Призыв к смягчению нравов. Почему мы не хотим читать про страшное?

Oct 20, 2015 19:10

Впервые с 1987 года Нобелевскую премию по литературе получила русскоязычная писательница Светлана Алексиевич. Почему выбор Нобелевского комитета вызвал такое ожесточение в России и почему русские не хотят читать про страшное - выяснял The New Times


Светлана Алексиевич перед пресс-конференцией, посвященной присуждению ей Нобелевской премии, Минск, 8 октября 2015 года
Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества». Можно, конечно, спорить, того ли героя нашла награда, но, воля ваша, это довольно инфантильная постановка вопроса. Да, Стоппард, Рушди, Шалев, Хандке, Саша Соколов (список открыт) - более чем достойные кандидаты. Да, присуждение премии Джоан Роулинг стало бы не менее радикальным и интригующим высказыванием. Но, как известно, Нобелевский комитет своими решениями не столько поощряет конкретных писателей, сколько обозначает тенденции. Поэтому точнее было бы спросить: о чем это решение?
Полилог о боли и страдании
Политический смысл жеста шведских академиков вполне очевиден. Белорусская писательница, уроженка Западной Украины, пишущая по-русски, много лет прожившая в Европе и вернувшаяся в Минск, жесткий критик Путина и Лукашенко, Алексиевич кажется идеальным нобелиатом. Нам как бы указывают: да, «русский мир» существует, но у нормальных людей он ассоциируется не с президентами и бандитами, а с писателями, не с агрессией, а с языком и культурой, причем европейской по истокам и сути. Посыл, безусловно, приятный, но радоваться рано. Этот сигнал может быть расшифрован и по-другому: Россия Европе не страшна и не враждебна, Россия Европе попросту неинтересна, и пограничье «русского мира» на взгляд извне куда занятнее метрополии.
Литературное значение награждения Алексиевич тоже понятно. За 30 лет она написала шесть книг, пять из которых - «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хенд» - объединены в цикл «Голоса утопии». Ее герои - люди, прошедшие войну и пережившие слом 1990-х, «афганцы», ликвидаторы Чернобыля, самоубийцы, а также их матери, вдовы, подруги. Для каждой книги Алексиевич берет сотни интервью, фрагменты которых потом выстраиваются в полилог о боли и страдании, точнее, о человеке болеющем и страдающем, о его отношениях со своими болью и страданием.
Ментальный разрыв
Разговоры о том, что «литература факта» вытесняет «литературу вымысла», ведутся во всем мире не первый год, и своим решением Нобелевский комитет признает, что граница между фикшн и нон-фикшн перестала быть существенной. Шведы как бы указывают на документальную прозу белорусской писательницы и констатируют: «Се - литература». Более того: книги Алексиевич - это довольно радикальная версия нон-фикшн, в них практически отсутствует авторский голос (и, скажем, «Блокадную книгу» Адамовича и Гранина она отказывается числить в своей литературной генеалогии как раз потому, что там слишком много авторских комментариев, «забивающих» монологи свидетелей). То есть признано (столь авторитетной инстанцией - впервые) право писателя называться писателем, высказываясь при «посредничестве» других людей - и не созданных его воображением персонажей, а реальных, живых современников. Это очень важный культурный сдвиг: как если бы премию за лучшую режиссуру получил монтажер. Один из недоброжелателей Алексиевич даже сравнил ее с конем, которого Калигула ввел в римский сенат, - мол, были разные сенаторы, лучше, хуже, но все же люди, а тут вдруг это непарнокопытное.
И все-таки самый важный для отечественного читателя вопрос звучит так: почему для Запада Алексиевич стала главным современным русскоязычным писателем и переводы ее книг выходят миллионными тиражами, а в России, несмотря на перестроечный успех ее первых текстов, она, по сути, оказалась на периферии литературного процесса? Дело в том, что между Европой и Россией существует (и постоянно углубляется) ментальный разрыв: разные вопросы, разные ответы, разная проблематика, разная оптика. Разрыв этот сказывался и на отношениях Алексиевич с ее респондентами: они рассказывали ей про «одна на всех, мы за ценой не постоим», а она писала про эту цену, про них самих, про то, что случилось с ними на этом пути. Они хотели читать о своей победе, а книги оказывались про то, как они все потеряли и ничего не приобрели взамен.
Алексиевич принадлежит к очень влиятельной в Европе мыслительной традиции - условно говоря, постэкзистенциалистской. Экзистенциализм говорит о том, что человек создается ситуацией выбора - Алексиевич и ее предшественники работают с опытом расчеловечивания, показывая человека, для которого выбор отсутствует. Это та самая «литература после Освенцима», возможность которой ставил под сомнение Адорно. А для нас никакого Освенцима не было, и Колымы не было, да и войны в общем-то тоже, если она не про праздничный салют и «спасибо деду за победу». Чур нас, мы в домике, мы не хотим читать про страшное, даже просто про неприятное, не хотим, чтобы нас травмировали, огорчали. Жалуются, что Алексиевич в России не прочитана и не освоена, - а кто освоен? Шаламов? Примо Леви? Кертес?


Под колесами истории
Алексиевич исследует болевые точки советского и постсоветского социума: Вторая мировая, Афганистан, Чернобыль… «Столь содержательной художественной антропологии на материале недавней отечественной истории еще не было», - констатирует екатеринбургский литературовед Леонид Быков. Но серьезная работа с исторической памятью, индивидуальной и коллективной, зачастую происходит в точности по Абуладзе: выкопать отца из могилы и - за ноги с обрыва. Или родину. Или самого себя: свое детство, молодость, всю свою жизнь. Понятно, что это тяжело и неаппетитно, с этим проблемы не только в России, но и в Восточной Европе, и в Прибалтике, и в других странах. Но все же по тотальному нежеланию смотреть на свое прошлое как на проблему мы лидируем с огромным отрывом. И в этом смысле Нобелевская премия Алексиевич - это сигнал, что пришло время копать: лопатой, палкой, руками, преодолевая отвращение, тошноту и завещанную классиком любовь к отеческим гробам.
А еще премия Алексиевич - это призыв к смягчению нравов и готовности услышать другого, признание неотменимости гуманистических ценностей. Это возврат к правоте банальности: «Не люблю слова «герой»… героев на войне нет… Если человек взял в руки оружие, он уже не будет хорошим». Центральная тема Алексиевич - «маленький человек» под колесами истории. В настоящей трагедии, утверждал Иосиф Бродский, гибнет не герой, а хор. Книги Алексиевич сильны, если угодно, именно «диалектикой» героя и хора. Монологи ее респондентов одновременно тавтологичны и индивидуальны, их опыт всеобщий и в то же время предельно личный, только их и больше ничей. Тема и вариации: партии сливаются в единый хор, но хор состоит из отдельных людей, отдельных голосов - пусть исчезающих, едва различимых. Полифония, как на удивление точно сформулировал Нобелевский комитет. Именно в этом гуманизм Алексиевич - гуманизм, опять же, после Освенцима и Колымы, после всего, что мы знаем (и не знаем) о «небе крупных оптовых смертей», поверх всей запредельности. Единственный, доступный человеку конца XX - начала XXI века.
Досье
«Когда люди из огня - они еще не готовы врать. Они еще не знают, как врать в такой момент! Так было с Афганистаном, так с Чернобылем, так с состоянием любви»
Светлана Алексиевич - в интервью The New Times (№17 от 25 мая 2015 года)
Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН

The New Times №33 (382) от 12.10.2015
http://www.newtimes.ru/articles/detail/102570
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Почему наши страдания не конвертируются в свободу" (май 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6945906.html
Берлинская пресс-конференция Светланы АЛЕКСИЕВИЧ: "Мы все живем с чувством поражения"
http://loxovo.livejournal.com/6926524.html
ИЗ СТАРОГО - Писатель Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Свободы не бывает без свободных людей, а их нет" (окт 2013)
http://loxovo.livejournal.com/6926226.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Я не верю ни Путину, ни Лукашенко"
http://loxovo.livejournal.com/6926063.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Мне интересен маленький человек"
http://loxovo.livejournal.com/6925800.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Чтобы сохранить себя, нужно много мужества"
http://loxovo.livejournal.com/6925315.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Мы перепутали добро со злом" (ИНТЕРВЬЮ)
http://loxovo.livejournal.com/6925161.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Ты рядом с котлеткой по значимости и не мечтай встать" (ИНТЕРВЬЮ)
http://loxovo.livejournal.com/6924935.html
Александр СОКУРОВ vs Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Иди и сторожи в себе человека"
http://loxovo.livejournal.com/6924535.html
!!!! Франкфурт-2013. Встречи на книжной ярмарке. Светлана АЛЕКСИЕВИЧ (ИНТЕРВЬЮ) (окт 2013)
http://loxovo.livejournal.com/6924252.html
!!!!!!!!!! Светлана АЛЕКСИЕВИЧ - о памяти поколений и военной прозе (ИНТЕРВЬЮ)
http://loxovo.livejournal.com/6655476.html
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! "Попробуй найди в войну хорошего человека..." (о книге Светланы АЛЕКСИЕВИЧ)
http://loxovo.livejournal.com/6628609.html
!!!!!!!!!!!! Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Сейчас мужество нужно, чтобы не стрелять"
http://loxovo.livejournal.com/6132765.html
!! Писатель Светлана АЛЕКСИЕВИЧ - В России все меньше демократии ("Le Monde", Франция)
http://loxovo.livejournal.com/5556725.html
Красные человечки. Писательница Светлана АЛЕКСИЕВИЧ - о России, Украине, Путине (апр 2014)
http://loxovo.livejournal.com/5556436.html
!! Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: Кто не рад, тот враг народа (Frankfurter Allgemeine) (апр 2014)
http://loxovo.livejournal.com/5556062.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: Коллективный Путин (март 2014)
http://loxovo.livejournal.com/5555853.html
ИЗ СТАРОГО: Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Мы - общество жертв" (июн 2013)
http://loxovo.livejournal.com/5555507.html
!!! ИЗ СТАРОГО: Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: Я спускалась в ад, чтобы найти человека (ноя 2013)
http://loxovo.livejournal.com/5415251.html
*
! Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: Конец революции по-белорусски
http://loxovo.livejournal.com/2842748.html
Писатель Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: Общество расколото. Уже нет одной Беларуси, уже две Беларуси
http://loxovo.livejournal.com/1288550.html
Писатель Светлана АЛЕКСИЕВИЧ - о ситуации в Белоруссии
http://loxovo.livejournal.com/1188432.html
*
Писатель Светлана АЛЕКСИЕВИЧ - о причинах и уроках теракта в Норвегии (июль 2011)
http://loxovo.livejournal.com/2842380.html
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: уроки Чернобыля не усвоены ("Liberation", Франция)
http://loxovo.livejournal.com/1692583.html

ВИДЕО:
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Любить этот мир было не очень легко"
Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2015 года стала писательница из Белоруссии Светлана Алексиевич. Как объявили в четверг в Нобелевском комитете в Стокгольме, премия присуждена "за многоголосое творчество - памятник страданию и мужеству в наше время". О себе и своих книгах Светлана Алексиевич рассказывала на встрече с читателями в Минске в феврале 2014 года. (Видео Белорусской службы Радио Свобода).
http://www.youtube.com/watch?list=PLzZKyeLSElPVReIE9egiiCtQdO_S91fj7&v=5o7Wy82jUj0
"Время секонд-хэнд" Светланы АЛЕКСИЕВИЧ
В московском издательстве "Время" и немецком издательстве "Ханзер", а также в Швеции вышла новая книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич "Время секонд-хэнд". Эта книга завершает цикл из пяти работ Алексиевич под общим названием "Красный человек. Голоса утопии". На презентации книги Светланы Алексиевич в Берлине на международном литературном фестивале побывал корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.
Опубликовано: 16 сентября 2013 г.
http://www.youtube.com/watch?list=PLzZKyeLSElPVReIE9egiiCtQdO_S91fj7&v=C4CiumxKbGY
Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина и Шойгу"
Белорусская писательница Светлана Алексиевич, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год, 8 октября ответила на вопросы журналистов в Минске.
http://www.youtube.com/watch?v=otp2QjN6M9Y
Александр СОКУРОВ vs Светлана АЛЕКСИЕВИЧ: "Иди и сторожи в себе человека"
Светлана Алексиевич - Александр Сокуров. «Время секонд-хэнд» / Open Library
https://youtu.be/FPP0Lby-wqk

общество, награда, литература, прошлое, книга, сознание, писатель, человек, правда, гуманизм, Европа

Previous post Next post
Up