ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО-25 (дополняется)

Nov 12, 2015 17:00

*
Алексей МАЛАШЕНКО - политический эксперт, сотрудник Центра Карнеги
И Украина, и Сирия свидетельствуют о желании России показать: она если не сверхдержава, то во всяком случае полусверхдержава. Украина, конечно, не пройденный этап, скорее речь идет об украинской паузе. Ни Европа, ни Россия, да, по большому счету, и сама Украина не были готовы к тем событиям, которые в этой стране произошли. От этого большое число ошибок, вспомнить только безумную идею насчет "Новороссии". Итак, сейчас наступила украинская пауза, но потом процесс так или иначе продолжится. Не так жестко, как раньше, я надеюсь, ни о каких военных действиях больше речь не пойдет.  И на Украине, и в Сирии у Кремля цель одна - показать, что Россия действительно держава, с которой невозможно не считаться, и с этой точки зрения Сирия даже более удобная площадка.
http://www.svoboda.org/content/article/27348890.html
*
Юрий БОГОМОЛОВ, телекритик
Спорт был важной составляющей в агитпропе. Он снова стал делом государственной важности, едва страна приподнялась с корточек. А уж на какое лицемерие и на какие фальсификации государство способно… тут уж никаким аршином не измеришь.
http://echo.msk.ru/blog/bogomolov_y/1656738-echo/
*
Максим КАНТОР, художник, писатель
врата Ада, понятые как двери приемной ФСБ, - это полноценный образ. Художник восстал не просто против Путина и ФСБ (что само по себе неплохо), он поставил перед запуганным обществом вопрос: стоит ли вечно жить в страхе расплаты, или достойнее приблизить адское пламя? Иные не согласны; говорят, что двери ФСБ - это не врата Ада. Поскольку большинство из ныне живущих в скором времени сумеют увидеть врата Ада вблизи, и не только снаружи, но изнутри, то дискуссию следовало бы отложить до того времени, как они поделятся впечатлениями. Пока же скажем, что ведомство, произведшее столько зла, вполне может быть сопоставимо с Адом. Вы еще не согласны? Но вот у нас уже пять минут как идет дискуссия, а впереди еще столько вопросов: про Сталина, Андропова, Дзержинского, взрывы домов, провокации ФСБ, войну в Украине, заказные убийства, клептократию чиновников, крепостничество, Путина - это ведь только начало разговора.
http://www.svoboda.org/content/article/27357291.html
*
Дмитрий ПЕТРОВ, журналист, писатель
Не зря русский изгнанник и американский мыслитель Питирим Сорокин не хотел новой войны. В тексте «Война и милитаризация общества» он писал, какой она сделает жизнь тех, кто уцелеет: «...Власть регулирует и нормирует все: деятельность, профессию, одежду, пищу, жилище, убеждения, вкусы, брак, число детей... Отношения - экономические, семейные, правовые и т.д. - нормирует власть... Люди здесь не нечто самоценное, а собственность последней».
Впрочем, многие не замечают этого.
http://www.gazeta.ru/comments/2015/10/20_a_7832855.shtml
*
Денис ДРАГУНСКИЙ, писатель (май 2015)
Я не могу себе представить, что наша власть вдруг отменит законы, ограничивающие политическую конкуренцию, перестанет говорить глупости, перестанет преследовать художников за то, что они изображают нечто похожее на распятье, за танцы на фоне мемориала. Что-то мне мешает поверить в такую «оттепель».
В частности, еще и потому, что власть, будучи сильной, консолидированной и по-своему эффективной, все-таки, не настолько сильна, как была коммунистическая власть. И Сталин, и Хрущев, и даже Брежнев знали, что могут приказать народу делать все, что угодно. И народ бы кричал: поддерживаем и одобряем! А сейчас власть немножечко боится, что она что-то прикажет, а народ ответит: э, шалишь, брат! Поэтому власть опирается на простые народные инстинкты, типа ксенофобии и антиамериканизма.
И чтобы надеяться на то, что власть сама начнет вести политику какой-то либерализации, у меня просто не хватает воображения. Хотя все может быть, а в России - тем более. Возможно, что эти перемены наступят по причинам, не зависящим от власти.
http://www.golos-ameriki.ru/content/russian-politics-culture-anna-plotnikova-dragunsky/2782105.html
*
Андрей БИЛЬЖО, художник
если за картинку убили 12 человек, вообще если за картинку убивают, то это недопустимо. Любая картинка самая отвратительная, циничная, кощунственная, самая-самая отвратительная - за нее убить нельзя. На картинку ответом может быть только картинка. Либо молчание, презрение и так далее. Я слышал от радиослушателей многих, которые сейчас слушают нас, вопрос, меня спрашивают: а про Холокост как вы бы отнеслись. Хотите - рисуйте. Нет вопросов. Есть конкурс в одной из арабских стран про Холокост. В котором участвуют российские художники. Их это не смущает. Хотите - рисуйте про что хотите. Нет вопросов никаких. Но убивать за картинку не смейте. Это совсем другая история. И путать эти вещи нельзя. Обсуждать картинки можно, но убивать за них нельзя. Так же как за слово.
http://echo.msk.ru/programs/exit/1654698-echo/
*
Даниил ДОНДУРЕЙ, культуролог
<> мы сегодня снова вступили в эпоху мировоззренческих войн. И это очень серьезно.
<> абсолютное большинство граждан должно быть сегодня наполнено ненавистью ко всем тем, кто не разделяет нашей картины мира, уникальность нашей цивилизации. Сейчас будет готовиться масса стратегий культурной политики. Будет осваиваться столетие великой революции. И так далее. Все эти войны еще впереди. И вот сейчас мы на подступах. И это очень серьезный период, у которого последствия колоссальные. Но и мне кажется, он абсолютно остановит развитие России.
<> рассказ, предположим, о том, что импортозамещение - чрезвычайно важное полезное, национальное, надо гордиться. Это же поражение! Что такое импортозамещение? Это гигантское поражение нашей системы, связанное с тем, что мы на честных основаниях вытеснить иностранцев с рынка тетей Машей не можем. Не способны. Только через указ президента или хотя бы министра сельского хозяйства.
<> Когда люди принимают решение запретить связанным с национальной безопасностью сотрудникам выезжать за пределы страны, это знак страшнейший. Это знак о том, что мы готовы к войне.
<> Об этом замечательно сейчас выступал Кузьминов. Он рассказывал о том, что весь бюджет направлен против человеческого капитала. То есть против образования, здравоохранения, развития людей, чтобы молодые легко находили работу, чтобы они открывали бизнесы, чтобы они не боялись. Этого много всего. Все направлено на то, чтобы молодые боялись собственной системы жизни своего государства.
http://echo.msk.ru/programs/exit/1654698-echo/
*
Александр МИНКИН, журналист
За криками про поджог Лубянки почти никто не расслышал другую, в некотором смысле более горячую новость. Все таможенники России получили приказ, запрещающий им отдых за границей; «особенно в странах, которые подписали с США договоры о выдаче преступников».
Понимаете? Это не забота о здоровье именно таможенников (у нас есть и другие достойные члены общества). Это опасение, что их где попало могут арестовать и выдать в США.
Уберечь товарищей от ареста - вполне разумно. Но как-то так получается, что этим приказом мы сами вроде бы каким-то образом всех таможенников признали потенциальными арестантами. Вообще-то такая оплошность называется «шапка горит».
Вообразите, что будет, если на всех наших ворах, грабителях, взяточниках вдруг разом загорятся шапки. Мы окажемся в пылающей стране. Заполыхают санэпидстанции, мэрии, таможни, штабы, министерства, адмиралтейства. Вообразите одномоментное самовозгорание Кремля, Думы, Совета Федерации… <…> Полыхнёт Газпром, университеты вместе с Минобрнауки, коммунальщики, дорожники, все заправки, где разбавленный бензин, все… ну просто все. Мы станем видны из Дальнего Космоса. И горящая дверь Лубянки превратится в ничтожную искру на фоне Большого Отечественного Пожара.
http://www.mk.ru/social/2015/11/09/rossiya-v-ogne.html
*
Галина Сидорова, журналист
По данным правозащитного центра "Мемориал", общее число жертв террора - с учетом раскулаченных, депортированных, высланных - превышает 12 миллионов. Имена и биографии более 2 700 000 из них сегодня включены в скорбный список. А в качестве "благодарности" от государства за эту титаническую работу по восстановлению его подлинной истории "Мемориал" заработал статус внутреннего врага и звание "иностранного агента".
http://www.svoboda.org/content/article/27350798.html
*
Максим КАНТОР, художник, писатель
пока жадные и злые будут защищать награбленное, уверяя своих нищих рабов, что объективно пришли в негодность механизмы мирового устройства, а население будет им верить - до этих пор война неизбежна.
https://www.facebook.com/maxim.kantor.3/posts/10206723888833240
*
Алексей ШИРОПАЕВ, поэт, публицист
Мамлеев - это следующий шаг после Достоевского. Шаг, который Достоевский не мог или не хотел сделать. Мамлеев - это Достоевский после Гулага, после опыта массовых убийств, коммунального ада и советской «бытовухи». После опыта советского расчеловечивания. Совок содрал религиозно-культурные покровы, обнажив бездны и пространства, которые Достоевскому и не снились. Вернее, именно снились - а Мамлеев их увидел. То, что для Достоевского было предчувствием, для Мамлеева стало реальностью, явью нави. Именно Мамлееву, а не Достоевскому, открылся настоящий русский тип. Это тип пограничный лишь внешне, на самом деле он - запредельный. Именно Мамлеев открыл Россию как некую опасную, экстремальную зону, воронку-бездну, само приближение к которой искажает все пространственно-временные связи и психику. Россия Мамлеева, Россия Мамлеевна - это земной ад, послание бездны, голос из Ничто. Если поверить Мамлееву, что мир создан Крысой с целью мучить людишек, то Россия - центр такой вселенной, главная ставка метафизической Крысы.
Мамлеева можно считать русофобом, Мамлеева можно считать супер-русофилом, но все это не то, мимо. Важно другое: совок выдал конечный тип русского человека, открыл его метафизически, а Мамлеев познал этот тип. Познал настолько, что русских смело можно называть мамлеевцами. Мы все мамлеевцы в большей или меньшей степени. Скажем, Путин - абсолютно мамлеевский тип, и внешность соответствующая. Его рассуждения о «сакральном Крыме» - абсолютно мамлеевские. Представьте себе Путина в майке на общей кухне, а лучше - тихим, безликим обитателем коммуналки, время от времени что-то бормочущим о традиционных ценностях, глухо разговаривающим за закрытой дверью своей комнатки с некими сущностями. А потом однажды приходят менты и выясняется, что парень-то - серийный маньяк.
https://rufabula.com/author/alexey-shiropaev/811
*
Антон ОРЕХЪ, журналист
Вот зачем нам памятник Князю Владимиру? Почему его ставят сейчас, а не в честь тысячелетия Крещения Руси, которое отметили еще 27 лет назад? И действительно отметили, кстати - еще при советской власти! Я школьником был и хорошо помню эту дату! Почему не поставили, когда Храм Христа Спасителя восстанавливали? Почему не поставили в любое другое время, но ставят сейчас? Правильно! Национальную идею генерируют. При коммунистах всех заставляли верить в Ленина и светлое будущее. Эта вера привела к полному развалу страны, к духовной нищете и материальной бедности. Раньше храмы ломали, священников вешали, «Гагарин в космос летал - Бога не видал». Теперь решили сделать ровно наоборот. Сейчас же куда ни глянь - церковь строят. Батюшки снуют, освящая объект за объектом и напутствуя всех - от малых деток до футболистов. Теперь Бог снова - есть! Да и Гагарин во время полета, кажется, что-то такое в иллюминатор все-таки видал, сияние какое-то на горизонте там мелькало.
Ну, вот, в рамках нового, не побоюсь этого слова, тренда и заложили памятник.
http://echo.msk.ru/blog/oreh/1653094-echo/
*
Вадим ШТЕПА - один из лидеров современного андеграунда, философ, регионалист, публицист
Русский язык <> нуждается в освобождении его от функции инструмента имперской политики.
http://intersectionproject.eu/ru/article/russia-world/russkiy-ne-rossiyskiy
*
Андрей КУРПАТОВ, врач-психотерапевт, телевизионный продюсер, учёный
Нам давно уже нужно было понять угрозу, которую представляет собой эта новая для наших мозгов - гиперинформационная - среда. Понять и начать работу над способами самозащиты, то есть заняться подлинной информационной безопасностью.
Но мы не поняли, не подготовились и, возможно, даже опоздали. Иначе как объяснить тот факт, что публика, не мыслящая свою жизнь без электричества, современной медицины и мобильной связи, продолжает хвататься за плащаницы, подвергнутые, кстати, радиоуглеродному анализу, и молиться на монархические кости, прошедшие предварительный ДНК-тест?
Как вообще этот очевидный оксюморон может умещаться в человеческой голове?! Только при условии полного отсутствия структуры…
http://snob.ru/selected/entry/99993
*
Гарри БАРДИН, режиссер-аниматор
те лизоблюды, которые стремятся понравиться властям и готовы ради этого на все. Это самое страшное.
http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20151031-garri-bardin-lizoblyudy-vlasti-gotovy-na-vse-i-eto-strashno
*
Виктор РЕЗУНКОВ, журналист
У меня такое впечатление, что сам факт того, что существует и обсуждается версия о террористическом акте, очень сильно играет в сознании людей против Владимира Путина, против его последней авантюры - войны в Сирии. Это внешнеполитический фактор. И постепенно, я думаю, решением, которое будет принято российской комиссией, которая расследует эту авиакатастрофу, власти постараются, как я понимаю, свести к минимуму версию террористического акта. Потому что политически она во всех отношениях очень невыгодна Владимиру Путину. Они попытаются ее скрыть в любом случае, как я предполагаю.
Рано или поздно закончится шлейф глубочайшего внутреннего переживания, и все начнут пытаться понять, что происходит. Все будут очень долго ждать результатов расследования. А это очень важно политически, важно для атмосферы внутри страны, и это имеет самое прямое отношение прежде всего к Владимиру Путину.
http://www.svoboda.org/content/transcript/27340703.html
*
Алексей ШИРОПАЕВ - поэт, публицист
Нет никакой единой для всех вечной и навсегда данной, неизменной родины. Родина - она для всех нас разная. Она исторична и обусловлена культурно-социально. Одна родина у народа, другая - у номенклатуры. И, бывало, народ не считал за грех предать родину «начальства». Против этой родины восставали, от неё бежали в раскольничьи скиты, в Сибирь, на новые, девственные земли. И даже в другие страны, как, например, казаки-некрасовцы - участники Булавинского восстания, после разгрома ушедшие в Турцию. Да, они изменили царю, царской России, но не изменили своей казачьей вольности, а она, включавшая традиции, уклад, культуру, и была их родиной. Т.е. родина совсем не обязательно связана не только с господствующей государственностью, но и с «почвой», землёй, территорией.
В России всегда боролись между собой два главных образа родины: один - жёсткий, номенклатурный, государственнический, привязанный к имперской территории и царистскому типу власти; и другой - живой и летучий, как плазма, вольный, вечевой, казачий, почти анархический. Этот второй образ родины живёт, светится и в русском либерализме, что видно на примере Валерии Новодворской. Кстати, диссидентская внутренняя эмиграция времён застоя - разве это не бегство в альтернативную, параллельную, тайную, «скитскую» родину? А тогдашняя внешняя эмиграция - по сути, разве это не новая попытка в духе Курбского найти ТАМ давно потерянное ЗДЕСЬ?
Номенклатура хочет навеки отлить образ родины в бронзе, в бетоне, изваять в граните, дабы придавить им копошащееся во прахе население. Номенклатура меняется кадрово, идеологически, но не меняются её вечные клановые интересы. Так вот, историю в учебниках, указуя нам, кто предатель, а кто - святой, пишет именно номенклатура. Например, Карамзин, которым восхищался великий Пушкин - человек того же круга. Между прочим, было бы корректнее называть Пушкина не великим русским, а великим дворянским (номенклатурным) поэтом. Ибо основная масса русского народа в пушкинскую эпоху о Пушкине даже и не слыхала. Его читал ничтожный процент свободного населения. А остальные - рабы - даже и не ведали толком, что они - русские. Они считали себя «православным христианством» (крестьянством). О том, что они, оказывается, русские, им впервые сообщила, опять же, номенклатура, когда ей потребовалось пушечное мясо для отражения «антихриста Наполеона» (потом это официозное заклинание русскостью стало традицией: так было в 1914-м, в 1941-м, наконец, в текущем 2014-м - прямо-таки магия чисел).
Номенклатура создавала в сознании народа образ родины и учила народ, как ему любить эту родину. Любить родину значит любить власть - вот нехитрая формула такого патриотизма. Всё остальное - предательство, измена родине. Такой патриотизм - для быдла. Именно он сейчас раскрашен в «колорадские» (как многие выражаются) цвета.
Можно ли из этого вырваться? В принципе, да. Люди перестают быть быдлом, объектом манипулирования, когда начинают сознавать и отстаивать свои собственные, подлинные интересы. Когда они перестают бездумно, как дрессированная собака, делать стойку при слове «русский» или «советский». Когда они становятся гражданами.
https://rufabula.com/articles/2014/05/08/treason-for-homeland
*
Аркадий БАБЧЕНКО, журналист
Пять лет назад было невозможным появление в России анекдота: «Петь, а Ваньку нашего на Донбассе убили! - Молчи, дура, не было у нас никакого Ваньки». Сейчас это - реальность. Я всего жду от этой страны, но от мысли, во что они превратили людей, мне становится страшно.
http://www.unian.net/politics/1159254-rossiyskiy-jurnalist-arkadiy-babchenko-russkie-hotyat-voynyi-i-eto-sovershenno-tochno-moy-narod-hochet-voynyi.html
*
Екатерина ШУЛЬМАН, политолог
почему никаких президентских обращений к нации нету и не надо. Ибо в нашей политической традиции, внеочередное появление высочайшего лица - это не утешение, а угроза. Не так страшен теракт, как объявленная по его итогам борьба с терроризмом.
https://www.facebook.com/catherine.schulmann/posts/10208143622659266
*
Александр НЕВЗОРОВ, журналист
каким бы ни был патриотизм на самом деле, каким бы хорошим и полезным ни было это явление, в контексте современной России это то, что никогда нельзя развивать в детях. Это то, от чего нужно спасать и прятать. Потому что иначе после того, как вы вырастите детей, вы передадите пульт управления ими, их поступками и жизнями в руки напившемуся коньяку мерзавцу, который ткнет в кнопку лишь по той причине, что у него есть палец, которым эта кнопка нажимается.
Свирепая и хамская безжалостность в отношении людей является традиционной практикой в России.
http://snob.ru/selected/entry/100111
*
Игорь ЯКОВЕНКО, журналист
перехожу к госпрограмме патриотического воспитания. На программу выделяется 1,85 млрд рублей бюджетных денег. Критерий успешного выполнения программы - повышение на  8% доли российских граждан, которые гордятся своей страной. Точно этот критерий сформулирован так: должна увеличиться доля граждан, которые положительно отвечают на вопрос, испытывают ли они чувство гордости от того, что они граждане РФ.
Теперь перехожу непосредственно к самой рацухе. Опросы проводит ВЦИОМ. Как он проводит опросы, мы все хорошо знаем. Платим ВЦИОМУ по 10 миллионов в год, и получаем нужные цифры. Экономим на этом 1,8 миллиарда рублей. И это только одна госпрограмма. А их сотни! И бюджеты там та-а-а-кие! И по каждой госпрограмме можно сходу подать по десятку рацух. Отвечаю, лично смотрел и убедился: по самым скромным оценкам с помощью таких рацух можно уменьшить расходную часть бюджета вдвое.
У меня остался только один нерешенный вопрос: где в этой стране техотдел...
http://igoryakovenko.blogspot.ru/2015/10/blog-post_30.html
*
Владимир ПОЗНЕР, тележурналист
сегодня в России нет журналистики. Нет четвертой власти, которая реально влияла бы на ход событий и обращала бы внимание других властей на то, что не в порядке. Учитывая некоторую авторитарность власти, то, что она прямо или опосредованно контролирует СМИ, быть журналистом трудно. Нет ГУЛАГа, куда тебя упекут, и нет Сталина, по воле которого тебя расстреляют. Но ты можешь легко потерять работу, можешь подвергаться серьезному давлению, даже физическому. Когда я разговариваю с молодыми, которые спрашивают меня, стоит ли идти в журналистику, я говорю, что не стоит. По крайней мере, очень хорошо подумайте.
<> Совсем недавно Запад не был нашим врагом. Были отдельные люди, которые всегда считали Запад врагом, но их было очень мало. А теперь их много. Почему? Потому что им это внушили. В первую очередь СМИ, выполняющие определенные указания. То же самое происходит и в любой другой стране. Для среднего американца сегодня Россия - это потенциальная угроза. Опросы общественного мнения это подтверждают. Причем люди все же разделяют народ и государство. В России к американцам хорошо относятся около 40 процентов опрошенных, а к США - только 20. Так и американцы - к русским относятся вполне нормально, но Россия вызывает у них резко отрицательные эмоции.
Был такой фельдмаршал Герман Геринг, который незадолго до того, как покончить с собой в камере нюрнбергской тюрьмы, дал интервью американскому журналисту. Он сказал, что никто не хочет воевать - ни американцы, ни русские, ни немцы. Их надо только напугать. Их надо убедить в том, что им угрожают. А еще им надо объяснить, что все, кто выступает против войны, - не патриоты. И все! И неважно, где это происходит - в демократической Америке, в Третьем рейхе или в советской диктатуре.
он смотрел в корень. Надо напугать людей. А когда они напуганы - с ними можно делать все что угодно.
http://lenta.ru/articles/2015/10/15/pozner/
*
Андрей ЗУБОВ, историк
запрещают по советской традиции, что лучше не спорить, лучше запретить и, главное, по советскому убеждению (тоталитарному вообще убеждению - оно и в Германии было), по тоталитарному убеждению, что умом людей можно управлять извне. Понимаете? Вот причина! Можно управлять извне. Надо давать дозированную информацию, чтобы люди что-то знали, о чем-то догадывались, чего-то не знали вообще. И дополнять то, что они не знают, может быть, лживой, но массированной пропагандой. И тогда мозги штампуются.
<> это как раз отсутствие привычки жить в свободном информационном пространстве, понимаете? Советский человек в среднем… Там скажем, были люди, которые ничему не верили (ваш покорный слуга - один из них), но большинство советских людей говорили „Это же в газете написано“ (в какой-нибудь газете „Правда“). Хотя, мы говорили, что в „Правде“ нет известий, а в „Известиях“ нет правды, но большинство говорит „В газете написано. Это же по телевизору сказали“. И, вот, до сих пор эта установка существует. Это, на самом деле, пережиток, конечно, нашего тоталитарного общества, нашего индоктринированного идеологически режима и этим пользуется сейчас власть. И один из таких пережитков - это, в общем-то, селективный доступ к информационным материалам: одни люди решают за других, можно эти материалы этим первым людям читать или нельзя. Пусть каждый сам решает,
<> Далеко не всё открыто [архивы], понимаете? Вот преступление. Вот это преступление - это лишение людей информации.
Экстремизм не то, когда человек, скажем, читает статью или книгу о Бандере, за что, собственно, сейчас украинскую книгу, да, - арестовывают людей и всяческие безобразия творят. А экстремизм то, когда людей не допускают до информации. Вот это экстремизм. Когда людям не дают самим составить представления о том или ином явлении в прошлом или в настоящем. Это экстремизм, это преступление. Это преступление против фундаментальных прав человека.
Свобода информации - я просто напомню: свобода информации - это свобода всех свобод, так вот говорится. Потому что никакой демократии, никакого суда, ничего, никакой экономической деятельности не может быть при сокрытии информации.
<> Идеологию вообще иметь не нужно. Идеологию иметь не нужно. Идеи иметь нужно, принципы иметь нужно, идеологию иметь не нужно, потому что идеология - это то, что индоктринируется в общество. Идеология - это как раз результат того, что одни люди считают себя умнее других, и другим навязывают свои взгляды и идеи. Это и есть идеология.
<> Что такое дилетанты в истории? История - это не математика. История - это, в общем-то, то, где мы все с вами живем, и все мы время от времени попадаем в историю, как известно, или в истории. В этом смысле история близка каждому человеку. Я не знаю, много ли людей не физиков или не биологов, которые будут с вами где-нибудь там в купе дальнего поезда вести беседы о физике или биологии. А вот об истории ведут все разговоры. Понимаете, это наша жизнь. Это жизнь наших отцов, дедов. Это совершенно естественно.
И единственное желание нормального человека - это узнать правду. Вот с правдой в истории, особенно в истории нашего отечества, очень плохо. Потому что правда замалчивалась во многом, хотя далеко не так, в советское время, и до революции пытались замолчать, пытались что-то спрятать. Естественно, правда совершенно искажалась (ее просто не было) в советское время. Просто не было исторической правды. Читать книги даже ученых людей по истории очень тягостно, потому что надо страницы разной идеологической шелухи идиотской, (классы, идеи, классовая борьба, капитализм-империализм), из этого выуживать факты, из которых можно что-то понять. Вот, мы учились… Это мы, когда я был студентом, молодым ученым, мы учились это делать.
Правды, нормальной правды… Вот, в этом смысле наиболее хороша англо-саксонская историческая школа из школ XX века, которая строится вся на факте. Она любит факты. Она избегает больших обобщений, в отличие от романской, французской школы или германской, и она пытается дать как можно больше фактов, предлагая самому читателю, собственно, совершить обобщение. Мне это очень нравится. Это мой стиль исторический.
И сейчас опять начинается то же самое, когда к истории начинает подверстываться какая-то идеология. Вот, как это было недавно при выборах директора Института истории со стороны Глазьева. Это очень плохо.
Поэтому дилетанты… Ну да, дилетанты могут писать, могут задавать вопросы, могут даже строить свои схемы. Изредка они бывают очень полезные. Как правило, они бывают интересные, иногда бывают совсем не интересные. Но мне кажется, что создавать государственную комиссию для борьбы с дилетантами - это очень глупо.
<> А те, которые, наоборот, благоприятны интересам России, это, наоборот, пожалуйста. И я знаю людей, которые, занимая высокие государственные посты, они, в общем-то, фактически занимаются фальсификацией истории, но в интересах, как они считают, российского государства.
<> как учитель я всегда руководствовался вот этими замечательными словами, по-моему, очень древними, но которые для русского общества вновь сформулировал Дмитрий Иванович Менделеев, что „ученик - это не сундук, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь“. Вот, собственно, я старался этим всегда руководствоваться.
<> слава богу, наше общество не тоталитарное - я это повторяю раз за разом. Оно, конечно, авторитарное, но не тоталитарное. То есть на мозги пытаются воздействовать, но не воздействуют тотально. То есть я, вот, могу с вами сейчас беседовать, высказывать другую точку зрения - это очень важно. Поэтому в такой ситуации, когда власть авторитарная диктует историкам, что надо говорить, надо держаться подальше от власти и говорить то, что ты думаешь.
<> Историк - это не тот, кто является директором института или даже членом исторического общества, историк - это тот, кто занимается историей и занимается ею достаточно профессионально.
Я читаю лекции, в той же „Новой газете“ пишу статьи, пишу книги, выступаю здесь и за границей, печатаю статьи. То есть я свободно делаю то, что я считаю нужным, именно потому, что я не являюсь директором института.
<> люди же, ведь, сейчас боятся, в основном, не потому, что они твердо знают, что будет, а именно потому, что они не знают, что будет. Но прекрасно помнят, что было. Особенно люди моего поколения, которые прекрасно помнят, что было при советской власти. И поэтому они не пытаются экспериментировать. Они боятся больше, чем того стоит бояться сейчас.
И боятся именно потому, что советское прошлое, которое вообще, на самом деле, надо изживать, выдавливать из себя как раба по капле, оно сейчас нагло себя утверждает извне во многих действиях власти и во многих ее заявлениях, и, естественно, находит отзвук в людях, которые запуганы, которые спинным мозгом помнят, что было там 35, 20 лет назад.
<> меня многие обвиняли в том, что я сравниваю нынешний режим с нацистским, с фашистским итальянским. Но я должен сказать, что здесь уже речь идет не о режиме. Вот то, что сейчас происходит в этой сфере, которую вы сейчас затронули, это ужасно напоминает какой-нибудь фильм „Конформист“, понимаете? Ужасно напоминает, потому что это, конечно, не сталинский режим людоедский, когда просто там за один чих отправляли в лагерь. А это, вот, именно такой, фашистский итальянский режим, где, в общем-то, многое терпелось до поры до времени. Кому везло - долго, кому не везло - не долго. Но люди побаивались, люди серьезно боялись. И вот на этом, собственно, построен весь этот фильм.
http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1648470-echo/

РАНЕЕ:
ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО-24 (дополняется)
http://loxovo.livejournal.com/6935342.html

Жемчужное зерно

Previous post Next post
Up