Олег КАШИН - Заложник космодрома: как Восточный превратился в фараонскую стройку

Oct 25, 2015 01:40



Такой сюжет доброй комедии про недотепистого обывателя - распланировал дела на ближайшие месяцы: съездить с семьей в отпуск, купить машину, доделать что-то важное на работе, устроить ребенка в садик, сделать ремонт в квартире. Дела идут неплохо - машина куплена, ребенок в садике, работа доделана, от отпуска осталась куча фотографий, загар и магнитик на холодильник, а вот ремонт, ремонт - с ремонтом не все так просто. Что-то не получилось, и первую бригаду, молдаван, пришлось выпроводить со скандалом, и еще эти поездки по строительным рынкам, и не хватило какой-то важной и нужной плитки, и все расходы намного выше ожидаемых, и со второй бригадой, таджиков, тоже пришлось по какой-то причине расстаться, и еще что-то, и еще - в финале вместо жизнерадостного человека, у которого все получается, видим издерганного и постаревшего несчастливца, сидящего на икеевской табуреточке посреди разгромленной квартиры. Он ни о чем больше не может думать, ничего больше не может делать и, кажется, не знает, как дальше жить.
В 2011 году, когда все начиналось, кто думал о космодроме Восточный? Были какие-то важные вещи - были Путин и Медведев, политологи писали про раскол тандема, были выборы в Госдуму и Навальный агитировал за любую другую партию, маячила на горизонте Олимпиада, про которую не очень было понятно, что с ней будет и успеют ли все построить; да что Олимпиада - Большой театр ремонтировали, и тоже были какие-то скандалы, что-то там шло не так, Николай Цискаридзе возмущался, было тревожно. Новость о космодроме, который начали строить на Дальнем Востоке - в 2011 году это вторая полоса газеты, второй экран новостного сайта.
Все, что было тогда на первых полосах, давно закончилось. Путин провел рокировку и вернулся в Кремль, выборы прошли, потом была Болотная, и все интересовались Болотной, Большой театр открыли после ремонта, потом в Сочи все достроили, потом провели Олимпиаду, потом присоединили Крым, потом начался Донбасс, потом санкции, теперь Сирия - события можно перечислять долго, но что их объединяет: и Болотная, и Донбасс, и Сирия - это все события времен строительства Восточного. Сошлюсь на симпатичное прошлогоднее исследование популярного благовещенского автора о том, как по мере разворачивания проекта утяжелялись его масштабы и сдвигались сроки. История удорожания проекта подробно описана в расследовании РБК, автор которого, Александр Соколов, арестован теперь за экстремизм (многие коллеги считают это местью как раз за расследование по Восточному).
Строчка в президентском указе каждый день на протяжении всех четырех лет превращалась в масштабную проблему. Со скандалом уходили подрядчики, заводились уголовные дела, бастовали строители, ругалось новое главное действующее лицо сюжета вице-премьер Рогозин, стройка превращалась в постоянный фактор, который государство уже безо всякого энтузиазма было вынуждено иметь в виду, мириться с ним.
Восточный в 2011 году и Восточный в 2015 году - это два разных Восточных в том смысле, что из большого проекта времен нефтяной и политической стабильности подорожавший космодром превратился в неприятную обузу, про которую уже давно понятно, что ничего хорошего она не принесет. И Путин, и Рогозин, и Роскосмос, и все на свете счастливы были бы сказать: так, мол, и так, экономическая ситуация поменялась, давайте, нет, не бросим эту стройку, но законсервируем ее до лучших времен, ничего страшного, форс-мажор, непредвиденные обстоятельства, так бывает. Но так именно что не бывает, это невозможно. Система не имеет заднего хода, и это уже не вопрос денег и тем более не вопрос освоения космического пространства, его-то в расчет вообще никто не берет, нет - за четыре года (и, наверное, важно, что именно за такие четыре года, вот за эти времена Крыма, Донбасса и Сирии) стоимость космодрома из миллиардов рублей конвертировалась в государственный престиж и в дело чести. Уже не имеет значения, зачем нужен этот космодром и сколько он стоит - чем скандальнее стройка, тем более принципиально важно ее закончить, уже просто из государственного упрямства. Четыре года назад Восточный стоял в одном ряду с сочинской Олимпиадой, саммитом АТЭС и будущим чемпионатом мира по футболу. Теперь он в одном ряду с полярной магистралью Чум - Салехард - Игарка и другими большими стройками позднего сталинизма, навсегда брошенными сразу же после 1953 года, потому что и дорого, и не обязательно, и много других важных дел, а тот, чьим делом чести это было, уже ничего не сможет возразить. Четыре года проектирования и строительства Восточного - эволюция проекта от стандартной затеи нулевых, когда запланирована и коррупционная составляющая, и будущее подорожание, и затягивание сроков, но при этом все логично с точки зрения сложившихся порядков освоения федеральных средств, - из этого состояния проект эволюционировал до классической фараонской стройки, когда главной ее ценностью становится сам факт строительства и его масштабы.
Владимир Путин, приезжающий на стройку, чтобы объявить о переносе первого запуска с Восточного самое раннее на весну следующего года - в какой-то момент он сам превратился в заложника этого космодрома. Мыслями он в мировой политике, в Сирии, в учебнике истории. Телом - на недостроенном космодроме, который станет символом эпохи вне зависимости от того, состоится первый пуск или нет.
Олег КАШИН - пожалуй, самый популярный в Рунете независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
В настоящее время О.Кашин проживает в Швейцарии, ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром".
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Slon, 15.10.2015
https://slon.ru/posts/58008
Примечание: все выделения в тексте - мои.

строительство, проблемы, Кашин, Дальний Восток, Путин, космос, мегапроекты

Previous post Next post
Up