Владимир ФРОЛОВ: Мюнхенская речь - 2015 (сен 2015)

Oct 14, 2015 15:30

Сирия, Украина и постсоветское пространство по Владимиру Путину


Владимир Путин выступил в ООН с обновленной версией своей мюнхенской речи 2007 года. Сглажены риторически острые углы и включены новые сюжеты: ИГИЛ, война в Сирии, «арабская весна», «госпереворот и гражданская война на Украине», - но ничего принципиально нового о том, как видит окружающий мир Владимир Путин и как он считает правильным в нем жить, мы не узнали. И в этом главное разочарование от его выступления в Нью-Йорке: предпоказная подготовка (российское военное развертывание в Сирии) оказалась круче главного события.
Путин продолжает конструировать удобную для себя внешнеполитическую реальность и стремится, небезуспешно, навязать, прежде всего Западу, свой нарратив международной повестки. Отличие от 2007 года состоит в том, что от полемики и пропаганды Путин перешел к конкретным действиям по «созданию фактов на земле» для продвижения решений, которые он принимает исходя из своих представлений о реальности. Проблема только в том, что эти представления все чаще не совпадают не только с западным видением, но и с тем, как обстоят дела на самом деле. Соответственно, решения, принятые на основе ложной реальности, оказываются ошибочными. А во внешней политике ошибка, как известно, хуже преступления.
Эти расхождения хорошо видны в выступлениях Обамы и Путина на Генассамблее, особенно когда они интерпретируют ситуацию в Сирии и на Украине. Для Обамы и других западных лидеров Башар Асад - прямой виновник гражданской войны в Сирии, начавшейся в результате неадекватной силовой реакции режима на мирные протесты. Бомбардировки сирийской авиации ведут к массовым жертвам среди мирного населения и лишь увеличивают число сторонников противостоящих Асаду исламистских группировок, в том числе ИГИЛ. Мирное урегулирование конфликта возможно лишь через передачу власти от Асада переходному правительству. Восстановление прежней полноты власти режима, убивавшего женщин и детей, невозможно.
Для Владимира Путина война в Сирии - результат преднамеренных действий США и Запада в целом по дестабилизации и свержению стабильных авторитарных режимов в Ираке, Ливии, Йемене, Тунисе и Египте. Асад - легитимный президент Сирии и гарант стабильности. Его армия - единственная, кто воюет с террористами из ИГИЛ, и не поддерживать ее - ошибка. Запад вооружает «так называемую оппозицию», которая ничем не отличается от террористов из ИГИЛ и при первом удобном случае перебегает на их сторону с американским оружием. Никаких нюансов и сложностей. Все, кто выступает за свержение законной власти Асада, - террористы, а утверждения о зверствах режима, бомбардировках жилых кварталов, применении Асадом химического оружия против мирного населения, сотрудничестве Асада с ИГИЛ, уклонении от боевых действий сирийской армии против ИГИЛ - это «активные мероприятия спецслужб» и антисирийская пропаганда.
Путин предлагает создать новую «антигитлеровскую коалицию» против ИГИЛ, но почему-то пока получается, что Россия хочет возглавить коалицию шиитов - Иран, Сирия, Ирак, «Хизболла» - для борьбы с террористами, но суннитами.
Ясно, что суннитские арабские государства не могут участвовать в такой коалиции. Будет ли «российская коалиция» расширяться за счет других государств, сказать трудно, хотя есть, например, предположения, что к войне против ИГИЛ в Сирии может присоединиться Китай, но, скорее всего, образуются две параллельные коалиции: одна под эгидой США, другая - России и Ирана. На выходе мы получаем прямое вовлечение России в чудовищный религиозный конфликт в исламском мире.
При столь разных представлениях о причинах конфликта в Сирии и способах его разрешения трудно было ожидать прогресса в ходе личной встречи Путина и Обамы. В лучшем случае достигнуто какое-то взаимопонимание о координации авиаударов по позициям ИГИЛ, но при полностью параллельных действиях. Обе стороны постараются не замечать друг друга в Сирии, хотя Россия считает, что авиаудары «американской коалиции» по позициям ИГИЛ на территории Сирии неэффективны и незаконны, так как осуществляются без запроса правительства Сирии и без санкции Совбеза ООН.
Москва в первую очередь сосредоточится на укреплении режима Асада, перестройке его потерявшей боеспособность армии и удержании существующих позиций. Но не станет наступать и сильно расширять контролируемую Асадом территорию. Об этом говорят состав развернутой в Латакии группировки и заявления Путина, что российские военные не будут участвовать в наземных операциях. Возможно, будет нанесено несколько показательных ударов по позициям ИГИЛ, например в районе западнее Пальмиры, где есть угроза захвата газовых месторождений, которые обеспечивают всю сирийскую энергетику. Но в долгосрочном плане выживание режима Асада вызывает большие сомнения. Наиболее авторитетные аналитики полагают, что вернуть утраченные режимом территории и спасти власть Асада уже не удастся - Россия опоздала со своей поддержкой.
Ключевой момент: удалось ли Путину и Обаме сблизить позиции по политическому транзиту сирийской власти от Асада к переходному правительству с участием вооруженной суннитской оппозиции? Это самый сложный вопрос, и он потребует участия Ирана, Саудовской Аравии и Турции. Путин еще раз повторил, что судьбу Асада должен решать сирийский народ. Значительная часть сирийского народа уже определилась. Пока важно зафиксировать, что это активная тема переговоров.
Несовпадение представлений о реальности отмечается и по Украине. Владимир Путин считает, что Януковича, устроив в Киеве госпереворот, сверг Обама. Он сказал в интервью американскому телевидению, что «знает это точно». И тут было бы уместно обнародовать эти убийственные факты, тем более что раскрытия источников на Украине уже можно не опасаться. Ведь обнародовали же исторический перехват телефонных переговоров Нуланд с американским послом в Киеве.
Путин убежден, что «госпереворот» и свержение легитимного Януковича спровоцировали гражданскую войну в Донбассе и необходимость российского вмешательства в Крыму для защиты русских. Обама же считает, что Януковича сверг украинский народ, и удивляется, почему Россия применила против Украины военную силу и нарушила ее суверенитет, хотя путем дипломатии и переговоров могла бы добиться всех своих целей и не попасть под западные санкции. Нельзя сказать, что это основа для компромисса. Прогресс, видимо, в том, что Путин не возражает, чтобы США, которые «стоят за спиной киевских властей», активнее подключились к урегулированию конфликта в Донбассе. Россия уважает суверенитет Украины, сказал Путин в интервью, но хочет, чтобы и другие страны его уважали. «А уважать суверенитет - это значит не допускать государственных переворотов, антиконституционных действий и незаконного смещения легитимных властей».
Вообще, в интервью Чарли Роузу Путин формулирует новую внешнеполитическую доктрину России - императив борьбы с «цветными революциями» на постсоветском пространстве: «Что я считаю абсолютно неприемлемым для нас? Решение вопросов, в том числе спорных вопросов, внутриполитических вопросов в республиках бывшего Советского Союза с помощью так называемых “цветных революций”, с помощью переворотов и неконституционных способов смещения действующей власти, - вот это абсолютно неприемлемо».
И здесь мы снова сталкиваемся с ситуацией, когда решение о выборе политического курса принимается на основе «конструируемой реальности». Путин фактически говорит, что все протесты против легитимной власти в бывшем СССР инспирированы извне и являются «цветной революцией», цель которой - дестабилизация пространства вокруг России и проникновение в ее зону влияния. Россия имеет право и обязанность бороться с «неконституционными способами смещения действующей власти» на постсоветском пространстве. Ради этого Россия может применять военную силу - следующий майдан может быть подавлен российскими танками, если «легитимная власть» попросит. Ну а в более общем плане это утверждение за Россией права согласовывать или не согласовывать смену власти в бывших советских республиках исходя из российских интересов и предпочтений. То есть Назарбаева или Лукашенко можно сменить только на такого лидера, которого одобрит Москва, а не народ на свободных выборах. Это концепция «очень ограниченного суверенитета». Вопрос только в том, существуют ли у России возможности для реализации такой доктрины? Украинский сюжет (а до него киргизский в 2010 году) говорит скорее, что таких возможностей нет, и хочется верить, что проверять больше не придется.
Проблема внешнеполитических импровизаций на основе «конструируемой реальности» затрагивает основы государственности - это вопрос, как работает система принятия решений и их аналитическое обеспечение, это вопрос качества государственных институтов в области внешней политики и внешней разведки, их свободы в выборе информации и интерпретации событий. Цена ошибочного внешнеполитического решения - национальная катастрофа.
Владимир ФРОЛОВ - эксперт по международным отношениям


Slon, 29.09.2015
https://slon.ru/posts/57193
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Владимир ПАСТУХОВ: Путин, Запад и переразрядка (сен 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6928900.html
Политолог Андрей ОКАРА: Путину нечего сказать миру (сен 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6916238.html
Андрей КОЛЕСНИКОВ - Политэкономия: Ялта Путина
http://loxovo.livejournal.com/6907016.html
Дмитрий ТРАВИН: С кем воюет Владимир Путин?
http://loxovo.livejournal.com/6900365.html
Альфред КОХ: Жалобы царя-батюшки. Что Путин наговорил в ООН
Начало http://loxovo.livejournal.com/6896414.html
Окончание http://loxovo.livejournal.com/6896869.html
Политолог Лилия ШЕВЦОВА: Кремль демонстрирует безбашенность и полное отсутствие ответственности
http://loxovo.livejournal.com/6880970.html

Нью-Йорк, власть, ООН, Путин, доктрина, внешняя политика

Previous post Next post
Up