_Андреевич Forbes, 29.10.2015
http://www.forbes.ru/mneniya/protesty/304209-ekonomika-tsvetnykh-revolyutsii-kak-snizhenie-syrevykh-dokhodov-razrushaet-dПримечание: все выделения в тексте - мои.